Достопримечательность Мюнхена: кафедральный собор Пресвятой Девы Марии (Фрауэнкирхе). Главные соборы и храмы мюнхена Кафедральный собор Богородицы в Мюнхене

ФРАУЭНКИРХЕ

Символ города – позднеготическая Фрауэнкирхе.

Фрауэнкирхе (нем. Frauenkirche), официальное название нем. Der Dom zu Unserer Lieben Frau (Собор святой Богородицы) - самый высокий собор в Мюнхене. С 1821 года главная церковь вновь созданного архиепископата Мюнхен-Фрайзинг.
Строительство собора было начато в 1466 году и закончено в 1525 году (1466-1492 архитектор Йоргом фон Хальсбахом, известный также как Гангхофер). Собственно сам собор был построен быстро, а вот башни были достроены почти столетие спустя.
В соборе могли найти себе место до 20 000 прихожан, в то время как на момент окончания строительства население Мюнхена составляло всего 13 000 человек. В наше время собор вмещает около 4000 человек сидя, благодаря установленным там в последние годы лавкам для прихожан.
Однако внутри собор не производит впечатления огромного сооружения, так как 22 колонны, поддерживающие крышу, создают иллюзию значительно меньшего пространства.
Высота собора составляет 99 метров. По решению референдума, состоявшегося в 2004 году, в Мюнхене временно запрещено строить здания выше Фрауэнкирхе, то есть выше 100 метров.
Одна башня выше другой на 12 см. По первоначальному замыслу их должны были венчать шпили как у Кельнского собора, но из-за нехватки денег возвели купола, стилистически не соответствующие собору.
Длина собора - 109 м, ширина - 40 м. Внутреннее убранство трехнефной церкви было частично утрачено во время Второй мировой войны. Сохранились великолепные скамьи хоров, выполненные Эразмом Грассером в 1502 году, гробница Людвига IV Баварского из черного мрамора, алтарь св. Андрея и картины Яна Полака. Хотя богатый готический интерьер собора был частично уничтожен, частично вынесен еще в эпоху контрреформации.
В крипте похоронены представители династии Виттельсбахов (нем. Wittelsbach), правивщей в Баварии и Пфальце
Церковь представляет собой бедное украшенное, но больших размеров кирпичное здание. Она пятинефная, зальной системы, без трансепта, но снабжена хоровым обходом и двумя западными башнями. Ее вдвинутые внутрь контрфорсы и по продольным сторонам обратились в ряды часовен необычайной высоты. На их восьмигранных столбах без капителей покоятся служебные колонны, которые разветвляются в богатые сетчатые своды. Строгая, но светлая церковь типична для баварского кирпичного стиля XV столетия.


Teufelstritt, отпечаток дьявола. По легенде строитель церкви заключил сделку с дьяволом, что в церкви не будет окон, а дьявол поможет построить здание. Но дьявол был обманут умным архитектором. Церковь была уже освящена и дьявол мог стоять только около входа, а с этого места окна не были видны из-за колонн. Дьявол в бешенстве топнул ногой и оставил отпечаток, где у пятки виден след хвоста.


Алтарь.


Потолок.


Орган.


Гробница императора Священной Римской империи Людовика IV работы Hans Krumpper.


Алтарь св. Андрея.

Статья из журнала GEO, №12, 2006 г.

