В гостях у «снежных кошек». О жизни ратраков и их операторов. Готовим лыжные трассы правильно Трактор для укладки лыжных трасс

Идеально выглаженные склоны горнолыжных курортов или беговые трассы, предстающие поутру взору первых взыскательных посетителей, уже давно воспринимаются как норма. Сегодня, ежедневно используя снегоуплотняющие машины, которые легко превращают даже самые разбитые склоны и трассы в идеальное снежное полотно, или быстро доставляют райдеров до места назначения, мы почти не вспоминаем о том, что история ратраков насчитывает чуть более 80 лет. К хорошему быстро привыкаешь!

О том, как юношеская мечта стала реальностью...

Ратраки, машины на гусеничном ходу, с навесным оборудованием для работы на снежных склонах... История создания первых ратраков уходит корнями в довоенные годы. Тогда, как и сегодня, идея состояла в том, чтобы создать машины, способные передвигаться по глубокому снегу. Очевидно, что колесный транспорт совершенно беспомощен в таких рабочих условиях. Первым коммерчески успешным экземпляром ратрака принято считать изобретение американца Эммитта Такера (Emmitt Tucker). В 1930 году он разработал первый Sno-Cat, машину на двух стальных гусеницах, установленных под рамой сзади, и трех лыжах, установленных спереди для удержания баланса. К 1942 году было продано 70 таких машин. Из воспоминаний Билла Сиуру (Bill Siuru): «Эммитт провел почти все свое детство в Орегоне. Зимой, пробираясь в школу сквозь снежные завалы, он уже стал задумываться о создании машины, способной передвигаться по глубокому и мягкому снегу. И это, несмотря на столь юный возраст!» Так, согласно легенде, началась история первых снежных машин, и появился слоган «No snow too deep, no road too steep». В 1951 году Такер изобрел и запатентовал четырехгусеничный вездеход Sno-Cat для езды по глубокому снегу и транспортировки грузов. Через 10 лет после некоторых усовершенствований эта модель машины работала уже на многих горнолыжных курортах Америки, хотя основной ее задачей по-прежнему оставалась перевозка людей и грузов, она также выполняла функции уплотнения снега. Интересно отметить, что внешний вид традиционного американского ратрака отличается от привычного нам европейского двухгусеничного варианта, и по сей день.
Европейские изобретатели принялись за дело: одни копировали Такера,
другие создавали свои оригинальные конструкции.

Из Америки в Европу и первые шаги европейцев

Своим появлением в Европе ратраки обязаны легендарному Эмилю Аллэ (Emile Allais), гениальному французскому спортсмену-горнолыжнику, чемпиону, основателю «французской» горнолыжной школы. Во время одной из поездок в США в 1950 году Эмиль Аллэ увидел забавный гусеничный вездеход, возивший грузы по глубокому снегу. Это был Sno-Cat. Вернувшись во Францию, Эмиль Аллэ уговорил руководство Куршевеля закупить партию американских машин, и использовать их не для перевозки грузов, а для подготовки трасс. Это была настоящая революция – ведь до этого трассы везде готовили вручную! А Куршевель стал первым европейским курортом, где появились ратраки!
Важным толчком к развитию европейской снегоуплотнительной техники послужили телевизионные трансляции VIII Зимних Олимпийских Игр 1960 года, проходивших в Скво-Вэлли (Сьерра-Невада, Калифорния), где при подготовке трасс активно применялись машины Sno-Cat. Репортажи о подготовке трасс к соревнованиям показали по европейскому телевидению, и необходимость изобретения европейского аналога американского ратрака стала очевидной. Европейские изобретатели принялись за дело: одни копировали Такера, другие создавали свои оригинальные конструкции. Потребитель же был строг и требовал надежной и универсальной машины, предназначенной не только для подготовки трасс, но и для тяжелой работы. Только в начале 60-х, австро-швейцарская фирма Ratrac выпустила, наконец, свой Ratrac-S, а итальянец Эрнст Принот изобрел свою первую снегоуплотняющую машину P-20. Европейские машины стали постепенно вытеснять американские. К слову сказать, именно торговой марке Ratrac мы обязаны так полюбившемуся у нас слову «ратрак», которым мы называем снегоуплотняющие машины.

Снегоуплотняющие машины по концепции гоночных болидов

В 1962 году известный спортсмен, итальянский автогонщик Эрнст Принот (Ernst Prinoth), призер Формулы-1 в 1961 году, сконструировал, собрал в собственной автомастерской и запатентовал свою снегоуплотняющую машину Р-20. В основу проекта Эрнст Принот положил хорошо известную ему концепцию гоночных болидов: легкая и прочная несущая конструкция, максимально низкий центр тяжести и мощный мотор. Этот крутой вираж в карьере принес Эрнсту Приноту даже большую славу: по некоторым данным, ратраки Prinoth работают на каждом втором горнолыжном курорте мира!

