Соборная мечеть. Московская соборная мечеть (Проспект мира): история строительства и расположение Где находится Московская историческая мечеть

Это значит, что осуществленный снос незаконен.

Здание снесли ради строительства новой мечети большей вместимости. Вопрос о сносе мечети расколол мусульманскую общину России. Снос мечети и новое строительство лоббирует председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин. 6 сентября председатель другой мусульманской организации — Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) России — верховный муфтий Талгат Таджуддин направил мэру столицы Сергею Собянину открытое письмо с просьбой предотвратить снос Соборной мечети в Москве. В ответ 7 сентября Равиль Гайнутдин заявил о том, что разрушение Московской соборной мечети исключено. «Еще раз хочу заверить всю мусульманскую общественность, что Московская Соборная мечеть 1904 года постройки не будет уничтожена, а будет реконструирована», - заявил он в интервью газете «Ислам минбаре» («Трибуна ислама»). Однако заявление Гайнутдина разошлось с реальностью.
"Сам по себе этот случай вопиющий, потому что эту мечеть не решились трогать даже при Брежневе, в конце 1970-х годов был план ее сноса, но от него тогда отказались под давлением общественности. Эту мечеть не тронули при Лужкове, и только при Сергее Собянине это стало возможным. В Москве с 1978 года не сносилось ни одно храмовое здание. Впервые за 33 года Москва продолжила эту позорную летопись", - сказал координатор движения "Архнадзор" Константин Михайлов".


Фото 1980-х гг.
Соборная мечеть была построена в 1904 году по проекту архитектора Николая Константиновича Жукова и являлась одним из двух образцов дореволюционной исламской храмовой архитектуры в Москве.

Вторая после мечети в Замоскворечье мечеть Москвы, расположена в Выползовом пер. После образования Второго мусульманского прихода Москвы 1894-1904 гг. члены новой общины решили изыскать возможности для строительства новой мечети. В прошении муллы этого прихода Бедретдина Алимова, мещанина С. Бакирова, касимовского купца Х. Акбулатова и др. на разрешение строительства второй мечети от 1894 г. (в год вступления на престол императора Николая II) сказано о «малой вместимости до 1500 человек» мечети в Замоскворечье.


Фото 1997 г. из архива Мосгорнаследия.

Тем не менее, несмотря на либерализацию общественной жизни в России в начале ХХ в., прошло почти 10 лет, прежде чем в районе Марьиной рощи появилась вторая московская мечеть (с конца 1930-х гг. именуется С.м.). Участок по Выползову пер. в Мещанской части города перешел в собственность московского купца Хусаина [в док-те ЦАНТД - Хасана] Мусяевича Байбекова не позднее января 1902 г. В июле 1903 г. в Московскую городскую управу пришло прошение Х.М.Байбекова «разрешить мне в [моем] владении построить каменное трехэтажное жилое строение… и деревянное жилое строение…»; при этом ни о какой мечети или молельном помещении даже не упоминается, а чертеж, приложенный к прошению 1903 г. и подписанный архитектором Н. Струковым, не является планом мечети, сохранившейся до сего дня почти в первоначальном виде.

Очевидно, что мусульмане решили «обойти» многочисленные бюрократические препоны, не позволявшие им в законном порядке построить мечеть. Для этого с согласия собственника участка Х.М. Байбекова два других лица - мещанин Сабирзян Бакиров и касимовский купец Хабибулла Акбулатов - стали совладельцами зданий на участке.

