Енисейские кыргызы. Хакасы Где живут хакасы

Хакасы

ХАКА́СЫ -ов; мн. Народ, составляющий основное население Хакасии, частично Тувы и Красноярского края; представители этого народа.

Хака́с, -а; м. Хака́ска, -и; мн. род. -сок, дат. -скам; ж. Хака́сский, -ая, -ое. Х. язык.

хака́сы

(самоназвание - хакас, устаревшее название - абаканские или минусинские татары), народ в Хакасии (62,9 тыс. человек), всего в России 79 тыс. человек (1995). Язык хакасский. Верующие - православные, сохраняются традиционные верования.

ХАКАСЫ

ХАКА́СЫ (самоназвание - тадар), народ в Российской Федерации, основное население Хакасии (65,4 тыс. чел.). Всего в Российской Федерации 75,6 тысяч хакасов (2002). В дореволюционной литературе были известны под общим названием минусинских, абаканских, ачинских татар или тюрков, которые делились на пять родоплеменных групп (качинцы, сагайцы, бельтиры, койбалы и кызыльцы), внутри которых сохранялось деление на роды. Эти группы вошли в состав Русского государства в 17 - начале 18 века. Антропологически хакасы относятся к переходной форме от уральского типа к южносибирскому: у северных групп (кызыльцы, часть сагайцев) преобладают черты уральцев расы, у южных (качинцы) - южносибирского типа.
Хакасский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Он подразделяется на четыре диалекта: сагайский, качинский, кызыльский и шорский, на базе качинского и сагайского сформировался литературный язык и создана письменность (в 1928 на латинице, с 1939 - на кириллице). Хакасский язык считают родным 75% хакасов. В 1876 году было объявлено о переходе хакасов в лоно Русской Православной церкви, но большая часть верующих придерживается традиционных шаманистских верований.
Этнический состав формировался в 17-18 веке на основе смешения енисейских киргизов с тюркскими, самодийскими и кетскими группами. Хотя основная часть киргизов была в 1703 году выведена в пределы Джунгарского ханства, оставшиеся и вернувшиеся во второй половине 18 века киргизы стали основой для формирования народности. По переписи 1897 года насчитывалось 12 тысяч качинцев, 13,9 тысяч сагайцев, 8 тысяч кызыльцев (основу которых составили группы сибирских татар и казахов-аргынов, осевших в Алтысарском улусе в 16 - начале 17 в.), 4,8 тысяч бельтиров (потомков выходцев из Тувы, осевших в устье Абакана, отсюда их название «устьинцы»). Процесс консолидации, начавшийся в 18 веке, завершился в 20 веке, когда хакасы получили национальную автономию и общее наименование.
Традиционное занятие хакасов - полукочевое скотоводство. Хакасы содержали лошадей, крупный рогатый скот и овец. Значительное место в хозяйстве занимала охота (главным образом у кызыльцев) в саянской тайге (на кабаргу). Земледелие (основная культура ячмень) становится преобладающей отраслью хозяйства к концу 19 века. Осенью таежное население Хакасии занималось сбором кедрового ореха. Местами у хакасов появилось свиноводство и птицеводство.
Основным видом хакасских поселений были аалы - полукочевые объединения нескольких домохозяйств (10-15 юрт), как правило родственных между собой. Основной тип жилища - нерешетчатая юрта. Традиционная одежда качинцев получила распространение среди всех хакасов. С начала 20 века стали широко использоваться покупные ткани. Вслед за русскими тканями в костюм хакасов начали проникать элементы русской крестьянской и городской одежды, а в районах тесного соседства с русскими зажиточное население полностью перенимало русскую крестьянскую одежду.
Основной пищей служили зимой мясные, а летом молочные блюда. Хакасы готовили супы и бульоны с отваренным мясом. Наиболее популярным был крупяной и ячменный суп. Как праздничное блюдо популярна кровяная колбаса. Самым распространенным напитком был айран из кислого коровьего молока. Айран перегоняли на молочную водку. Ее употребляли по праздникам, для угощения гостей и при выполнении религиозных обрядов.
Хакасы придавали большое значение общественным молениям. Молились небу, горам, воде, священному дереву - березе. Качинцы моление небу устраивали на горе Саксар в Абаканской степи. Во время моления в жертву приносили нечетное количество белых ягнят с черными головами. Женщины и дети к обряду не допускались. У хакасов существовал культ «тeсей» - семейных и родовых покровителей. Большинство обрядовых действий совершалось при участии шамана.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "хакасы" в других словарях:

    Тадарлар … Википедия

    - (устар. название абаканские или минусинские татары) народ в Хакасии (62,9 тыс. человек), всего в Российской Федерации 79 тыс. человек (1991). Язык хакасский. Верующие хакасы православные, сохраняются традиционные верования … Большой Энциклопедический словарь

    - (самоназвания тадар, хоорай) народность общей численностью 80 тыс. чел., проживающая, в основном, на территории Российской Федерации (79 тыс. чел.), в т.ч. Хакасия 62 тыс. чел. Язык хакасский. Религиозная принадлежность верующих: традиционные… … Современная энциклопедия

    ХАКАСЫ, хакасов, ед. хакас, хакаса, муж. Народность тюркской языковой группы, составляющая основное население Хакасской автономной области; прежнее название абаканские турки. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ХАКАСЫ, ов, ед. ас, а, муж. Народ, составляющий основное коренное население Хакасии. | жен. хакаска, и. | прил. хакасский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (самоназвание хакас, устаревшее название абаканские или минусинские татары), народ в Российской Федерации (79 тыс. человек), в Хакасии (62,9 тыс. человек). Язык хакасский уйгурской группы тюркских языков. Верующие православные, сохраняются… … Русская история

    хакасы Этнопсихологический словарь

    ХАКАСЫ - народ нашей страны, издревле населяющий таежные территории Южной Сибири в долине Среднего Енисея близь городов Абакан, Ачинск и Минусинск. В царской России хакасы, как и ряд других тюркских народов, именовались минусинскими, ачинскими и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    хакасы - ХАКАСЫ, ов, мн (ед хакас, а, м). Народ, составляющий основное коренное население Республики Хакасии в составе России, расположенной на юго востоке Сибири, частично Тувы и Краснодарского края (старое название абаканские или минусинские татары);… … Толковый словарь русских существительных

    Народ, живущий в Хакасской АО и частично в Тувинской АССР и Красноярском крае. Численность 67 тыс. чел. (1970, перепись). Хакасский язык относится к тюркским языкам. До Октябрьской революции 1917 были известны под общим название… … Большая советская энциклопедия

Хака́сы (самоназвание тадар) - народ в Российской Федерации, основное население Хакасии (63, 6 тысячи). Всего в Российской Федерации 72, 9 тысяч хакасов (2010). В дореволюционной литературе были известны под общим названием минусинских, абаканских, ачинских татар или тюрков, которые делились на пять родоплеменных групп (качинцы, сагайцы, бельтиры, койбалы и кызыльцы), внутри которых сохранялось деление на роды. Эти группы вошли в состав Русского государства в 17 - начале 18 века. Антропологически хакасы относятся к переходной форме от уральского типа к южносибирскому: у северных групп (кызыльцы, часть сагайцев) преобладают черты уральцев расы, у южных (качинцы) - южносибирского типа.

Хакасский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Он подразделяется на четыре диалекта: сагайский, качинский, кызыльский и шорский, на базе качинского и сагайского сформировался литературный язык и создана письменность (в 1928 на латинице, с 1939 - на кириллице). Хакасский язык считают родным 75% хакасов. В 1876 году было объявлено о переходе хакасов в лоно Русской Православной церкви, но большая часть верующих придерживается традиционных шаманистских верований.

Этнический состав формировался в 17-18 веке на основе смешения енисейских киргизов с тюркскими, самодийскими и кетскими группами. Хотя основная часть киргизов была в 1703 году выведена в пределы Джунгарского ханства, оставшиеся и вернувшиеся во второй половине 18 века киргизы стали основой для формирования народности. По переписи 1897 года насчитывалось 12 тысяч качинцев, 13, 9 тысяч сагайцев, 8 тысяч кызыльцев (основу которых составили группы сибирских татар и казахов-аргынов, осевших в Алтысарском улусе в 16 - начале 17 в.), 4, 8 тысяч бельтиров (потомков выходцев из Тувы, осевших в устье Абакана, отсюда их название «устьинцы»). Процесс консолидации, начавшийся в 18 веке, завершился в 20 веке, когда хакасы получили национальную автономию и общее наименование.