В 1965 году появилась новая модель P-15 для работы на крутых склонах. Выглядела она весьма любопытно: две широченные гусеницы, шарнирное сочленение, минимальная габаритная высота, почти полное отсутствие центрального тоннеля и боковое расположение небольшой кабины. В этом же году компания Prinoth получила мировое признание и вышла на мировой рынок, когда машины ее производства впервые были использованы при подготовке лыжных трасс на Чемпионате мира по лыжным видам спорта в Тироле. Считается, что именно с этого дня началась эра применения снегоуплотняющих машин в горнолыжной сфере для подготовки склонов и трасс. В 1968 году была открыта первая фабрика по производству снегоуплотняющих машин Prinoth, и уже в том же году этими машинами было оснащено более 200 горнолыжных склонов; были открыты пункты сервисного обслуживания и представительства фирмы. «Prinoth... for perfect pistes! Машины... для превосходных трасс!», – об этом думал Эрнст Принот, создавая свои машины.

Современные снегоуплотняющие машины: о дизайне, конструкции, гусеницах, лошадиных си лах и уважении к окружающей среде...

Вечная конкуренция производителей снегоуплотняющих машин заставляет их постоянно двигаться вперед и ежедневно совершенствовать свой продукт. Неповторимый узнаваемый дизайн: со времен создания первых машин их внешний облик претерпел значительные изменения. Например, дизайн итальянских машин разрабатывает признанный мэтр стиля, агентство Pininfarina, а над эргономикой работают специалисты из MM Design и Recaro. По словам Михаэля Зибера, управляющего Leitner Technologies group: «Корпоративной философией компании является идеальное сочетание дизайнерского искусства и технологий». Извечные соперники итальянцев, немцы, опираются на собственный опыт, и их машины тоже выглядят весьма достойно. И даже брутальные четырехгусеничные американские монстры по-своему хороши. И все-таки, когда мы говорим «неповторимый узнаваемый дизайн», мы подразумеваем Prinoth. Совместными продуктами Prinoth и Pininfarina являются, к примеру, обновленный Everest, новый Leitwolf и недавнее их совместное детище – машина Beast. Вот, что говорит по этому поводу Лоуви Вермеерш, Дизайн-директор Pininfarina: «Мне нравится наблюдать за тем, как Beast работает высоко в горах, где его можно увидеть в полной гармонии с окружающей средой и по-настоящему оценить его непревзойденные качества».

Простая конструкция, обеспечивающая выполнение сложных задач: основные принципы конструкции снегоуплотняющих машин очень просты. Машина должна быть устойчивой, тяжелой и мощной. Ведь в ее задачи входят уборка и уплотнение снега, оптимальное распределение снежной массы по поверхности склона, выравнивание и выглаживание склона, создание всевозможных фигур сноупарков, прокладка лыжни и трасс для прогулок, транспортировка людей и грузов. Ратрак может играючи взбираться по чрезвычайно крутым склонам благодаря установленной на нем лебедке. Особое внимание уделяют системам защиты от опрокидывания ROPS (Roll Over Protection System). А чтобы машина уверенно преодолевала подъем в несколько десятков градусов, ей требуются цепкие гусеницы и мощный мотор.

Гусеницы... go everywhere!

Наблюдая за тем, как ратрак «плывет» по снежной поверхности, красуясь своими гусеницами, усеянными грунтозацепами и оснащенными гидропневматической подвеской, гасящей вибрации от неровностей, создается впечатление, что перед тобой снежный корабль. Сила сцепления с поверхностью позволяет ратраку передвигаться по любому снегу и не дает в нем застревать. Все благодаря гусеницам! Пара гусениц достаточной ширины, при определенной длине опорной поверхности, должном расположении опорных катков, обеспечивает небольшое давление на грунт и хорошее сцепление с ним, большее тяговое усилие и маневренность. Для сравнения: давление снегоуплотняющей машины на грунт составляет примерно 300 г/см2, в то время как давление лыжника – 350 г/см2. Сегодня использование ратраков вышло далеко за пределы горнолыжной сферы. Благодаря различным вариантам гусениц, ратраку подвластен не только снег. Эти машины с успехом используют при работе на песке, к примеру, для чистки и выравнивания пляжей. Или для геологоразведки и обеспечения транспортного сообщения с отдаленными северными поселками и базами на заболоченных участках местности и в тундре, поскольку ратраки гораздо меньше травмируют их нежные влажные грунты.

А Вы знаете, что такое 527 Н.Р.?

Пожалуй, в способностях снегоуплотняющих машин их покупатели могут не сомневаться. Чаще всего им гораздо интереснее знать, какова реальная производительность и эксплуатационные затраты ратрака. Все зависит от мощности машины, которая измеряется в H.P. – лошадиных силах. Так техника одного класса от разных производителей очень близка по своим показателям: двигаясь со скоростью 20 км/ч, снегоуплотняющая машина способна обрабатывать порядка 10000 квадратных метров трассы в час, расходуя за это время чуть больше двадцати литров топлива. Однако есть и исключения. Например, ратрак Prinoth Beast. «Самые очевидные преимущества ратрака Beast – его мощность 527 л.с. и невероятная двигательная сила, что позволяет ему одному выполнять работу, которая рассчитана на два ратрака. Beast способен подготовить 25 км трасс за 5 часов работы, это новые стандарты эффективности!», – комментирует Евгений Ципорин, руководитель направления по продаже снегоуплотнительной техники, гусеничных вездеходов и лесных мульчеров Prinoth в России и странах СНГ.