02.12.1902 г. С. Бакиров и Х. Акбулатов подали московскому обер-полицмейстеру ходатайство о передаче участка со всеми строениями («два строения жилых двухэтажных, низ каменный, верх деревянный, и шестнадцать построек и пристроек нежилых») в пользу Оренбургского магометанского духовного собрания. После того как официальным собственником участка сделалось ОМДС, вопрос о строительстве новой мечети вместо намечавшегося в прошении Байбекова жилого дома фактически был предрешен. В истории Москвы немало аналогов такого рода легализации мусульманских учреждений «постфактум». Так, в 1912-13 гг.община просила разрешение властей построить во дворе С.м. двухэтажное деревянное здание «под квартиры»; в действительности же в новом здании, помимо жилых помещений, начало работу и религиозное училище (после революции, вероятно, именно здесь расположилась татарская школа № 48; см. Татарские детские образовательные заведения в Москве). В журнале «Зодчий» № 32 от 1904 г. появилась справка: «Магометанская община в Москве приступила к сооружению второй мечети, приобретя за 35 000 руб. участок земли. Проект выполнил архитектор Николай Алексеевич Жуков в византийском стиле с хорами на 2000 молящихся». Строительство С.м. финансировал Ерзин Салих Юсупович (при участии касимовских купцов Х. Байбекова, Вагаповых, Кашаевых и др.).Прошение о разрешении открытия молитвенного дома для мусульман было подано Московским магометанским обществом в мае 1904 г., в июне уже был утвержден проект, сделанный техником архитектуры Н. Жуковым, а в ноябре того же года мечеть была готова к началу богослужений. 27 ноября 1904 г. первый имам-хатыб новой мечети Алимов Бедретдин-хазрат подал прошение совершить в ней первый намаз.
В описи владения за 1906 г. значится "каменная 2-этажная с подвальным этажом мечеть". К 1913 г. во дворе были построены два двухэтажных дома: в одном размещалось духовное училище, в другом - квартиры духовенства.
Сохранилась переписка ведущих прихожан С.м. с муфтием ОМДС с просьбой разрешить возглавить новый приход вышеназванному имаму. Его помощником и вторым имамом С.м. являлся сын Бедретдина, Сафа Алимов, после ареста которого в 1920/21 гг. мечеть возглавил Абдульвадуд Фаттахетдинов. Репрессии кон. 1920-х гг. привели к скоропостижной кончине муэдзина Абдурахмана Алимова (второй сын основателя мечети) и аресту имама А. Фаттахетдинова в 1928 г., после чего мечеть возглавил бывший имам Нижегородской Ярмарочной мечети и казый ЦДУМ Габдулла Сулеймани (1929-30).Муэдзином при нем был Муса Вахитов, который затем стал имамом-хатыбом мечети (1930-36). В 1936 г. сотрудниками НКВД было инспирировано «дело о заговоре руководителей ЦДУМ» (см. К. Тарджемани), по которому Г. Сулеймани, Муса Вахитов, имам Исторической мечети А. Шамсутдинов и др. были репрессированы в 1936-37 гг. Тогда же мечеть в Замоскворечье была закрыта властями, и мечеть в Выползовом переулке, ставшая «Соборной» (до того этот статус принадлежал мечети на Бол. Татарской ул.), осталась единственной функционирующей на тер. центрально-европейской части СССР. Московскую столичную общину в 1936-53 гг. возглавлял Халил Насриддинов, при котором отношение властей к религии поменялось в связи с началом Великой Отечественной войны с фашистской Германией (см.Мусульманская община Москвы в годы советской власти). После прихода к власти Н.С.Хрущева имамам С.м. Исмаилу Рахматуллину (1953-54) и Исмаилу Муштари (1954-56) пришлось выдержать прессинг нового наступления на религию (Подробнее здесь).


Фото 1958 г. С.Преображенского из архива Мосгорнаследия.
Праздник Рамазан.

В 1950-е гг. Московскую соборную мечеть посещали лидеры национально-освободительных движений и главы дружественных по отношению к СССР афро-азиатских государств: первый президент Индонезии Сукарно (1956), наследный принц Йеменского королевства эмир Сейф аль-Ислам Мухаммед аль-Бадр (1956), президент Египта Гамаль Абдель Насер (1958), а также парламентские делегации Ирака, Судана и Сирии.