Собор Баварской Богоматери
Символ Мюнхена – собор Фрауенкирхе. Никто не откажет ему в величественной и холодной готической красоте. Но мюнхенцы предпочитают другие церкви.
Останки баварских архиепископов покоятся в крипте мюнхенского кафедрального собора Фрауенкирхе. В сводчатом помещении под алтарной частью по традиции хоронили священнослужителей и аристократов.
"Здесь как-то голо!", – испуганно шепчет какая-то туристка мужу. Она скептически оглядывает массивные колонны собора Фрауенкирхе, пока ее взгляд наконец не останавливается на длинном облачении Райнхарда Беренса. Смотритель собора Беренс уже знает, что за этим последует – женщина подойдет к нему и задаст классический вопрос: «Это что, протестантская церковь?» В этом вопросе слышится явное разочарование.
Почему мюнхенский собор Фрауенкирхе выглядит таким чопорным? Почему люди избегают заходить в храм, который считается символом города? Местные католики предпочитают храмы поуютней, да и мало кому из туристов по нраву его аскетичность. Райнхард Беренс терпеливо объясняет, что не все католические храмы в Баварии построены в стиле барокко. Что его собор не похож на нарядные церквушки с игривой лепниной и росписями на потолке, с ангелочками, с высокими алтарями и сверкающими дароносицами.
Фрауенкирхе – это бескомпромиссная готика. Чистая, надменная, ясная. А к ней в избалованной барокко Баварии не привыкли. Когда пройдешься по нарядной улице Кауфингерштрассе с ее роскошными магазинами, а потом неожиданно окажешься под гулкими и пустынными сводами собора, становится не по себе.
Готика – это величие пространства, строгость линий. Главный собор города возвели в эпоху средневековья, хотя в его архитектуре уже чувствуется приближение Возрождения. Массивность сооружения смягчают купола-луковицы – «романские шлемы». Собор строили на протяжении 26 лет и освятили в 1494 году, незадолго до начала Реформации. Тогда же в Баварии был основан первый университет, а в Мюнхене напечатана первая книга.
Фрауенкирхе – один из последних памятников эпохи, когда Западная церковь была единой. Это лаконичный и суровый храм. Средства тут подчинены цели, в отличие от иезуитского барокко, где цель принесена в жертву средствам. Строгий набожный дух средневековья не терпел вычурности и оперных эффектов.
Барочную музыку исполнять здесь невозможно. Из-за мощного эха звуки сливаются, и получается какофония. «Бах у нас бьет по ушам», – улыбается регент. Акустика во Фрауенкирхе такова, что за музыкальными произведениями с быстрым темпом «пространство просто не поспевает». Но стоит зазвучать грегорианским хоралам или мессе Моцарта, становится ясно, на что способна здешняя капелла. Когда горят бесчисленные свечи и от ладана густеет воздух, в этих стенах ощущаешь незримое присутствие Святого Духа. В такие мгновения раскрывается истинная сила собора, красота церковной службы, будто ты перенесся в Венецию ХVII века, в знаменитый собор Святого Марка.
В певческой школе при храме учатся 300 детей. В соборе, где служил капельмейстером Орландо ди Лассо – великий композитор Возрождения, недопустимы фальшивые ноты. Для регента Ниса это искусство, а не ремесло. А коли прихожане не способны держать высокую певческую планку, то пусть лучше помалкивают.
Во Фрауенкирхе не заигрывают с паствой и не укорачивают службы. Доминиканцы или иезуиты из других католических храмов Мюнхена вольны гоняться за своими прихожанами. «Мы не ждем аплодисментов. Храм – это не балаган, – говорит церемониарий Антон Хеклер. – Месса во Фрауенкирхе – пример для подражания». Здесь служат по всем канонам. Ведь если в каждом храме будут действовать по собственному усмотрению, что станет с единством церкви?
Хеклер, внешне смахивающий на известного американского актера Джина Хэкмана, включает свой ноутбук и начинает подсчитывать, во что обойдется приходу причастие 400 верующих. Хеклер – режиссер и постановщик в одном лице. Он определяет, кто из служек вынесет покров на чашу, а кто споет «Верую». Он следит за всем – от выбора сосуда для облаток до драпировки риз. Он выговаривает причетникам за джинсы, торчащие из-под стихарей, а чтецам за плохую артикуляцию.
Хеклер ратует за продолжение реформ католической церкви, которым 40 лет назад положил начало II Ватиканский собор. Увы, «косному сознанию непонятен возвышенный блеск благородной простоты». Скажем, облачение священников в обычных церквях по-прежнему смахивает на какой-то аляповатый нагрудник. Во Фрауенкирхе священники носят скромное одеяние.
Мюнхенцев сочетание готики и современных тенденций заводит в тупик. Хоры во Фрауенкирхе, по их мнению, расположены слишком низко, алтарь недостаточно пышно украшен, а кресло епископа совсем не похоже на трон. Даже кафедры, с которой должны звучать берущие за душу проповеди, здесь нет.
Была бы на то воля самого Хеклера, он пошел бы еще дальше. Убрал бы из собора скамьи, которые только препятствуют единению верующих: пусть прихожане стоят во время богослужения. Преломлял бы настоящий хлеб вместо облаток и причащал бы евхаристическим вином не только духовенство, но и всех верующих, как в обрядах древней церкви. (Прим. Причем тут древняя церковь. Все это исполняется в наших православных церквях. ) Но тогда, опасается он, к ним вообще перестанут ходить. Мюнхенцы и без того редко заглядывают во Фрауенкирхе. По воскресеньям в соборе, рассчитанном на 20 тыс. человек, набирается от силы 100–200 прихожан. Вечерню служат в крохотной часовне для 15–20 старушек. При этом баварское телевидение транслирует в прямом эфире главные мессы. Так что Вольфгангу Хуберу, настоятелю храма, хватает забот и с их подготовкой, и с визитами международных делегаций. В конце концов, Фрауенкирхе никогда не была «народной» церковью. Она – символ герцогской власти.
Начиная с XVI века здесь венчали и хоронили правителей Баварии, герцогов Виттельсбахов. На площади перед собором набирали войско, а настоятелей Фрауенкирхе назначал сам герцог. Собор верой и правдой служил власти, его могучие своды и мощные башни, устремленные в небо, были символом непобедимости баварских правителей. Уже его предшественница Мариенкирхе, возведенная на этом месте в XIII веке, была домовой церковью герцогов.
Простой же люд молился в церкви Святого Петра – любимом в народе и самом старом храме города. Мюнхенцы до сих пор не могут смириться с тем, что он остается в тени привилегированной Фрауенкирхе.
Каждому, кто разглядывает старые гравюры, обязательно бросается в глаза «светскость» собора. Надгробие Людвига Баварского – самого знаменитого представителя Виттельсбахов за все 8 веков существования рода, воздвигли прямо перед главным престолом, почти загородив его. Да еще водрузили сверху национальный флаг Баварии.
Окончательно «придворным» собор стал при суровых и набожных баварских курфюрстах эпохи Контрреформации. Максимилиан I, ярый католик и лютый враг протестантов, умел ловко объединять религию с политикой. Он даже повелел перенести статую Мадонны, символ собора Фрауенкирхе, с алтаря на центральную площадь Мюнхена (теперь она называется Мариенплац). А величественную бронзовую фигуру Богоматери, установленную у стен своей резиденции, объявил святой заступницей Баварии. Мадонна превратилась в политическое оружие дома Виттельсбахов. В самом соборе Максимилиан приказал возвести мрачный памятник из черного мрамора и темной бронзы – императорский кенотаф, символическую усыпальницу герцогов. Фигуры закованных в латы рыцарей и изображения черепов выглядели устрашающе и вселяли ужас в верующих. Над монументом возвышалась мощная триумфальная арка – символ единения небесной и земной власти.
Так что собор Фрауенкирхе был и остается церковью для властей предержащих. Вплоть до 1952 года все баварские епископы происходили из аристократических дворянских семей. Для жителей Мюнхена собор всегда олицетворял союз трона и алтаря. Вот почему горожане никогда не считали Фрауенкирхе близким им по духу.
Когда монахиню Йолант у Вайс из ордена Сестер Святого Семейства после 27 лет служения в городке Партенкирхен перевели в Мюнхен, ее насторожило, что на паперти Фрауенкирхе никогда не играют дети. В своем альпийском городке она каждый год готовила к первому причастию 60 малышей. А в огромном прославленном соборе всего 400 прихожан – самый маленький приход в Мюнхене. И роста не предвидится: только 29 прихожан моложе 18 лет. Большинство – старики, живущие в приюте недалеко от собора.
За ними-то и ухаживает сестра Йоланта. А еще она навещает 96-летнюю фрау Бауер. До войны та жила хорошо, работала во Дворце Правосудия, но в 1945-м ее дом разбомбили, и ей дали квартиру неподалеку от Фрауенкирхе. Фрау Бауер совсем высохла – невесомая как пушинка. В ее комнатке на комоде стоит фигурка Божьей Матери с младенцем Иисусом.
Сестра Йоланта аккуратно чистит для старушки мандарин – только половинку, чтобы другая не засохла. Фрау нравится вечно повторять одно и то же: «Когда-то начальник сказал мне: «Девушка, будь проще, и люди тебя полюбят». Но ведь не каждый это умеет!»
Слова эти – вроде жизненного итога, звучат почти как молитва. Сестра Йоланта Вайс терпеливо слушает бормотание фрау Бауер, думая о том, что возможно и заносчивой церкви Фрауенкирхе стоило бы прислушаться к мудрому совету…