Безусловно, главное преимущество сверхмощных ратраков – их способность работать на самых крутых участках, недоступных другой технике и выполнять больший объем работы за более короткий период времени. «Однако подход при выборе машины должен быть разумным. Как и в любой другой отрасли, инструмент, выбранный для выполнения задачи, должен соответствовать самой задаче. На «зеленых» и «синих» трассах экономически оправданным будет применение машин среднего класса, способных по производительности вплотную приближаться к сверхмощным машинам, расходуя при этом меньше топлива», - комментирует Евгений Ципорин.

Environmentally friendly... Максимальное уважение к окружающей природе

Еще один немаловажный момент: абсолютно все двигатели, устанавливаемые на ратраки, должны укладываться в строгие «зеленые» нормативы Euro 3. Если о двигателе ратрака говорят, что это продукт Euro 3 Family, полностью соответствующий Euromot III, это означает, что выброс загрязняющих веществ в рамках допустимых норм или намного меньше допустимых пределов.

Строгое следование этим нормам является неукоснительным требованием ко всем современным снегоуплотняющим машинам, ведь место их работы – хрупкие природные ландшафты, так нуждающиеся в защите. Некоторые компании шагнули еще дальше, например, частью корпоративной философии компании Prinoth является программа «Clean Motion» («Чистое движение»). В рамках этой программы новая машина Leitwolf стала единственным в мире серийно выпускаемым ратраком, соответствующим нормам эмиссии вредных веществ Euromot III B (выбросы азота сокращены на 50%, а твердых частиц – на 90%).

Чтобы было понятнее читателю, ратрак – это адаптированная модель бульдозера, предназначенная для ведения работ в суровых зимних условиях. Такой трактор способен двигаться по горным склонам, которые имеют довольно крутой угол наклона.
Основное назначение такого снегоуплотнителя – подготовка горнолыжных склонов, формирование лыжных трасс и выполнения спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций в горах. Также такой горный трактор является очень удобным средством для перевозки людей, при которой он оборудуется отдельно пассажирской кабиной, и надежным механизмом для перевозки грузов. Свое название – «ратрак» – машина получила от названия первой модели этого механического средства, которые продавались в Европе еще в далекие 60-е годы. С самого начала главными производителями агрегата были американские фирмы Thiokol и LMC, которые реализовывали их под торговой маркой Ratrac. Вот с тех времен эта машина и обрела свое название, которым пользуются до сегодняшнего дня.

Ни одна горнолыжная трасса, ни один лыжно-биатлонный стадион не могут обойтись без снегоуплотнительной машины –ратрака.

В разных странах, преимущественно в горной местности примерно в начале 60-х годов, на волне популярности горнолыжных видов спорта в разных частях света начинают изобретаться специализированные машины для передвижения по глубокому снегу и для подготовки, рыхления и уплотнения снежных трасс:

Германия:

В 1969 г. Karl Heinrich Kässbohrer выходец из семьи кораблестроителей разработал первый серийный ратрак Pisten Bully ,с которого началась длинная история компании по производству снегоуплотнительной техники и снегоходных вездеходов специального назначения Kässbohrer Geländefahrzeug AG. Гигантский концерн Kässbohrer с 1893 выпускает автомобильные прицепы, в 2013 году концерн открыл производство полуприцепов в Ярославской области.

Сегодня серийно на заводе выпускается более 19 модификаций ратраков для зимы и всесезонного использования. За 46 лет лет завод выпустил более 20 000 ратраков.

Италия:

В 1964 году первый серийный ратрак Prinoth выпустил в своем гараже в Южном Тироле знаменитый итальянский автогонщик Ernst Prinoth . В 2000 году компанию выкупает группа LEITHNER.

На сегодня в линейке Prinoth 9 моделей ратраков и несколько моделей мульчерной и специальной вездеходной техники.

В 1990 году недалеко от Венеции, небольшая семейная фирма FAVERO LORENZO, которая занималась производством саней для снегоходов – изготовила небольшой ратрак. Современная модель итальянской семейной компании называется Snow Rabbit. Это единственная модель ратрака, доведенная до совершенства в сегменте мини-ратраков. В год компания выпускает более 50 машин.

Япония:

В 1960 году компания Ohara Corporation (существует с 1907 года) открывает департамент по производству ратраков. Основной вид деятельности корпорации – машиностроение для аэропортов, нефтедобывающей промышленности и водоочистных сооружений. Завод по производству ратраков выпускает всего 3 модели, но очень высокотехнологичных по своим функциям.

Ратраки условно можно классифицировать по мощности двигателя и по европейской классификации:

До 100 л/с. или NORDIC (лыжные) Ратрак Snow Rabbit-3 (Италия), с мощностью двигателя 76 л/с., PistenBully Paana (производство Германия), с мощностью двигателя 97 л/с.

До 200 л.с. – или NORDIC (лыжные)

В данном классе соревнуются 2 машины. Pisten Bully 100 (197, 204 л.с.) и Prinoth Husky (176, 197 л.с.). Обе машины имеют одинаковый двигатель.

До 370 л.с. или ALPINE (горные)

К этому классу можно отнести 4 ратрака:

PRINOTH BR 350 (355 л.с.), PRINOTH BISON (355 л.с.), OHARA 350 (329 л.с.), PISTEN BULLY 400 (370 л.с.),

400 л.с. и более. ALPINE (горные)

В категории супертяжеловесов OHARA 430 (421 л.с.), PRINOTH EVEREST (430 л.с.), PRINOTH LEITWOLF (435 л.с.), PRINOTH BEAST (527 л.с.), PISTEN BULLY 600 (455 л.с. имеет 5 различных модификаций).