Фото 1956 г. Колесникова из архива Мосгорнаследия.
Посещение мечети наследным принцем Йеменского королевства эмиром Сейф аль-Ислам Мухаммед аль-Бадром.

Особая страница истории Соборной мечети связана с проведением в Москве Олимпийских игр и строительством в непосредственной близости от нее спорткомплекса на проспекте Мира. В Моссовете и горкоме партии в 1975 году обсуждался снос мечети, как "портящей впечатление о спортивном празднике и создании у гостей невыгодный образ столицы как образцового коммунистического города". Судьба мечети, по словам людей, прямо вовлеченных в это дело, действительно висела на волоске. Планам ее сноса помешала твердая позиция мусульманской общественности, во главе которой стали московские имамы Мустафин и Басыров. Свой протест также недвусмысленно выразили послы Египта, Ливии, Сирии, Иордании, Сайдовской Аравии, других арабо-мусульманских стран. Общими усилиями мечеть удалось отстоять.


Фото 1978 г. Вид от улицы Дурова на начало Выползова переулка. Перед строящимся Олимпийским спорткомплексом видна Соборная мечеть.

30 июня 2008 года Москомнаследие приняло решение о наделении мечети охранным статусом выявленного объекта культурного наследия. Однако уже 21 января 2009 года при противоречивых обстоятельствах мечеть исключили из перечня охраняемых памятников. Решающим стал голос тогдашнего председателя Москомнаследия Валерия Шевчука.
В 2011 году её не стало.

На проспекте Мира запомнилась жителям города ее невероятной популярностью в дни главных мусульманских торжеств — Курбан-байрама и Ураза-байрама. В эти дни прилегающие кварталы перекрывались, и их заполняли тысячи молящихся.

И это неудивительно. Прежнее здание храма значительно уступало своими размерами нынешнему. Сегодня мечеть Московская Соборная - один из интереснейших архитектурных объектов столицы. Ее высокие минареты видны далеко за Олимпийским проспектом.

Первая мечеть

Более ста лет назад на месте нынешнего роскошного сооружения находилась мечеть. Московская Соборная церковь была возведена в 1904 году. Здание будет построено по проекту московского архитектора Николая Жукова, в основном на средства известного мецената, купца Салиха Ерзина. Эта мечеть стала вторым мусульманским храмом в столице, но после того, как была закрыта мечеть в Замоскворечье (в 1937 году), адрес переулок Выползов, дом 7, стал символом советского ислама.

Храм получил от самого Сталина, которая представляла собой благодарственную телеграмму за помощь фронту в годы ВОВ. Кроме того, визиты известных лидеров мусульманских государств в послевоенные годы в Выползов переулок надежно защищали религиозную жизнь храма.

Сукарно, и другие известные политики, искавшие благосклонности руководства Советского Союза, во время своих визитов в столицу посещали не только Кремль, но и заезжали на какое-либо передовое предприятие, и в обязательном порядке в мечеть.

Визиты высоких гостей в мечеть проходили довольно сложно и нередко не по сценарию. Например, в 1981 году лидер ливийской Джамахирии, посетивший мечеть, не стал следовать дипломатическому протоколу. Каддафи интересовался у имамов, почему в храме отсутствует молодежь в молельном зале, где в Москве можно купить религиозную литературу, предлагал мечети денежную помощь.

Иранцы оставляли в мечети на подоконниках портреты аятоллы Хомейни, приглашали имама Московской мечети А. Мустафина приехать в Тегеран, хотя ни в Советском Союзе вообще, ни мусульманские религиозные лидеры в частности, к тому времени еще не определились в отношении к произошедшей Исламской революции.

Тем не менее именно благодаря международному статусу мечети она сохранилась. Это позволило в советской столице проводить открытые молитвы. Имамы Московской Соборной мечети становились частыми гостями на правительственных приемах.