Вольфганг Михал

Кафедральный собор Ульма является одним из самых известных памятников германской архитектуры. Здание видно из любой точки города, так как его островерхий шпиль тянется на высоту 162 метров. История возведения здания довольно велика, она берет начало еще в XIV веке и продолжается до XIX столетия. Собор с самого начала строился пятинефным, что и стало причиной столь долгого срока завершения работ. Его высокий шпиль вначале был 100-метровым, но к концу XIX столетия его достроили еще на 62 метра.

Украшения Кафедрального собора Ульма гениальны: уникальные витражи, знаменитые хоры, вырезанные из замоченного в Дунае дуба, который приобрел небывалую крепость и стойкость за полтора века. Помимо этих украшений, необходимо отметить скульптуру Гана Мальчера Христос-страдалец, которая украшает парадный портал собора. Главным атрибутом здания является воробей, расположенный на крыше здания. Этот маленький птенец несет в себе великий смысл и интересную легенду, которую все желающие могут узнать у любого местного жителя города Ульм.

Собор ордена театинцев

Собор ордена театинцев - Театинеркирхе (Theatinerkirche). 1663-1767. Архитекторы Э.Цукалли, Ф.Кювилье. Ощутимо влияние итальянского зодчества, особенно в барочных башнях. Очень изысканное и гармоничное строение.

Собор Святой Богородицы

Собор Святой Богородицы, известный также, как Фрауэнкирхе - символ Мюнхена и самый высокий собор в городе. Построенный в XV веке, храм также является значимым памятником архитектуры готики.

Главная часть сооружения была завершена в 1488 году, а купола, в связи с недостачей средств были завершены в 1524 году. На момент завершения собор вмещал 20 000 посетителей, несмотря на то, что население города составляло всего 13 000 жителей. Фасад отличается небогатым декором, что несвойственно готическому стилю, однако выглядит торжественно. Интерьер собора не менее необычен - вместо хмурых стен и темноты, как обычно бывает в готических храмах, внутреннее убранство отличается обилием светлых тонов и цветных витражей, что создает внутри храма теплую атмосферу. Также в соборе можно увидеть 22 величественные колонны, поддерживающие потолок, обилие барельефов и несколько гробниц.