Телефон для консультации:

8-916-782-07-57

Наша техника:

Утилитарные снегоходы "Буран", "Шихан" с необходимым прицепным оборудованием

Наши услуги:

  • Уплотнение и выравнивание снежного полотна;
  • Подготовка трассы для конькового хода;
  • Нарезка лыжни для классического стиля;

Особенности:

  • Минимальная длина трассы от 400 метров (стадион);
  • Мы работаем с организациями и с частными лицами;
  • Режим работы: круглосуточно!

Цены:

Стоимость подготовки лыжной трассы договорная, в зависимости от сложности работ.
При подготовке лыжной трассы за пределами МКАД, взимается дополнительная плата за доставку оборудования - 50р за 1км.

Готовы изготовить для Вас следующие элементы разметки трасс:

Наименование изделия

Цена за единицу (руб)

Стойка разборная металлическая с крестообразным основанием (окрашенная)

Знак металлический

(60 х 40 см) (окрашенный)

Знак металлический

(30 х 20 см) (окрашенный)

Табличка пластиковая

(60 х 40 см) толщина 3 мм

Табличка пластиковая

(30 х 20 см) толщина 3 мм

Флажок расцвечивания (30 х 20 см) красный карбон

Древко (лиственница) 80 см

Древко (пластик) 50 см

АНО «Арта-спорт»

Понятие «Лыжная трасса»

(общие положения)

Специально подготовленную для передвижения на лыжах местность называют ЛЫЖНОЙ ТРАССОЙ.

Лыжные трассы прокладывают, как правило, на местности с пересеченным рельефом, основными компонентами которого являются подъемы, спуски и равнинные участки.

Два параллельно идущих лыжных следа на трассе - это ЛЫЖНЯ. Ее параметры по ширине следа, глубине и расстоянию между центрами каждого следа регламентированы правилами соревнований. Ширина одного следа до 7 см, глубина до 5 см, расстояние между следами каждого следа - до 25 см. При машинном способе подготовки трасс эти параметры задаются специальным лыжным резаком.

Снежное полотно с одной или несколькими лыжнями - это ТРАССА ДЛЯ КЛАССИЧЕСКОГО СТИЛЯ, ширина которой должна быть не менее 3 м.

Хорошо укатанное, достаточно жесткое снежное полотно шириной не менее 4 м и с лыжней сбоку - это ТРАССА ДЛЯ СВОБОДНОГО СТИЛЯ.

ПОДГОТОВКА ЛЫЖНЫХ ТРАСС

Подготовка лыжных трасс начинается задолго до выпадения снега, чтобы даже при незначительном снежном покрове передвижение на лыжах было безопасным. Необходимо заблаговременно заготовить инструменты и технику для земляных работ. Трассу достаточной ширины расчищают от камней, остатков деревьев, сухой травы, веток, пней, корней, сучьев, выравнивают грунт, отсыпают контруклоны.

В зависимости от степени защищенности лесом трассы делят на открытые и закрытые. Открытой считается трасса, более одной трети которой проходит по местности, не защищенной лесом, полосами деревьев, густым кустарником, рельефом местности, постройками и т.д. Предпочтение всегда отдают проложенным в лесной живописной местности закрытым трассам.

Если трасса проходит через водоемы и другие водные протоки, через них обязательно возводят надежные и прочные мосты. Перед непосредственным входом на мост нельзя допускать резких изменений направления движения, т.е. крутых поворотов.

Особенно тщательно готовят участки спусков и поворотов на них. Зимой трассу постоянно очищают от сучьев, веток и упавших деревьев.

Чтобы лыжни для классического стиля и снежное полотно для коньковых ходов выдержали прохождение многочисленных лыжников, требуется продолжительная предварительная зимняя подготовка. Она заключается прежде всего в своевременном и регулярном уплотнении снежного покрова на всей трассе с помощью специальных тяжелых машин - ратрака или более бюджетной версии, утилитарного снегохода. Они уплотняют снег, выравнивают мелкие провалы и другие опасные неровности. Выполнять такую работу на местности, пролегающей по оврагам, буграм, лесным тропам, через водоемы и другие естественные препятствия, крайне сложно. Полотно трассы должно обрабатываться с каждым выпадением снега. Если уплотнять трассу только перед занятием или соревнованиями, то под полотном образуется слой рыхлого снега, и при прохождении уже первой группы участников оно разбивается. Уплотнение снежного покрова - чрезвычайно трудоемкая работа, которую еще более усложняет выпадение зачастую непредсказуемого по времени и количеству снега, да еще в сочетании с ветром, который сбивает ветки с деревьев и засоряет ими трассу.

На лыжных трассах для классического стиля лыжни прокладывают или нарезают специальным приспособлением - резаком. При свободном стиле готовят хорошо укатанное снежное полотно, а лыжню прорезают сбоку вдоль всей трассы с таким расчетом, чтобы лыжники, использующие коньковый стиль, не мешали друг другу.

Поэтому постоянная подготовка действующих тренировочных и прогулочных трасс - длительный многолетний беспрерывный процесс с большим объемом работы. Сразу выбрать и подготовить достойную трассу невозможно, она требует ежегодной и постоянной обработки.