Традиционное занятие хакасов - полукочевое скотоводство. Хакасы содержали лошадей, крупный рогатый скот и овец. Значительное место в хозяйстве занимала охота (главным образом у кызыльцев) в саянской тайге (на кабаргу). Земледелие (основная культура ячмень) становится преобладающей отраслью хозяйства к концу 19 века. Осенью таежное население Хакасии занималось сбором кедрового ореха. Местами у хакасов появилось свиноводство и птицеводство.

Основным видом хакасских поселений были аалы - полукочевые объединения нескольких домохозяйств (10-15 юрт), как правило родственных между собой. Основной тип жилища - нерешетчатая юрта. Традиционная одежда качинцев получила распространение среди всех хакасов. С начала 20 века стали широко использоваться покупные ткани. Вслед за русскими тканями в костюм хакасов начали проникать элементы русской крестьянской и городской одежды, а в районах тесного соседства с русскими зажиточное население полностью перенимало русскую крестьянскую одежду.

Основной пищей служили зимой мясные, а летом молочные блюда. Хакасы готовили супы и бульоны с отваренным мясом. Наиболее популярным был крупяной и ячменный суп. Как праздничное блюдо популярна кровяная колбаса. Самым распространенным напитком был айран из кислого коровьего молока. Айран перегоняли на молочную водку. Ее употребляли по праздникам, для угощения гостей и при выполнении религиозных обрядов.

Хакасы придавали большое значение общественным молениям. Молились небу, горам, воде, священному дереву - березе. Качинцы моление небу устраивали на горе Саксар в Абаканской степи. Во время моления в жертву приносили нечетное количество белых ягнят с черными головами. Женщины и дети к обряду не допускались. У хакасов существовал культ «тeсей» - семейных и родовых покровителей. Большинство обрядовых действий совершалось при участии шамана.

В 1604-1703 годах кыргызское государство, располагавшееся на Енисее, подразделялось на 4 владения (Исарское, Алтырское, Алтысарское и Тубинское), в которых сформировались этнические группы современных хакасов: качинцы, сагайцы, кызыльцы и койбалы.

До революции хакасов называли «татарами» (минусинскими, абаканскими, качинскими). В то же время в документах XVII — XVIII веков Хакассия именовалась «Кыргызская земля» или «Хонгорай». В качестве самоназвания у хакасов употребляется «хоорай» или «хыргыс-хоорай».

В XVII — XVIII веке хакасы проживали в разрозненными группами и находились в зависимости от феодальной верхушки енисейских кыргызов и алтын-ханов. В первой половине XVIII они были включены в состав Русского государства. Территория их проживания была поделена на «землицы» и волости, во главе которых стояли башлыки или князьцы.

Термин «хакас» появился лишь в 1917. В июле был образован союз инородцев Минусинского и Ачинского уездов под названием «Хакас», которое было образовано от слова «Хягас», упоминавшегося в древности в китайских летописях.

20 октября 1930 года в Красноярском крае была образована Хакасская автономная область, а в 1991 году была образована республика Хакассия, вошедшая в состав России.

Традиционным занятие хакасов является полукочевое скотоводство. Они разводили крупный рогатый скот, овец и лошадей, из-за чего и назывались иногда «трёхстадным народом». Местами разводили свиней и домашнюю птицу.

Не последнее место в хозяйстве хакасов занимала охота, считавшаяся исключительно мужским занятием. А вот земледелие было распространено лишь в некоторых районах, где основной посевной культурой являлся ячмень.

Женщины и дети в прежние времена занимались собирательством (съедобных коренья кандыка и сараны, орехи). Корни перемалывались на ручных мельницах. Для сбора кедровых шишек применяли нохы, который представлял собой большую чурку, насаженную на толстую жердь. Жердь эту упирали в землю, а нанося удары по стволу дерева.

Основным видом хакасских селений были аалы — объединения 10-15 хозяйств (обычно родственных). Поселения подразделялись на зимние (хыстаг), весенние (частаг), летние (чайлаг), осенние (кустег). Хыстаг обычно располагался на берегу реки, а чайлаг в прохладных местах у рощ.