Имамы мечети

Среди имамов, служивших в разные годы в мечети, следует выделить таких: Бедретдина Алимова (первого имама), Сафу Алимовова, Абдулвадуда Фаттахетдинова, Исмаила Муштария, Ахметзяна Мустафина Ризаутдина Басырова, Раиса Билялова, Ильдара Аляутдинова.

Сегодня в храме служат шесть имамов. Ильдар Аляутдинов - главный имам Московской Соборной мечети. Ему помогают Мустафа Кютюкчю, Раис Билялов, Анас Садретдинов, Ислам Зарипов и Ваис Билялетдинов - старейший имам (30 лет службы). В советские времена это была единственная мечеть в городе, которая не прекращала своей работы и регулярно проводила богослужения.

Строительство нового храма

К концу ХХ века мечеть все чаще стали называть ветхой и нуждающейся в обновлении либо реконструкции. Под этим предлогом здание пытались снести накануне Олимпиады-80, его спасло лишь вмешательство мусульманской общественности Москвы и послов некоторых арабских стран.

В начале XXI века мечеть получила статус памятника культурного наследия, но ненадолго. Вскоре статус отменили, признав сооружение ветхим и подлежащим сносу. К тому же к этому времени мечеть уже не вмещала всех верующих даже в пятничные молитвы.

В 2011 году старое здание полностью разобрали. На протяжении нескольких лет молитвы проводились во временном помещении. Строительство сопровождалось судебными многочисленными разбирательствами между авторами проекта Алексеем Колентеевым и Ильясом Тажиевым с заказчиком, в лице Духовного управления мусульман. Тем не менее в 2005 году было решено проводить масштабную реконструкцию. А в 2011-м началось строительство здания новой мечети по проекту Алексея Колентеева и Ильяса Тажиева.

Московская Соборная мечеть: открытие

23 сентября 2015 года состоялось долгожданное для всего мусульманского мира России событие. Распахнула свои двери великолепная Московская Соборная мечеть. Адрес храма - Выползов переулок, дом 7. Этот праздник собрал многочисленных гостей. В торжественной и очень запоминающейся церемонии приняли участие президент Путин, политические деятели, известные представители науки и культуры. Надо отметить, что известные и почетные гости в мечети не редкость — как до, так и после реконструкции она остается центром ислама России, ее посещают многие политики, представители культуры со всего мира.

Стоимость строительства

Совет муфтиев сообщил, что мечеть Московская Соборная была построена за 170 миллионов долларов. В эту огромную сумму входят пожертвования рядовых верующих, а также средства крупных предпринимателей. В их честь была выпущена книга, все благотворители указаны поименно.

Нынешнюю мечеть сложно назвать реконструированным сооружением. Ведь от старого здания остались лишь крошечные фрагменты стен.

Архитектура

Мечеть Московская Соборная занимает огромную площадь - 18 900 метров квадратных (до реконструкции она была 964 кв. м). Чтобы укрепить конструкцию, в ее основание была вбита 131 свая, так как рядом проложена линия метро, и несет свои воды Неглинка.

В архитектурном комплексе новой мечети просматриваются несколько культурно-исторических отсылок. К примеру, главные минареты, высота которых более 70 метров, напоминают своей формой Спасскую башню Московского кремля в столице и падающую башню Сююмбике Казанского кремля. Это не случайно. Архитекторы прибегли к такому решению, как к символу единения и дружбы между татарским и русским народами.

Огромный 46-метровый купол мечети, покрытый двенадцатью тоннами сусального золота, удивительно гармонично сочетается с общим обликом «златоглавой» Москвы. Учли архитекторы и первозданный вид мечети. Были собраны заново фрагменты старых стен, и они удачно вписались в новый интерьер, при этом сохранив свой прежний облик. Вершину одного минарета венчает полумесяц, который в свое время украшал старое здание.