ПОДГОТОВКА ЛЫЖНЫХ ТРАСС В ЗИМНИЙ ПЕРИОД

Для того чтобы содержать лыжную трассу в хорошем состоянии на протяжении всего зимнего сезона, необходимо:

  1. создавать и поддерживать ровную, плотную снежную поверхность
  2. разрыхлять и очищать поверхность снега на трассе, если образовалась наледь (в результате воздействия людей, собак, гуляющих без лыж, а также неблагоприятных погодных условий).
  3. Нарезать лыжню для классического стиля с каждым выездом тяжелой техники.

В основе процесса подготовки снежных поверхностей, в частности - лыжных трасс, лежит процесс уплотнения кристаллов снега.

Часто встречающимся заблуждением является то, что снег уплотняется весом, по типу того, как каток - асфальтоукладчик создает полотно дороги.

Удивительно то, что удельное давление на снег снегоходов и снегоуплотняющих машин (оно измеряется в давлении на единицу площади) - может быть меньше (50-100 г/кв.см), чем у пешехода (от 200 и выше г/кв.см), или у лыжника-спортсмена, движущегося коньковым ходом на «закантованной» лыже (150-200 г/кв.см).

Уплотнение снега происходит тогда, когда снег при помощи фрезы или зубьев бороны подвергается перемешиванию, в результате чего снежинки теряют свою «ветвистость», частицы снега измельчаются и ложатся компактнее в толще. Дневное колебание температуры и изменения влажности вносят свое - снег смерзается.

Продавить и уплотнить всю толщину сугроба снега - очень непросто, поэтому единственный разумный способ уплотнения снежного покрова - подготовка каждого слоя выпавшего снега, желательно по несколько раз.

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНОЙ ТРАССЫ

  1. оборудование, которым готовиться лыжная трасса
  2. частота подготовки лыжной трассы

ТЕХНИКА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНЫХ ТРАСС

Для подготовки лыжных трасс зимой используется следующая специальная техника с навесными приспособлениями:

  • ЛЕГКАЯ - снегоходы с бугрорезами, гребенкой и резаком

Утилитарные снегоходы - более бюджетный вариант, которые также подходят для лыжных трасс, расположенных в любой местности и на различном рельефе. (в открытом поле, парке, сквере, школьном стадионе).

  • ТЯЖЕЛАЯ - ратраки с бугрорезом и фрезой

Полный цикл работ для эксплуатации лыжных трасс в зимний период состоит из трех этапов, которые выполняются в строгой последовательности друг за другом:

1-й - снегоуплотнительные работы,

2-й - выравнивание полотна трасс,

3-й - нарезка лыжни.

Ратраки - это специализированные машины, которые идеально подходят для подготовки лыжных трасс. Ограничивающими факторами являются: относительная дороговизна его содержания и использования, а также необходимость иметь снежный покров толщиной не менее 25 сантиметров.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНЫХ ТРАСС СНЕГОХОДОМ

Резак - для подготовки классической лыжни бывает, как выдавливающий (используется для прокладки лыжни по мягкому свежевыпавшему снегу), так и режущий, который используется на более жестких, хорошо укатанных трассах.

Борона - используется для выравнивания снежного полотна (срезает бугры и заполняет впадины).

Желательно готовить трассу не менее трех раз в неделю, а в снегопад, каждый день, пока идет снег. Даже если снег не идет, а стоит ясная, морозная погода, трассу необходимо готовить!

ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНОЙ ТРАССЫ

Обязательными для выполнения являются следующие требования:

На одной трассе снегоуплотнительные работы по всем трем этапам должны выполняться полностью в один день и не могут быть перенесены на другой день.

Кромки (краевые части) трасс с самого первого цикла снегоуплотнительных работ в начале сезона и до последнего в конце сезона должны быть закатаны по всей ширине «под обрез» с растущими деревьями, а на открытых участках-на установленной средней ширине трассы плюс 1 м.

Не допускается оставление «гребешков» и непрокатанных участков.

Финишные и стартовые створы трасс должны быть укатаны по всей ширине с особой тщательностью.

ПОДГОТОВКА ТРАСС ДЛЯ КЛАССИЧЕСКОГО СТИЛЯ

При нарезке лыжни следует руководствоваться требованиями, изложенными в пункте 19.3 Правил соревнований по лыжным гонкам.

Лыжня должна быть подготовлена таким образом, чтобы управлять лыжами и скользить на них можно было без эффекта бокового торможения какой-либо частью крепления. Расстояние между правой и левой лыжнями должно равняться 17 - 30 см, если измерять от середины каждой лыжни. Глубина лыжни должна составлять 2 - 5 см даже на жестком снегу. Если используется 2 и более лыжни, расстояние между ними должно быть 1 - 1,2 м, если измерять от середины каждой лыжни.

Категорически не допускается нарезка лыжни на поворотах, где скорость лыжников слишком высока, чтобы удержаться на лыжне. В этих местах лыжня прерывается не менее чем за 30 метров до входа в поворот и возобновляется не менее чем через 10 метров после поворота.

Лыжня нарезается в правой части трассы, не ближе чем в 1 метре от ее кромки. В каждом следующем цикле (кроме освещенной и прогулочных трасс) лыжня нарезается левее предыдущей на 30 см, но не левее середины (осевой линии) трассы. После этого нарезка вновь начинается с крайнего правого положения. На спусках лыжня нарезается посредине трассы.