В столице Баварии, Мюнхене, мы пробыли всего сутки, поэтому кому-то (кто этот замечательный город знает лучше) мой рассказ покажется поверхностным и стандартным. Не спорю, что в Мюнхене огромное количество достопримечательностей, музеев, памятников истории и архитектуры, и обойти их за один день просто физически невозможно. Но получить общее представление, ознакомившись с так называемыми «визитками», можно.

Итак, я расскажу о тех достопримечательностях, которые, на мой взгляд, можно назвать главными визитками Мюнхена (да простят меня остальные туристы, посещавшие данный город, но этот список составлен на мой вкус - что-то очень важное сюда, возможно, не попадет, а что-то, напротив, кто-то посчитает не заслуживающим внимания).
Начнем, конечно, рассказ о Мюнхене с главного его собора - Собора Пресвятой Девы Марии или, как называют его сами мюнхенцы, Фрауэнкирхе. Собор был построен в 15 веке на месте более ранней церкви - часовни, посвященной Святой Деве Марии - Мариенкапеллы (Marienkapelle), возведенной еще в 12 веке в романском стиле. Здание это примечательно тем, что, во-первых, это самое высокое строение в городе. При том, что это крупный промышленный и научный центр Германии и третий по размерам город страны, здесь вы не увидите небоскребов и высотных зданий. В 2004 году в Мюнхене даже проводился референдум, согласны ли жители, чтобы в городе запрещалось строительство зданий выше Фрауэнкирхе. Подавляющим большинством жители города выразили свое согласие, чтобы собор и впредь был самым высоким зданием Мюнхена. Во-вторых, собор хоть и построен в стиле поздней готики, в его архитектуре много необычного, не характерного для этого стиля, что делает его уникальным. В-третьих, с собором связано немало легенд, что придает ему особую романтику и ореол тайны.


Одна из легенд связана с причинами строительства собора. Согласно преданию, в небольшой капелле, стоявшей на этом месте раньше, всегда собиралось очень много людей, так что нельзя было даже пошелохнуться. Во время одной из служб маленькой девочке стало плохо, но вынести ее на улицу не успели, так церковь была битком набита людьми, и девочка умерла. Растроганные жители города и герцог Сигизмунд, который был сеньором здешних земель, решили построить новый вместительный храм, в котором такого не могло бы произойти, и который мог бы вместить всех желающих.


Воля герцога и горожан стала быстро воплощаться в реальность: на немалые пожертвования самого Сигизмунда и зажиточных бюргеров в течение всего двух десятков лет было построено огромное здание, которое и сегодня поражает своим размерами. Оно могло вместить около 20 тысяч человек, в то время как население города в средние века не превышало 15 тысяч человек.


Архитектором собора назначили Йорга фон Хальсбаха (J?rg von Halsbach), имевшего прозвище Гангхофер (Ganghofer). Именно он предложил построить не совсем обычный храм, лишенный традиционных для готики декоративных излишеств, ему же принадлежала идея возводить собор из кирпича, что тоже было редкостью для готической архитектуры, хотя строительство из кирпича было и быстрее, и дешевле.


С окончанием строительства связана интересная легенда. Поговаривали, что построить такой большой собор в столь короткий срок архитектору помог не кто иной, как сам дьявол. У архитектора была заключена сделка с дьяволом, что тот поможет ему построить невиданный собор, а в обмен на это архитектор отдаст ему свою душу. На том и порешили. И вот собор построен, дьявол пришел принимать собор, но архитектор заявил, что свою часть договора дьявол не выполнил, так как у собора есть один существенный недостаток - у него совсем нет окон. Дьявол разозлился и топнул ногой, оставив такой след.


На самом деле окна, конечно же, в соборе есть, их украшают прекрасные витражи, и через них во внутренний огромный зал собора проникает свет.


Почему же дьявол не увидел их? Если вы не побоитесь, и встанете на то же самое место, то вы также не увидите ни одного окна. Дело в том, что все внутренне пространство собора пересекается двумя рядами белоснежных восьмиугольных колонн. Сливаясь, они как бы образуют стену, и создается впечатление, что собор построен без единого окна.


Как бы то ни было, рассерженный дьявол, видимо, так и не простил архитектора, перехитрившего его. Едва закончив строительство основного здания, архитектор умер. Единственное, что он не успел увидеть - как на башни будут водружены купола. Похоронили архитектора под северной башней собора. Только спустя 40 лет была поставлена точка в строительстве - башни были увенчаны куполами, опять же, необычной для готики формы. Луковичная форма куполов скорее напоминает романские соборы Византии. Вначале планировалось установить типичные для готических соборов заостренные шпили, но потом архитектор решил увенчать башни куполами, копирующими купол храма Гроба Господня в Иерусалиме. Потом такие купола стали называть «вельшскими», и они стали достаточно распространенными в южной Германии, а также в Австрии.