Мечеть Московская Соборная имеет определенные черты византийского стиля. Великолепное шестиэтажное здание венчают различные по размерам минареты, купола и башни. Площадь нового строения в 20 раз превысила первоначальный вариант. Сегодня молельные залы для женщин и мужчин вмещают около десяти тысяч верующих. Есть здесь и специальные помещения для проведения ритуала омовения, большой и уютный зал для конференций и организации встреч.

В новой мечети проводят богослужения ведущие мусульманские имамы, они же совершают традиционные обряды.

Внутреннее убранство

Московская Соборная мечеть внутри поражает гостей роскошью и великолепием убранства. Изысканные узоры на стенах храма, продуманные до мелочей элементы декора полностью соответствуют традициям мусульманской архитектуры. В интерьере используются классические цвета для ислама - зеленый, изумрудный, белый, голубой.

Внутреннюю часть купола, как и стены и потолок мечети, украшают росписи. Это священные которые выполнили турецкие мастера. Турецкое правительство подарило соборной мечети великолепные парадные двери, необыкновенные ковры (ручной работы) для залов и роскошные хрустальные люстры.

Мечеть освещают более трехсот двадцати светильников, которые размещаются на потолке и стенах. Основная их часть повторяет форму купола храма. Главная (центральная) люстра - это гигантский светильник. Его высота - около восьми метров, а весит эта конструкция полторы тонны. Ее создавали пятьдесят мастеров из Турции на протяжении трех месяцев.

Необходимо отметить, что совсем не обязательно быть мусульманином, чтобы увидеть мечеть. Здесь, как в мечетях Стамбула и других крупных мегаполисов, двери открыты для представителей разных религий. Но необходимо соблюдать определенные правила.

Женщины должны закрыть волосы, и их одежда должна быть строгой и закрытой. Перед входом следует снять обувь, и постараться не мешать молящимся.

Московская историческая мечеть - один из мусульманских храмов, расположенных в столице России. Ее непростой истории, интересным фактам, с ней связанным, будет посвящена статья.

Этапы строительства

Когда именно появилась мечеть в Замоскворечье, сейчас точно неизвестно. Известно лишь, что с начала XIX века мусульмане Москвы добивались разрешения на возведение мечети. В это время они занимали здание Магометанского молитвенного дома.

Интересно, когда построена Московская историческая мечеть?

В 1823 году столичный генерал-губернатор дал разрешение на сооружение храма из камня. Однако долгожданному согласию сопутствовал ряд строгих требований:

  • не допускалось наличие азана - приглашения к молитве;
  • архитектурная форма здания не должна была напоминать мечеть;
  • построенное здание не могло именоваться мечетью.

Для строительства власти выделили участок во владениях купца Хошалова. Ныне это улица Большая Татарская в Москве. 1823 год и стал датой основания мечети.

Архитектура

Сначала архитектура постройки ничем не напоминала мечеть, а скорее походила на множество других особняков. Позднее здание отремонтировали (в 1858 году). А в 1882 году здание было реконструировано. Проект подготовил архитектор Г. Ивницкий. Причиной тому была просьба старосты Салиха Ерзина, который говорил о том, что численность московских приверженцев ислама выросла, и прежняя мечеть не вмещает всех желающих.

В результате прежнее здание было увеличено по фасаду, также были сооружены минареты. Теперь мечеть могла вмещать 1500 человек (вместо 300, как ранее).

Что означает название?

Московская историческая мечеть в XIX веке обладала статусом Соборной. Но позже этот статус перешел к другой мечети - в Выползовом переулке. С 90-х годов XX века описываемая нами мечеть приобрела наименование Исторической, что подчеркивает ее старейшее происхождение. Считается, что эта мечеть - наследница замоскворецкого храма мусульман XVII-XVIII веков.

Функционирование заведения производилось по законам 1857 года, согласно которым вести богослужение могли только представители высшего духовенства в мечетях, имеющих статус соборных. Поэтому мечеть и стала считаться соборной.