На освещенной трассе нарезаются две параллельные лыжни в прямом и обратном направлениях. Расстояние между ними должно составлять 1 - 1,2 м.

ПОДГОТОВКА ТРАСС ДЛЯ КОНЬКОВОГО СТИЛЯ

На трассах, подготовленных для передвижения свободным стилем трасса должна быть шириной не менее 4 м. Лыжня на участках спуска должна следовать идеальной линии трассы.

Всю подготовку лучше проводить вечером, в темное время - меньше шанс встречи с лыжниками, а самое главное - снег за ночь смерзнется, трасса будет качественной и жесткой.

РАЗМЕТКА ЛЫЖНОЙ ТРАССЫ

Маркировка трассы должна быть такой, чтобы у катающихся не возникло сомнения, куда двигаться дальше. Километровые отметки должны отображать общую дистанцию, пройденную по трассе. По возможности должен быть отмечен каждый километр.

Снегоуплотнительные машины, или как часто их называют ратраки - специальная техника на гусеничном ходу, которая способна двигаться по склонам с серьезным уклоном, при этом обрабатывая снежный покров, готовя трассу для катания на горных лыжах, сноубордах или беговых лыжах.

Название «ратрак» произошло от торговой марки «Ratrac», под которой в 60–е годы были завезены первые спецмашины от американских фирм LMC и Thiokol. Как это часто происходит, название марки фактически стало именем нарицательным - и повсеместно такая техника называется «ратраки» независимо от фирмы производителя.

Наша компания является официальным представителем в России и СНГ производителя ратраков - PRINOTH. Мы продаем, проводим техническое и гарантийное обслуживание снегоуплотнительных машин.

РАТРАК - ПОТРЕБНОСТЬ №1 ДЛЯ КУРОРТА

На сегодняшний день снегоуплотнительная техника - это потребность номер один для любого горнолыжного курорта. В России существует практика - когда катание вообще осуществляется без канатной дороги, а людей перемещают именно на ратраке. Это можно повсеместно встретить в Шерегеше, на Кавказе, а также в Мурманской области. Даже курорты с совершенно небольшими горками и малыми уклонами нуждаются в ежедневной подготовке трассы для катающихся.

Снегоуплотнительные машины используются для строительства фан-парков для фристайла, трасс для беговых лыж и биатлона.

Управлять снегоуплотнительной машиной может только хорошо подготовленный специалист. В отличии от обычного бульдозера, ратрак полностью компьютеризован и оснащен большим количеством электроники. Вся информация о работе машины и ее узлов, а также характеристики и текущие показатели отображаются на дисплее в кабине оператора. Управляется ратрак при помощи штурвала и джойстика. Во многом, именно от мастерства водителя зависит качество построенного парка для фристайла или подготовленной трассы.

Возжелалось нам тут рассказать вам о Красной Поляне в лицах и профессиях. Вкусно и с подробностями. Зачем? Чтобы вы (да и мы сами) могли понять, какой труд, например, вкладывается в горнолыжный склон ночью, чтобы мы с утра могли насладиться катанием.

Когда мне предложили заступить в смену и понаблюдать за работой ратраков на курорте Роза Хутор, я не долго сомневалась. Сказано - сделано. Берем 1 человека, 1 машину и 1 рабочую смену.

Смена начинается в 17:00, потом следует обеденный перерыв в полночь и продолжение до 7 утра. Идем к гаражу, в непосредственной близости с которым находится и домик самой службы. Собран он по традиции из того, что собирались отправить на свалку, и не успели другие службы курорта.

Рядом - внушительный ангар-гараж, внутрь которого мы пока и направляемся. Здесь стоят на обслуживании очаровательные «зубастые» монстрики. Знакомимся, рассматриваем полуразобранные ратраки и гуляем по гаражу, как по музею.

Рядышком с домиком стоит старожил Розы - самый первый ратрак, который здесь появился. Это «Хаски», довольно маленькая машина, если сравнивать ее с остальными.

Рассказывает Александр, мой экскурсовод и проводник в мир «снежных кошек»:
- На этой машине я возил проектировщиков, геодезистов и директоров - это первый ратрак Розы, на нем мы многому учились. У него есть пассажирская кабина, а потом мы повесили фрезу и поменяли гусеницы на зимние. Трассы он не готовит, а фреза позволяет только убирать свой собственный след, если, например, возили по ним гостей.

Ратрак - машина достаточно тяжелая, но давление ее на снежную поверхность невелико - порядка 0,05 кг/см2. Дело в том, что машина снабжена широченными гусеницами, состоящими из параллельных армированных резиновых лент, к которым присоединены мощные поперечные планки - грунтозацепы и шипы - для работы на обледенелых участках. Ажурная конструкция является классическим гусеничным движителем с катками, роль которых выполняют пневматические колеса.

Александр, на ратраке которого сияет не то его прозвище, не то знак качества, полученный во времена увлечения внедорожниками и джиппингом (от этого не лечат, кстати говоря, увлекается и сейчас по полной программе), запускает двигатель, проводит обязательный осмотр и начинает рассказывать и показывать.

Грунтозацепы дюралюминиевые, защищают их стальные «лезвия», которые в случае повреждения просто заменяются. Поврежденные снимаем и ставим новые, все остальные тщательно проверяются: бывает, что грунтозацеп кажется новым, но на самом деле погнут и поэтому рвет ленту.