Когда мы были в Мюнхене, одна из башен была закрыта на реставрацию, поэтому впечатление было несколько подпорчено, но учитывая, что они практически одинаковые, можно в целом представить, какое колоссальное впечатление производит Собор во всем его величии. Башни собора, действительно, почти одинаковые, различаются они только высотой - всего 13 сантиметров (где-то пишут 12, где-то 15). Объясняют такую разницу происками все того же дьявола, подглядывавшего за строительством и отвлекавшего рабочих, которые и допустили такую погрешность.
Еще один элемент наружного «декора» собора - это размещенные на стенах плиты. На самом деле, это надгробия. Раньше вокруг собора находилось кладбище, потом оно было снесено, а надгробиям не нашлось лучшего места, как на стенах собора. Можно провести целую экскурсию, читая надгробные эпитафии, имена давно ушедших жителей города и даты их жизни.


Внутри храм производит особенное впечатление. Зал на самом деле очень большой, но из-за рядов колонн он кажется узким, как длинный коридор. Внутреннее убранство поражает строгостью и аскетизмом. Здесь нет традиционных росписей, фресок, лепнины, богатого декора. Все выполнено в белом цвете - строго, сдержанно, даже может возникнуть впечатление, что это лютеранский храм. Из декора - только изящная кремового цвета «паутина» на потолке, лаконичные светильники и «парящее» в белоснежном пространстве храма распятие.



Легкое, воздушное, совсем не подавляющее внутреннее пространство, которое больше напоминает сказочный дворец, чем готический храм. Правда, многие уходят отсюда разочарованными, ожидая от главного собора роскоши и богатства внутреннего убранства. Но на мой вкус здесь все невероятно гармонично, легко, и это один из самых интересных и незабываемых соборов, которые я видела в Европе. Очень гармонично вписывается сюда и современный орган, выполненный в стиле модерн в 1994 году.



Вдоль стен расположены маленькие «комнаты» - капеллы, отгороженные решетками - в каждой капелле находится икона и скамейки, каждая такая капелла принадлежала одной из богатых семей Мюнхена, куда ее представители могли приходить и молиться в некотором уединении. Как я уже говорила, многочисленные окна собора, которые не заметил дьявол, украшены витражами со сценами из священного писания, с портретами святых и прочими традиционными сюжетами.


Собор изначально создавался как усыпальница представителей династии Виттельсбахов, правивших в Баварии, и некоторое время во всей Священной Римской империи. Некоторых правителей из этой династии хоронили прямо в соборе в специальной крипте за алтарем, рядом с баварскими кардиналами и архиепископами. Некоторые Виттельсбахи похоронены в других храмах Мюнхена: в более нарядных и парадных Церкви св. Михаила и Театинеркирхе, иногда сердце умершего хоронили отдельно в капелле Альтёттинга. Самое известное надгробие собора принадлежит Людвигу VI Баварскому. Это был самый известный и могущественный король из династии Виттельсбахов. О его могуществе говорит тот факт, что ему под силу было даже сместить неугодного ему папу римского, и назначить на его место другого. На самом деле этот черный известняковый монумент - кенотаф («пустышка»), а не надгробие, так как похоронен император внизу, в крипте.


Стоит сказать, что отношение к Фраункирхе у самих мюнхенцев неоднозначное. Связано это с тем, что собор изначально имеет скорее официозно-представительное предназначение, так и не получив статуса «народного». Народным же считается другой храм Мюнхена, расположенный недалеко - церковь Святого Петра.


Перед собором обязательно обратите внимание на необычный фонтан - по форме он напоминает то ли сиденья, то ли грибочки. Его построил архитектор Йозеф Хейзельманн в 1972 году специально к проводимым здесь Олимпийским играм, и называется это необычное произведение «Беннобрюннлйян». Чаша фонтана окружена небольшими каменными блоками, на которых можно посидеть в тени в жаркую погоду, смочив ноги, а потом двинувшись в путь к новым интересным открытиям.


Продолжение следует...

Кафедральный собор Фрауэнкирхе (Frauenkirche) является символом Мюнхена. Он стоит недалеко от Мариенплац (Marienplatz‎). В 2004 году в городе состоялся референдум, на котором было запрещено строить здания в Мюнхене выше собора Фрауэнкирхе, высота которого составляет 99 метров. Собор Фрауэнкирхе тесно связан с династией Виттельсбахов, которые хотели возвести в нем величественный семейный склеп. Строительство собора началось в 1468 […]

Является символом Мюнхена . Он стоит недалеко от Мариенплац (Marienplatz‎). В 2004 году в городе состоялся референдум, на котором было запрещено строить здания в Мюнхене выше собора Фрауэнкирхе, высота которого составляет 99 метров.