В 1915 году рядом с мечетью возвели каменное здание медресе. Финансированием строительства занимался Садек Ерзин. Сегодня это административное здание.

Имамы

Имамами московской исторической мечети были:

  • С. М. Асханов - в 1826 году.
  • Р. Агеев - с 1833 по 1868 гг.
  • Х. Агеев - до 1913 года.
  • А. Шамсутдинов - с 1913 по 1936 гг.

В 1923-1925 годах М. Биги (общественный деятель и исламский богослов) в мечети преподавал первоосновы исламского учения.

В 1936 году произошло закрытие Московской исторической мечети. Имам был обвинен в антисоветской деятельности, арестован и расстрелян.

В годы советской власти в здании работали:

  • типографский цех;
  • пункт гражданской обороны;
  • ДОСААФ (общественно-государственная организация, цель которой - оборона страны);
  • военкомат.

В 40-х годах XX века мусульмане стремились вернуть здание мечети, но безуспешно. А в 1967 году у здания по распоряжению властей снесли минареты (башни, с которых всех верующих призывают на молитву).

Передача здания мусульманам

В конце 80-х годов лидеры татарской общины снова предприняли попытки вернуть комплекс Московской исторической мечети (фото ее представлено в статье). В 1990 году здание было отдано религиозному обществу мусульман. Его руководителем в то время был М. Велитов.

Но печатный цех, располагавшийся в здании мечети, а также жители близлежащих домов выразили протест, поэтому с процессом передачи пришлось повременить.

Окончательная передача храма мусульманам произошла лишь в 1991 году. В том же году, 17 октября, там провели первый намаз (каноническую молитву ислама).

В 1992 году здание было подвергнуто реконструкции. Финансирование этого процесса принадлежало московскому посольству Королевства Саудовской Аравии.

Когда открылась Московская историческая мечеть снова? Это произошло в 1993 году. А в 1998 году она пережила очередную перестройку.

Храм сегодня

Имамами мечети в наше время являются:

  • Х. Ф. Фехретдинов.
  • Р. Садеков.
  • Салех Сейфетдинов.
  • Ахметжанов.

Муэдзином (служителем, призывающим на намаз) является Раис Ханевеев. Он родился в 1959 году в селе Андреевка Нижегородской области.

С 2000 года при мечети действует благотворительная организация «Историческая мечеть». Направлениями ее деятельности являются:


Фонд также шефствует над молельной комнатой в наркологической больнице №17.

При мечети действует медресе, где исследуют исламские азы и арабский. Руководит медресе Х. Ф. Фехретдинов. Учеба осуществляется по-русски и по-татарски.

Где находится Московская историческая мечеть?

Как уже было сказано, мечеть находится в Москве на Б. Татарской улице, д. 28, стр. 1, 2. Это самое сердце татарской общины Замоскворечья.

Добраться до нее можно на метро, ближайшие станции - «Третьяковская», «Новокузнецкая». Если ехать на автомобиле, то нужно доехать до района Замоскворечье, до улицы Большая Татарская.

Имамы мечети ожидают верующих ежедневно с 10.30 до 19.00. Предварительной записи при этом не требуется. Пятничная молитва совершается каждую пятницу в 12.40. Любые изменения в расписании выкладываются на сайте мечети.

Возникла татарская слобода. К началу ХХ века в городе проживало около 8 000 мусульман, но ни одной мечети не было. Официальный запрос на строительство мечети глава мусульман муфтий Тевкелев направлял министру внутренних дел графу Дмитрию Андреевичу Толстому ещё в 1880-х годах. Согласие было получено, но денег на строительство не было.

5 ноября 1905 года был организован Комитет по постройке Соборной Мечети в Санкт-Петербурге. Он был утверждён министром внутренних дел П. Г. Столыпиным в январе 1906 года. Комитет состоял из 20 мусульман, государственных и общественных деятелей, купцов. Его организатором стал писатель и публицист Ахун Баязитов, председательство получил полковник Абдул-Азиз Давлетшин.