Зубья победитовые (для передвижения по льду), но камни и их не щадят - вот следы от большого валуна.

А вот эти лопатки предохраняют от бокового скольжения. Количество таких лопаток зависит от манеры вождения оператора и тех трасс, где он преимущественно работает.

Если есть замечания к работе ратрака, то их мы пишем в бортовом журнале и на стене - для механиков. Они за день устраняют все описанное, главный механик вечером обходит все действующие машины - их на курорте 24 (4 из них сейчас стоят в гараже на обслуживании), и ставит свою подпись.

Интересно, но каждый из операторов работает на своей машине, следит за ней в несезон и вне смены, и старается никому ее не доверять.

Теперь можно оставить машину на прогрев и пойти получить задачу на сегодняшнюю смену. Мы пропускаем мимо ушей обыкновенный разбор полетов по поводу чего-то вчерашнего, получаем свое задание и отправляемся на трассу.

Ратраки не могут похвастаться высокими скоростями - 20км/ч вполне хватает для передвижения по территории курорта. У них нет спидометров - компьютер считает нагрузку, сколько и в каком режиме отработано (с лебедкой, на холостом ходу и т.д.). Спрашиваю неделикатно про расход дизтоплива, выясняю цифры: на холостых расход от 2 до 5 литров, просто ход без работы отвала обходится 15-20, с отвалом и фрезой - 50-60 литров/моточас.

По территории курорта расставлены заправочные станции - их 4. Две самые верхние доступны только лебедочным машинам. Это позволяет минимизировать лишние прокаты для дозаправки.

Тем временем мы выезжаем на горнолыжный склон. Опустились сумерки, и сам склон в лучах прожекторов похож на местность после бомбардировки. Ну или на лунные кратеры в окружении работающих снегогенераторов.

Снегогенераторы или снежные пушки, не только поддерживают необходимое для работы склонов количество и качество снега, но и выполняют роль координатной сетки. Каждая из пушек пронумерована и операторам очень удобно сообщать свое местоположение, подкрепляя его номером из этой сетки.

Во время работы снегогенератора вокруг образуется куча снега, которую необходимо разровнять по трассе.

Вдобавок к этому любой ровный склон к вечеру, а то и раньше, превращается в тот самый лунный пейзаж, все бугры и кратеры на котором нужно или засыпать снегом, или разгладить, или срезать.

Если снег сыпет природный, то и его необходимо уплотнить и перемешать с искусственным, который по своей природе имеет совершенно другую, не многолучевую, а оттого и более плотную структуру.

Для чего это необходимо - уплотненный снег гораздо дольше может эксплуатироваться лыжниками, так что и свежий натуральный, и искусственный снег необходимо смешивать между собой, разбивая его структуру и делая ее однородной и уплотнять.

Мы прибыли на место работы. Александр выставляет специальный знак, цепляет лебедку за анкер, сообщает об этом по рации оперативному дежурному на курорте (который тут же передаст информацию остальным службам) вместе с координатами места работы, и его «снежная кошка» легко ныряет на крутой склон. На очень крутой склон, скажу я вам.

Предупреждающий знак «Ратрак на лебёдке»

Технология довольно сложная, - объясняет Александр, которого можно называть Сашей в нашей совершенно неофициальной беседе под шум мотора. - Это только кажется, что работать со снегом просто. Достаточно прокатиться по склону несколько раз, как половина свежевыпавшего снега окажется у его подножия, поэтому мы его и уплотняем. Делается это в несколько этапов: сначала его необходимо просто разровнять по всей площади склона, основной инструмент для этого - отвал.

В свете фар ратрака хорошо видны все неровности на трассе, дополнительно можно подсветить нужный участок мощным прожектором, который поворачивается ручкой вверху кабины.

Потом склон надо окончательно выровнять, уплотнить и отфрезеровать снег, после чего ему нужно дать осесть.

Сегодня мы готовим склон для коммерческого, а не для спортивного катания. В чем разница? В той нагрузке, которую сможет выдержать подготовленный снег, ведь к спортивным склонам предъявляются гораздо более жесткие требования. Чтобы не усложнять, скажу так: каждый из 100 спортсменов должен получить одинаковые условия во время соревнований. Поэтому вместо нескольких часов работы на такой склон уйдет целая ночь труда, сопряженного с колоссальной ответственностью.

Основная проблема всех тех, кто постоянно снимает и описывает все, что летает, косит, вспахивает и прочее - снижается чувствительность к чудесному. Ну комбайн и комбайн (первое сравнение, которое пришло мне в голову, при всем моем уважении к сельхоз и прочей технике). По склонам какой крутизны он у вас передвигаться может? Тут как-то теряешься, заполучив ответ.

Проходимость у ратрака просто невероятная - гусеницы практически не проскальзывают, и ратрак может подниматься по склону крутизной в 45-50 градусов (не процентов!). Я по этому склону вверх не смогу передвигаться даже на четвереньках - проверено! Правда, для покорения настолько крутых склонов придется пользоваться гидравлической лебедкой, которая тянет трос синхронно с движением гусениц. И думайте что хотите, но лебедка здесь - истинное произведение искусства, наблюдать за работой которого можно бесконечно. Когда висишь вместе с 12-тонной машиной на одном тросе, сразу напрашивается вопрос:
- Рвутся ли тросы и часто ли это происходит?