Собор Фрауэнкирхе тесно связан с династией Виттельсбахов , которые хотели возвести в нем величественный семейный склеп. Строительство собора началось в 1468 году. Именно тогда герцогом Сигизмундом и епископом Йоханнесом Тульбеком был торжественно заложен первый камень. В 1494 году собор был частично построен и освящен. Однако строительство продолжалось дальше. И только в 1525 году были достроены уникальные купола на башнях храма. Собор Фрауэнкирхе является примером для подражания всех храмовых построек Баварии.

После завершения строительства, собор мог одновременно принимать до 20000 прихожан, хотя на тот момент в городе насчитывалось только 13000 человек. Крышу величественного здания поддерживают 22 колонны. Они то и создают иллюзию ограниченного пространства, хотя на самом деле в нутрии собора на сегодняшний день установлены скамьи, на которых могут разместиться 4000 прихожан Мюнхена.

Frauenplatz 12, 80331 München, Германия

Ехать метро до станции Marienplatz‎

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Адрес: Frauenkirche, Frauenplatz 12, 80331 München, Germany. Как добраться: станция метро "Marienplatz" (линии метро U3 и U6).

Кафедральный собор Богородицы в Мюнхене

В сутолоке дня, тревогах, заботах, склонив голову, мы пробегаем по жизни, замечая лишь асфальт под ногами, мчащиеся авто, станции метро. Мелькают дни и ночи, утекает жизненная энергия. На склоне лет все чаще обращаем глаза к небу, вглядываемся в бездонную синь, пытаясь увидеть скрытую тайну, шепчем слова забытого псалма, выпрашивая прощение, страстно ищем намоленные святыни, где всепрощающий дух Божий готов снизойти на безбожника. Одно из таких благодатных мест - Фрауэнкирхе в Мюнхене.

Летопись возведения Собора Богородицы в Мюнхене

Сердце старого города - Мариенплац, пережившая шумные людные ярмарки, базары, зрелищные турниры, помнящая эпидемии, слезы, стенания, боевые и победные кличи. Благодарные потомки воздвигли здесь гигантскую колонну неизменной покровительнице Баварии - Деве Марии (1638 г.).
Поднятая высоко над землей, стоя на золоченом полумесяце, она держит символы власти и младенца Иисуса, благословляя горожан и приезжих. Гумберт Герхард старался воплотить в памятнике идею о грехопадении, терпении, наказании, смирении народа. Не напрасно, очевидно, у подножия стелы затаились жуткие фигуры, олицетворяющие бедствия, проблемы, раздиравшие население в давние времена. Застыли Голод, Чума, Война. Особо интересна Ересь в облике ехидной, наказуемая смертью.
Некогда рядом с площадью находилась скромная часовенка, собиравшая массу людей, особенно в дни празднеств. Однажды, когда ее переполнили пришедшие с песнопением верующие, раздался тревожный крик о начавшемся пожаре: забили в набат звонари, закричали миряне, бросились в панике к единственному небольшому выходу, не помня ни о чем. В сплошном едком дыму, невыносимой давке, стонах пострадавших не заметили упавшую наземь красивую девушку, юную, чистую, непорочную, затоптали насмерть. Пролитая кровь невинной жертвы породила множество разговоров. Тогда-то и надумали построить новое здание, просторное, светлое, где свободно вместились бы жители столицы. Деньги на благое дело собирали всем миром. Герцог Сигизмунд с епископом Йоханнесом Тульбеком наконец-то заложили краеугольный камень (1468 г.).
Разрабатывая проект храма, зодчий Йорг фон Хальспах настойчиво повторял, что в нем не допустимы излишества, как того требует строжайший стиль бескомпромиссной готики. Масштабное строительство заняло рекордно короткие сроки, всего 20 лет (исключая купола, добавленные позже), став лебединой песней архитектора, умершего в том же году. Полное завершение приходится на 1525 г. Кирха вмещала свыше 19 тыс. молящихся, хотя число проживающих на тот момент не превышало 13000. Наверное, рассчитывали на большой прирост населения или преобразование церквушки в своеобразную Мекку, куда будут стекаться паломники со всех уголков страны.
Выстроенный из обожженного красного кирпича собор Пресвятой Богородицы видится из наиболее удаленных уголков Мюнхена, ведь не существует здания выше его. Городской совет принял специальный законопроект, запрещавший строить высотки, закрывающие символ столицы.
Это - мощная цельная конструкция (109х40 м), напоминающая формой ковчег Ноя. Строгие линии величественного фасада восхищают. Под двускатной кровлей отчетливо выделяются членения, гармонично сочетающиеся с вогнутым венком часовен. Поднимающиеся башенки изначально планировали украсить шпилями, однако, денег катастрофически не хватало. Отсюда - купола-луковицы зеленого цвета, вступающие в оригинальный контраст с ярко красной черепицей и кладкой. "Мои любимые аспарагусы (спаржа)", - любя называл их курфюрст Макс III Йозеф. Южная башня (98, 45м) на 12 см короче северной (98, 57 м).
Поднявшись на одну из них по узкой винтовой лестнице, промчавшись немного на лифте, выйдете на смотровую площадку: черепичные крыши, прямые летящие проспекты, улочки и закоулки - все предстанет взору. В ясную, солнечную погоду, если повезет, можно долго любоваться заснеженными шапками Альп, получать наслаждение, проникая в замысел древних зодчих, творивших с любовью, ощущать величие природы, сопоставлять увиденное с нависшими буднями, агрессией, коварством, злобой.
На чердаке до сих пор лежит тяжелая деревянная балка, вынутая из перекрытий. Талантливый плотник фон Штранбинг, желая доказать присутствующим свое непревзойденное мастерство, недосягаемую квалификацию, вытянул ее. Потом предложил завистникам установить на прежнее место. Эту загадку не смогли разгадать до сих пор. Не верите? Тогда ступайте под соборную кровлю. Вооружитесь терпением, решительностью, сообразительностью. Возможно, тайна мудрого мастера уступит вашему напору и откроется?
Десять колоколов расположились под медными "луковицами", их отливали на протяжении 6-ти столетий (с XIV по XX). Крупнейший из них назван нежным женским именем - Сюзанна. Внизу на фасаде прикреплена табличка с выцветшей от времени облупившейся краской, но надпись на ней еще читаема. Она оповещает, что местность вокруг сооружения - зона повышенной опасности, ибо здесь всегда гуляет сумасшедший ветер. Срывая ветхую облицовку, головные уборы у зазевавшихся гостей, как бы насмехаясь, он кружит их по мостовой. Почему только у иногородних? Потому, что проживающие в близлежащем районе, помня старинное предание о происхождении мини-вихря, всегда придерживают свои шляпы, проходя мимо.