Жилищем хакасов была юрта (иб). До середины XIX века бытовала переносная круглая каркасная юрта, которую летом покрывали берестой, а зимой ещё и войлоком. В позапрошлом веке распространились стационарные срубные многоугольные юрты. В центре жилища был расположен выложенный из камня очаг, над которым в крыше делали дымовое отверстие. Вход располагался с восточной стороны.

Традиционным мужским видом одежды хакасов была рубаха, женским — платье. Рубаха была с поликами (ээн) на плечах, разрезом на груди и отложным воротником, который застёгивался на одну пуговицу. Подол и рукава рубахи были широкими. Платье не слишком сильно отличалось от рубахи – разве что длиной. Задний подол был длиннее переднего.
Нижняя часть одежды мужчин состояла из нижних (ыстан) и верхних (чанмар) штанов. Женщины также носили штаны (субур), которые обычно шились из синей ткани и практически не отличались по виду от мужчин. Концы штанов женщины обязательно заправляли в голенища сапог, так как их не должны были видеть мужчины. Мужчины и женщины также носили халаты. Замужние женщины поверх халатов и шуб по праздникам носили безрукавку (сигедек).

Украшением хакасских женщин служил нагрудник пого, который был обшит перламутровыми пуговицами и узорами, выполняемыми кораллом или бисером. По нижней кромке делалась бахрома с мелкими серебряными монетками на концах. Традиционной пищей хакасов служили мясные и молочные блюда. Наиболее распространёнными блюдами были мясные супы (угре) и бульоны (мун). Праздничное блюдо — кровяная колбаса (хан-сол) Традиционный напиток – айран, приготовлялся из кислого коровьего молока.

Основные праздники хакасов были связаны с и скотоводством. Весной хакасы отмечали Урен Хурты — праздник убиения зернового червя, традиции которого были призваны охранять будущий урожай. В начале лета отмечали Тун Пайрам — праздник первого айрана – в это время появлялось первое молоко. Праздники обычно сопровождались спортивными состязаниями, которые включали конные скачки, стрельбу из лука, борьбу и прочее.

Наиболее почитаемым жанром хакасского фольклора является героический эпос (алыптыг нымах), исполняемый под аккомпанемент музыкальных инструментов. Героями песен являются богатыри (алыпы), божества, духи. Сказители пользовались в Хакасии уважением и кое-где даже освобождались от налогов.

В старину у хакасов был развит шаманизм. Шаманы (камы) также выполняли функции лекарей. На территории Хакасии сохранилось множество культовых мест, где совершались жертвоприношения (обычно баранов) духам неба, гор, рек. Национальной святыней хакасов является Борус — вершина на Западных Саянах.

Хакасы — (самоназвание — «тадар») — тюркоязычный народ, проживающий в Южной Сибири на левобережье Хакасско-Минусинской котловины. Традиционная религия - шаманизм, в XIX веке многие были крещены в православие (часто насильственно).
Сами хакасы считали себя рожденными от горных духов. Термин «хакасы » обозначает средневековое население минусинской котловины. Современные хакасы продолжают именовать себя в разговорном языке «тадар». Как отметил В. Я. Бутанаев, слово «хакас» искусственное и до сих пор не прижилось в языке коренного населения Хакасии. Взятый из книг термин «хакас» для обозначения коренного населения Хакасско-минусинской котловины был официально принят в первые годы Советской власти. До этого времени в качестве самоназвания коренного населения применялся этноним «тадарлар» (рус. татары). Слово «хакас» отсутствовало в языке, топонимике и фольклоре коренного населения Хакасии. Новый термин в основной массе коренного населения был поддержан не сразу и не единодушно.

Численность народа хакасов

Общая численность народа хакасов в России по сравнению с данными переписи 2002 года (75,6 тыс. человек) снизилась и составила по итогам переписи 2010 года - 72 959 человек.