Комитет получил право на сбор средств в размере 750 000 рублей в течении 10 лет на территории Российской Империи. Для этого выпускались лотерейные билеты и печатались открытки с проектными видами мечети. Самый большой взнос сделал эмир Бухарский Сеид-Абдула-Ахад-хан, заплативший 321 000 рублей за земельный участок. Он же пожертвовал 500 000 рублей на строительство, организовал сбор средств среди богатых купцов эмирата .

Для строительства мечети Комитет приобрёл участок на углу Кронверкского проспекта и Конного переулка (дом №7), принадлежавший инженеру И. Долоцкому. Однако этого оказалось недостаточно. Михраб (священная ниша перед которой стоят верующие) должна быть обращена на юг, в сторону Мекки, в данном случае - прямо на фасад дома на соседнем участке. Этот дом 17 ноября 1907 года также был выкуплен. Здесь разместили помещения для омовения, которые необходимо совершить перед входом в мечеть. Так же в здании разместили мастерские архитекторов, строительную контору, приёмную Комитета. А оставшиеся помещения сдавали в наём, прибыль с которого шла на строительства храма.

Под патронажем эмира был проведён архитектурный конкурс. Рекомендации для этого конкурса были разработаны Ахуном Баязитовым. Требовалось соорудить мечеть в два яруса, с хором, со строгим внутренним убранством, с дополнительным подвальным помещением для размещения верующих во время ежегодных мусульманских праздников.

Итоги конкурса были подведены 11 марта 1908 года. Всего было рассмотрено 45 проектов, из которых первые места получили работы М. С. Лялевича, М. М. Перетятковича и Н. В. Васильева. Проект последнего был рекомендован комиссией судей для строительства. Васильев предлагал за образец взять мавзолей Гур-Эмир в Самарканде, что и было в конечном итоге выполнено. В процессе работы архитектор привлекал в соавторы своих коллег А. И. фон Гогена и С. С. Кричинского. В то время Гоген имел большой авторитет в правительственных кругах, что помогло уладить многие административные и хозяйственные проблемы. Кричинский же был членом мусульманской общины, что имело большой значение для строительного Комитета. Он же построил дом эмира Бухарского на Каменноостровском проспекте . От этого дома до мечети, по легенде, был проложен подземный ход. Впоследствии этот архитектор руководил работами по отделке здания храма.

Проект мечети и заявка на разрешение о начале работ были представлены А. И. фон Гогеном в городскую управу 14 декабря 1908 года. 3 апреля 1909 года Кричинскому было выдано свидетельство на проведение подготовительных работ, установку забора. Одновременно проект был отправлен на экспертизу в Академию Художеств. В целом он был одобрен, но получил возражение по поводу выбранного места для мечети. Несогласие было обосновано тем, что мусульманский храм оказывался рядом с православным Свято-Троицким собором , домиком Петра I , что нарушало историческую целостность центра Санкт-Петербурга. Однако Столыпин, в целом согласившись с доводами Академии Художеств, посчитал что разрешение на строительство обратно взять будет нецелесообразно.

Первые строительные работы начались в июле-ноябре 1909 года, был выполнен нулевой цикл работ. Торжественная закладка храма произошла в 11 часов 3 февраля 1910 года. Она была приурочена к 25-летнему юбилею правления бухарского эмира и к его визиту в Санкт-Петербург.

В августе 1911 года Н. В. Васильевым был составлен проект дома для омовений. В сентябре получено разрешение на строительство, разобран деревянный флигель, на его месте к осени 1913 года появилось новое сооружение.

Первое богослужение в мечети произошло в феврале 1913 года, приурочено оно было к 300-летию дома Романовых.