Стопа дьявола

Легенда нашептывает фантастическую историю, похожую на сказку о владыке преисподней, пожелавшем разрушить обитель Бога. Получив от верноподданных дурную весть о построении в Германии еще одной святыни во славу Богоматери, нечистый пришел в бешенство, испугавшись уменьшения притока грешников в адские чертоги, чего не мог допустить. Сатана принял решение посетить стройку до освящения. Заключив договор со свирепым сильным северным ветром, ринулся в баварский край. Задача шторма - разрушать снаружи, кружась и злобно воя вокруг. Навредить изнутри Князь Тьмы взял на себя, проникнув незаметно в помещение. Встав под центральным органом, он не увидал ни одного окна. Леденящий кровь хохот пронесся под сводами. От удовольствия рогатый захлопал в ладоши, обрадовавшись, топнул ножищей, оставив на напольной плитке заметную приличную вмятину, от которой в разные стороны побежали трещины-паутинки, а шпора в виде крючка хорошо видна и доныне. Чему так радовался похититель душ? Он правильно решил, что в исполинский темный храмовый простор вряд ли придут на молебен людишки.
Когда постройку освятили, народ повалил толпой, возмущению беса не было предела. Облетев вокруг, он обнаружил вдруг окна 23-метровой вышины, украшенные великолепными витражами, располагающиеся по всему периметру. Насчитал их 30 штук. Придя в немыслимую ярость, кинулся прочь, приказав своему подельнику продолжать гнусное дельце наружного разрушения.

Чопорность и простота архитектуры

Войдя внутрь, посмотрите внимательно на отпечаток - Teufelstritt. В обрамлении желтого квадрата на серой прохладе мрамора - "чертов след". Встаньте впритык к нему - ни один оконный проем не откроется вашему взгляду. Но только сделаете шаг вперед, и мягкий свет, преломляясь в очаровательных витражных окошках, весело играя разноцветными бликами на арках, колоннах, полу, заворожит. Выстроившиеся по обеим сторонам внутреннего пространства восьмигранные пилоны (22 шт.), изумительно белые, кажущиеся полупрозрачными, создают впечатление простирающейся вдаль дороги. На них покоятся служебные опоры, образуя охристое разветвление сетчатых сводов с нежным графическим рисунком. Здесь нет потолочной и настенной росписи, минимум замысловатой лепнины - только ясная, надменная готика взирает свысока. Строгость, набожность Средневековья не терпела вычурной мишуры, обращая пристальное внимание на духовное состояние паствы. Дом Господа - не балаган, не цирковая арена. Общению с Творцом ничто не должно мешать. Мессу необходимо выслушивать полностью, сидя в оглушительной тишине, устремив взор на 8-метровое распятие, будто бы парящее под потолком.
Ценители хорового пения поражаются удивительнейшей акустике. Увы, произведения Баха не порадуют ревностного католика, ибо громкая музыка, "бьющая по ушам", разливается протяжным, унылым гулом в огромнейшем пространстве. Зато григорианские хоралы, произведения Моцарта звучат удивительно успокаивающе, запоминаясь надолго.
Мерцающий огонек свечей, сгустившийся от ладана воздух, полумрак дарят ощущение незримого присутствия Святого Духа. Хочется надеяться, что посланная Всевышнему просьба непременно будет услышана. На скамьях - от 10 до 15 старичков, перебирая четки, беззвучно произносят слова молитвы вслед за пастырем. В воскресный день посетителей насчитывается пара сотен, не более, притом, что установленные рядами скамьи рассчитаны на 4 тыс. желающих. Не стремятся мюнхенцы приходить сюда. Слишком высокомерной, надменной предстает священная обитель.