Хакасский народ делится на субэтнические группы :

  • качинцы (хааш, хаас) - упоминаются в русских источниках впервые с 1608 года, когда служилые люди прошли в землю управляемую князем Тюлькой;
  • койбалы (хойбал) - помимо тюркоязычных групп по некоторым данным включали группы, общавшиеся на диалекте камасинского языка, принадлежавшего к южной подгруппе самодийской группы языков уральской языковой семьи;
  • сагайцы (сағай) -упоминаются впервые в известиях Рашид ад-Дина о монгольских завоеваниях; первые упоминания в русских документах относятся к 1620, когда указывалось, что у них «уложено ясаку не платить и ясачников побивать». В составе сагайцев как этнографическая группа известны бельтыры (пилтiр), ранее также выделялись бирюсинцы (пӱрӱс).
  • кызыльцы (хызыл) - группа хакасского народа, расположенная в долине Чёрного Июса на территории Ширинского и Орджоникидзевского районов Республики Хакасия;
    К хакасскому этносу по культурным и языковым признакам близки телеуты, теленгиты, чулымцы, шорцы.

История хакасского народа

Хакасия расположена в долинах рек Енисей и Абакан. На северо-западе она граничит с Кемеровской областью, на юге и юго-западе с Горным Алтаем и Тувой. Южная граница Хакасии проходит по хребтам западного Саяна. Название хребта восходит к хакасскому «соян» — «тувинец» и в переводе означает «Тувинские горы». Среди снежных пиков западных Саян выделяется величественный пятиглавый Борус — священная для каждого хакаса горная вершина. Как гласят предания, в далекие времена жил вещий старец Борус. Предвидя всемирный потоп, он соорудил корабль, куда посадил всех зверей и птиц. Когда вода стала спадать, Борус пристал к суше, это и была вершина Саянского хребта. Через Хакасско-минусинскую котловину протекает великий Енисей, который хакасы именуют «Ким».
Экскурс в историю этногенеза хакасского народа дает возможность выявления глубинных форм национальной культуры, определяемой адаптацией народа к экологическим условиям Сибири. История хакасского этноса своими корнями уходит далеко вглубь времен. Территория Хакасии была обитаема до нашей эры. Древнее население Хакасии уже достигло весьма значительного культурного уровня. Об этом свидетельствуют многочисленные курганы, наскальные рисунки, художественные изделия из золота и бронзы, приводящие в восторг всех археологов мира. Раскопки курганов подарили нам предметы каменного, бронзового и железного веков. Условно отдельные этапы называются археологами Афанасьевской эпохой (III-II тысячелетие до н.э., век древнекаменный и бронзы), Андроновской эпохой (середина II тысячелетия до н.э.). Карасукской эпохой (XIII-VIII века до н.э.). Татарской эпохой (VII-II века до н.э., век железа), Таштыкской эпохой (I век до н.э.-V век н.э.).
Впервые в середине первого тысячелетия до нашей эры старинные китайские летописи называют коренное население Енисейской долины динлинами, описывая их белокурыми и голубоглазыми. «Изучение сведений о динлинах выявило, что данные о них появились в источниках IV- III вв. до н.э. Наиболее ранние из них легендарны. Это представления о живущих в северных землях вечных всадниках, как бы сросшихся со своими конями, о своеобразных кентаврах».
В начале новой эры идет широкое освоение степных пространств как зоны экстенсивного скотоводства и орошаемого земледелия, что привело к формированию Первого и Второго тюркских каганатов VI-VIII вв. К середине I тысячелетия новой эры складывается кочевническая цивилизация, ее материальная культура, новый, отличный от предшествующей эпохи комплекс духовных культурных ценностей, где, наряду с хранением элементов культуры, складывается новое искусство, героический эпос. В этот период экономики и культуры в Южной Сибири, на берегах Енисея, в VI в. зарождается самобытное государство древних хакасов (кыргызов), которые, по словам Л.Р. Кызласова, в VI-VIII вв. представляло раннефеодальную монархию. Оно занимало всю территорию Южной Сибири: Горный Алтай, Туву и Хакасско-Минусинскую котловину до Ангары на севере. В нем в эпоху расцвета проживало разноэтническое население общей численностью около двух миллионов человек. Это было высокоразвитое государство с большим экономическим потенциалом, устойчивой высокоорганизованной социальной структурой. Этим оно отличалось от огромных, но быстро распадавшихся каганатов древних тюрок, уйгуров, тюргешей и других. «Это государство не стало эфемерной степной империей подобно Тюркскому (VI-VIII вв.) или Уйгурскому (VIII-IX вв.) каганатам. Опираясь на прочную базу социально-экономического и культурного развития, оно просуществовало около 800 лет, погибнув под жестокими ударами империи древнемонгольских феодалов в 1293 году».