Петербургская Соборная мечеть стала самой северной мечетью в мире. Долгое время она оставалась самой большой. Её фасад хоть и соответствует всем канонам культового зодчества Средней Азии, но имеет черты северного модерна. Здание облицовано серым гранитом. Купол мечети повторяет силуэт купола мавзолея Гур-Эмира в Самарканде.

Уникальная майолика храма создана художником-керамистом Петром Кузьмичом Ваулиным, дедушкой знаменитого петербургского композитора Андрея Петрова. Кроме русских керамистов к работе привлекались узбекские мастера.

С началом Первой Мировой войны в 1914 году строительство мечети замедлилось, поступление денежных средств сократилось, многие строители были мобилизованы. Отделочные работы в храме продолжались вплоть до 1918 года, только с 1920-го стали проводиться постоянные богослужения. В конце 1930-х годов храм был закрыт, в нём устроили склад.

В 1956 году здание мечети было передано религиозному Обществу мусульман, началась его реставрация. В 1968 году храм принял статус архитектурного памятника. При реставрации мечети её купол впервые в мире облицевали не керамикой, а более долговечным фарфором.

В 2011 году стало окончательно ясно, что Соборная мечеть (Проспект мира) пришла в негодность: часть здания, возведенного в 1904 году обвалилась из-за многочисленных трещин. Однако в сентябре 2015 реконструированный и перестроенный храм вновь открыл свои двери.

Традиционно во время крупных мусульманских праздников толпы верующих можно наблюдать на Кольцевой ветке метро и вблизи станции «Проспект мира». Даже те, кто не знает точно, где находится главная московская мечеть, может легко это определить по этим признакам.

Дело в том, что в российской столице существует лишь 4 храма для мусульман, и рядом со спорткомплексом «Олимпийский» находится самый большой из них. С 2011 по 2015 год мечеть была недоступна из-за капитальной реконструкции и расширения старого здания, ставшего более чем за век использования аварийным.

По оценкам экспертов, строительство обошлось примерно в 200 тысяч долларов США. Основным источником финансирования считается дагестанский бизнесмен Сулейман Керимов, ставший главным спонсором и удостоившийся именной таблички на стене здания. Также свой вклад внесли правительство Турции и еще один российский миллионер Михаил Гуцериев. И эти деньги были потрачены с умом: здание состоит из 6 уровней, его общая площадь увеличилась примерно в 20 раз, для мужчин и женщин есть отдельные входы, также оборудованы пандусы и лифты для маломобильных слоев населения. Кроме того, планируется, что здесь будут проводить экскурсии, для одиночных туристов также двери храма всегда открыты.

Открытие перестроенного здания состоялось 23.09.2015. На церемонии помимо представителей духовенства присутствовали Владимир Путин, Нурсултан Назарбаев, Реджеп Тайип Эрдоган, а также главы некоторых российских республик.

В своем дизайне Московская соборная мечеть (Проспект мира) соединила мусульманские традиции и некоторые черты русской архитектуры. Например, минареты напоминают по форме башни Кремля.

Факты

Московская соборная мечеть (Проспект мира) в советское время была единственным действующим мусульманским храмом в Москве.

Перед Олимпиадой 1980 года было решено снести здание, однако на его защиту встали послы арабских стран и российские религиозные деятели.

Она является самой большой в Европе и одной из двух самых высоких в РФ (наряду со строящейся в Уфе). Вместимость составляет около 10 тысяч людей.

Значительную часть вещей для внутреннего убранства пожертвовало правительство Турции. В частности, из-за границы были доставлены парадные двери, люстры, а также коврики для молитв.

С октября 2015 года мечеть (Проспект мира) — место хранения волоса пророка Мухаммада, привлекающего в храм тысячи верующих.

Расположение

Новое здание стоит там же, где находилась старая мечеть на Проспекте мира. Адрес: Выползов переулок, дом 7. По этому же адресу располагается и Совет муфтиев России.