Альянс силы престола и веры

Пятинефное сооружение больше посещали аристократы, курфюрсты, оставляя богатое пожертвование, изъявляли желание быть похороненными тут, в этой тихой пристани, где нашли упокоение Виттельсбахи, правившие краем более 700 лет. Главный престол основного нефа заслоняет величавое надгробие Людвига Баварского с возвышающимся над ним государственным флагом. Монумент является кенотафом (могилой без останков) из красноватого и черного мрамора. Большущая плита с камнем-подушкой, на ней - корона. По обоим бокам - аллегории правления: первая, увенчанная венком из лавра, сжимает скипетр. Мимика отражает добродушие, справедливость, честность, такие востребованные качества для мирной жизни. Вторая сурово смотрит из-под полуопущенных век, удерживая наготове оружие. В облике - отвага, решимость, ум - все, что нужно иметь в сумеречные годы военных сражений.
У подножия - статуи высокопоставленных особ: Вильгельма IV, Альберта V с мечом. По углам замерли в едином порыве рыцари, закованные в латы (автор Ганс Крумппер). На плите - черепа и штандарты. От гробницы веет холодом, отпугивая прихожан. Талантливая рука ваятеля Эразма Грассера радует ценителей искусства умело выполненными бюстами апостолов, пророков, застывшими на клиросе. За церковным хором расположена лестница, ведущая в крипту, где упокоились навек венценосцы, местные сливки общества, священнослужители, богачи. Самого же Людвига погребли совместно с женой Беатрикс в склепе в алтарной части.
В алтаре - картина П. Кандида "Вознесение Марии" повествует о радостном событии, когда Приснодеву забирают вместе с телом на небеса, венчая на царствие. Несколько работ Яна Полака поражают реалистичностью, хотя их полная аутентичность не установлена.
Боковые капеллы - воплощенное в камне стремление быть ближе к Создателю. Они интересны своим необычным убранством. Так в часовне Святых Таинств задержитесь в изумлении перед механическими часами Грассера. В них - подвижные фигурки известного библейского сюжета. Кроме них движутся планеты, знаки зодиака, представлены фазы Луны и Солнца, а мелодия, льющаяся и окутывающая, несет мысль о заступничестве, всеобъемлющей вселенской любви, милосердии. В период реставрации добавили кукарекающего петуха, вестника рассвета, загоняющего прислужников демона в глубокие подземелья ада. В общем-то, церковь всегда верой и правдой служила здешним герцогам, последний из которых проживает сейчас в замке Нимфенбург за счет государства.

Судьба храма сегодня

Сейчас он теряется среди множества окружающих его жилых строений. Даже сфотографироваться проблематично. Пройдя по узким улочкам к фонтану "Беннобрюннляйн" (проект Йозефа Хензельманна) в чисто немецком стиле: простого, строгого, посвященного Св. Бенно, окажетесь у соборного портала. На паперти не играют малыши, а граждане пробегают мимо под пронизывающим, мощным воздушным потоком. До 400 человек насчитывает приход. Посещают его в основном старики из прилегающего рядом приюта да туристы, не до конца понимающие отрицающую уют, пышное убранство, погоню за денежными сборами, человеческими сердцами готическую суровость. Она признает стопроцентный аскетизм во всем: одежде, еде, влечениях. Не терпит фальши, не дает послабления даже детям, воспитывающимся в певческой школе (300 детишек), где некогда служил известный композитор Орландо ди Лассо.
О соборе публикуют статьи периодические издания, снимается немалое количество телепередач. Он возведен не для простого люда, скорее, предназначен сильным мира сего. Слишком крепок здесь союз между "земной и небесной" властью. В каком-то местном журнале писалось, что старенькая прихожанка любила повторять избитую фразу: "Будь проще и к тебе непременно потянутся люди". 96-летняя старушонка весьма справедливо утверждала, что эту пословицу вполне можно отнести не только к мирянам, но и к Фрауэнкирхе. Захотят ли прислушаться правящие круги к мудрому совету, данному еще в 2006 г., покажет время, а пока праздничные богослужения транслируются всегда исключительно отсюда.
Осторожно прикрыв дверь, выйдя наружу, не торопясь направьтесь к ниспадающей воде, присядьте, быть может, тихая грусть наполнит вас до краев. Пусть трепетное чувство радости, благолепия возникнет от соприкосновения с вечностью, и червь сомнения "Кому нужна подобная аскеза?" не гложет. Поклонитесь Великой Матери, которая, не глядя на трагическую земную судьбу сына, у ног Отца небесного вымаливает прощение для всего человечества.