Историки отмечают, что на территории современной Хакасии использовались сложные оросительные системы, жители сеяли просо, пшеницу, гималайский ячмень, рожь, овес. В горах были расположены медные, серебряные и золотые рудники, железоделательные печи. Страна славилась искусством кузнецов и ювелиров. Средневековая Хакасия известна монументальными городами. «Древняя хакасская архитектурная школа являлась северным окончанием центрально-азиатской ветви среднеазиатского средневекового зодчества». Исследователь Г. Н. Потанин также пишет (1877): «Хакасы имели оседлые поселения с жилищами, у них много золотых вещей, они оставили календарь, который послужил основанием другим календарям. Вероятно, были храмы Танну или Джирку, в которых стояли гранитные статуи. Одну я видел на Диангуле. Ваяние было судя по этому образцу, доведено до значительного совершенства. Было громадное сословие жрецов, свободных от податей, владевших некоторыми тайнами рудного искусства, гадания, знания светил небесных и врачевания. Хакасские султаны жили на севере от Саяна или, по крайней мере, между Танну и Саяном».
Однако завоевания древнемонгольских феодалов разомкнули цепь поступательного развития исторического процесса. Было потеряно величайшее достижение культуры — енисейская руническая письменность. Как пишет исследователь истории Южной Сибири Л. Р. Кызласов, было остановлено не только поступательное движение вперед, но саяно-алтайские этнические группы были раздроблены и отброшены в своем развитии назад по сравнению с культурным уровнем государства средневековых хакасов. Следовательно, культурному очагу цивилизации Южной Сибири был нанесен урон, трагически отразившийся на исторической судьбе населения древнехакасского государства.
В русских исторических документах хакасы, именовавшиеся «енисейскими кыргызами», упоминаются уже в начале XVII века. В начале XVII века енисейские кыргызы были разделены на несколько небольших феодальных улусов, власть которых распространялась в то время по долине Енисея от Саянского хребта на юге до Большого порога (ниже Красноярска) на севере. Основные кочевья кыргызов находились в бассейне верхнего Чулыма.
По антропологическому типу хакасы относятся к монголоидной расе, при этом явно видны следы влияния европейцев. Внешний вид древних хакасских богатырей рисуется так: «обладающие белой кожей лица, с черными черемуховыми глазами и круглой головой».
В этническом отношении енисейские кыргызы представляли собой небольшую тюркоязычную группу, являвшуюся потомками средневековых енисейских кыргызов, государство которых упоминалось в китайской летописи Танской династии под названием «Хагис».
Политическое устройство кыргызов в начале XVII века характеризовалось иерархической структурой: во главе всех улусов стоял главный князь, каждый улус возглавлялся своим князем, который имел зависимых от него «улусных людей». Русские документы называют зависимых от кыргызских князей тюркоязычных качинцев, агинцев, кызыльцев, аргунов, шустов, сагайцев, а также кетоязычные и самодийскоязычные племена.
В социальном отношении кыргызы были неоднородны: основная масса населения — рядовые скотоводы — «улусные мужики». Племенная верхушка состояла из князей, власть которых была наследственной. Князья держали в качестве рабов пленных, захваченных во время набегов. Кыштымыданники подвергались жестокой эксплуатации, и за их счет обогащалась княжеская верхушка.
Енисейские кыргызы оставались на своих местах только до начала XVIII века. С этого времени большая их часть попала под власть джунгарского хана и была насильственно переселена. Большинство кыргызских кыштымов, которые находились в стадии разложения первобытнообщинного строя, является ближайшими историческими предками современных хакасов.
Традиционное занятие хакасов — полукочевое скотоводство. Хакасы держали лошадей, крупный рогатый скот и овец, а в некоторых местах разводили свиней и птицу. Значительное место в хозяйстве хакасов занимала охота в тайге, главным образом, у кызыльцев. В Саянах охотились на кабаргу. Осенью подтаежное население Хакасии занималось сбором кедрового ореха, ягод и грибов.