Всякое случается, хоть лебедка и оборудована специальным датчиком, который предупреждает о заусенцах и порывах на тросе, но все равно форс-мажоры происходят. Справляться с потерявшей твердую почву под ногами и сползающей вниз машиной оператора никто не учит, даже на курсах у официалов. Поэтому всякий опыт приходит со временем. Проблемный участок троса просто отрезают, и к концу сезона в лебедке из 1100 метров остается обычно около 700-800 метров троса.

А защитит ли нас каркас кабины, если сделаем «уши», т.е. перевернемся?
У всей иностранной техники совсем другие запасы по прочности, поэтому не удивляюсь ответу: каркас рассчитан на 14 тонн, вес этой модели в стандартном исполнении 12 тонн плюс лебедка. Должно выдержать. Кресла у оператора и пассажира представляют собой практически гоночные ковши, для оператора параметры его рабочего места могут подгоняться с анатомической точностью. Пристегнулся и поехал работать. Огромное панорамное стекло с колоссальным запасом по прочности (вот тут не экономили) защищает находящихся внутри людей в том случае, если крюк с тросом или трос сорвется, лопнет и полетит в кабину.

Несмотря на внешнее сходство с бульдозером, управляется ратрак совсем иначе. Его отвал имеет множество степеней свободы, что позволяет не только разравнивать снег, но и строить сложные сооружения для парков. Задняя фреза тоже достаточно гибкий инструмент, ее устройство различно у разных моделей и производителей. Усилие, заглубление, направление и скорость вращения фрезы регулируются оператором в зависимости от внешних условий (тип снега, температура) и требований к трассе.

Вы знакомы с дизельной техникой, отлично крутите баранку и любите бездорожье? Точно уверены, что в жизни не хватает каких-то великих свершений и уверены, что управлять ратраком не сложнее, чем банальным бульдозером? Независимо от мощности, модификации и производителя эта интеллигентная техника максимально эффективно работает лишь в умелых руках и требует не просто определенных навыков, а еще и интеллекта.

Ратраком командует цифровая электроника, с помощью которой осуществляется управление и контроль привода, а также согласованность режимов управления и работы ходовой части машины. Вся информация, характеристики и фактические процессы отражаются на дисплее, оператор имеет возможность постоянно контролировать оборудование и показатели производительности машины, а управление производится при помощи штурвала и джойстика, очень похожего на компьютерный. Так что если подходить к управлению этой техникой с позиций «лома и кувалды», то ремонт потребуется очень и очень быстро.

В общем, пару сезонов рискнувшему и принятому в «подмастерья» придется учиться и постигать азы управления, понимать рельеф склонов, разбираться в снеге и ориентироваться вслепую в снегопады. Все это реально лишь при наличии особого желания и таланта к работе с техникой. И любви к сноуборду или лыжам, и горам.

Тогда ты будешь делать склон не для того дяди, а для себя и в результате получится не просто качественный продукт. Нечто гораздо большее.

После бесчисленного количества проходов вверх-вниз мы, наконец, закончили работу. Предстоит еще довести до ума соседний склон и можно на обед, который наступает примерно в час ночи. И то не всегда.

Сегодня снег не идет, а то бы потом еще пришлось ехать на переделку всей работы, да и системы Gazex не стреляли, иначе надо бы было разгрести лавины, которые они спустили.

Чем руководствуются курорты, выбирая ратраки? Не стоит считать, что какая-то фирма производит машины хуже, а какая-то лучше: у каждой модели свои особенности, свои сильные стороны, и в каждом конкретном случае решение должно быть принято с учетом всех деталей, и даже возможности летней эксплуатации.

Многие зимние машины применимы и летом, являясь по сути своей всесезонными тягачами, способными ровнять трассы, площадки для тенниса и футбола.

У каждого производителя, выпускающего ратраки, линия состоит из трех базовых моделей, различающихся по мощности двигателя, габаритов и производительности. От мощности двигателя, в свою очередь, зависит не только крутизна обрабатываемых склонов, но и количество оборудования, которое может быть одновременно использовано на машине. Ведь и лебедка, и фреза тоже требуют своей доли мощности двигателя, как и отвал для перемещения снега. А также машины с установленными пассажирскими кабинами поднимают любителей внетрассового катания и туристов. В общем, ратрак более чем универсален в любых условиях и обстоятельствах.

Ну что ж, моя часть смены закончена, самые крутые склоны обработаны и ждут утра. Теперь можно выпить чаю и поспать часа три.

Утро встречает прекрасным рассветом и парой часов голубого неба, которое позже сменится низкими неприятным облаками. Канатка и дорога домой, вниз, из маленького профессионального и специфического, но оттого не менее уютного, мира. Здесь другие законы, поскольку горы любой профессии диктуют определенные правила, жесткие, серьезные и очень честные. Горы учат ответственности.

Если ночью ты допустил ошибку на склоне, что-то недоделал, пропустил, то, катаясь днем, сам можешь стать жертвой этой ошибки. Когда ты краснополянец в 5 (!) поколении, то совсем иначе относишься к родному краю, историю которого вершили и строили твои предки.

Александр «Паук» Наэльток, отдельное спасибо тебе за прекрасную экскурсию в свой мир, за профессионализм. И за твое отношение к работе - это лучший пример того, как стоит любить и выполнять свое дело.

Мария Спиридонова