До средины XVII века никто из русских людей не имел представления ни о жизни по берегам Енисея, ни о коренных народах, ни о Хакасско-Минусинской котловине с ее развитой для того времени культурой. Памятники этой культуры — музеи под открытым небом — расположены по всей территории Красноярского края и Хакасии. И хотя они сегодня разделены административными границами, но историю и культуру сибирской земли нельзя разделить.
Русское освоение Приенисейского края началось на рубеже XVI и XVII веков с северных территорий, богатых пушниной, рыбой, лесом и продвигалось в направлении к югу, где более благоприятные климатические и природные условия. На рубеже XVI-XVII столетий в бассейн Енисея вышли русские землепроходцы. Пробираясь с Севера, со стороны «златокипящей Мангазеи», казаки основали в 1601 году в низовьях реки Таза город Мангазея. На короткое историческое время этот город стал центром дальнейшего проникновения русских вглубь территории Сибири. Пути из города Мангазеи вели на реку Енисей и к его притокам, которые населяли самодийские племена (энцы и нганасаны), енисейские остяки (кеты) и большая группа северо-западных тунгусских племен. Со временем на этих территориях был образован Мангазейский, затем Туруханский уезд. Последним этапом освоения русскими берегов Енисея был выход в хакасские степи и предгорья Саян.
Киргизские князья организовывали военные набеги хакасов на земли Красноярского, Томского, Енисейского уездов, убивали или уводили в плен людей, угоняли скот. Русские власти придерживались в основном оборонительной тактики. Нападения на русские поселения оказались, в конечном счете, губительными для хакасов, так как в средине XVII века монгольские ханы и джунгарские правители стали совершать опустошительные набеги на земли хакасов. Тогда хакасы обратились к сибирским воеводам с просьбой поставить на их земле острог и нашли благожелательный ответ со стороны русских. Вхождение Хакасии в состав России произошло в 1707 году, когда царь Петр I подписал Указ о сооружении острога в Хакасии. В августе 1707 года служилые люди Томска, Кузнецка, Красноярска и Енисейска построили Абаканский острог (на месте ныне затопленного села Краснотуранского), в котором остался военный гарнизон. Впервые за последнее столетие здесь началась мирная жизнь.
Правда джунгарские правители еще продолжали посылать своих сборщиков дани, но русское правительство предприняло сооружение оборонительной линии, расселяя на ней казаков. В 1718 году близ села Означенного (ныне город Саяногорск) был поставлен Саянский острог — последний опорный пункт на тысячеверстном пути русских землепроходцев.
С постройкой в Хакасско-Минусинском регионе нескольких острогов там стали возникать целые системы населенных пунктов. Хакасско-Минусинский край включает в себя территорию современной Хакасии и южных районов Красноярского края. В силу географических и исторических особенностей этот регион всегда имел некоторую культурную специфику, особенно во второй четверти XVIII века — времени его окончательного присоединения к России. Особенность региона заключается и в том, что его включение в состав Российского государства произошло значительно позже других сибирских регионов. Важно и то, что этот регион имеет свою неповторимую специфику природно-климатических и ландшафтных условий, резко отличающуюся от соседних территорий. Не случайно для обозначения этой части Сибири еще недавно использовался термин «Минусинский край». В настоящее время, учитывая политические и культурные реалии сегодняшнего дня, широко используется термин «Хакасско-Минусинский край».
Ядро русских старожилов этой местности, сформировавшееся в XVIII веке, составили потомки выходцев из северных регионов европейской России. Освоение края русскими носило относительно мирный характер. Это, на наш взгляд, можно объяснить тем, что для большей части тюркоязычных этносов Южной Сибири и хакасского этноса в частности, русское продвижение полностью вписывалось в принятую ими картину мироздания, а первые контакты с русскими нисколько не противоречили центрально-азиатским отношениям «подданства — подчинения». Эти формы государственной зависимости были издревле известны во всей Центральной Азии, а в самой российской государственности они появились по примеру Золотой Орды, обретя в Московском царстве законченный вид.
В результате уже во второй половине XVIII века в крае сложились целые контактные зоны совместного расселения пришлого русского и коренного хакасского населения. По причине более благоприятных для земледелия условий Правобережья Енисея здесь к XIX веку образовалась область преимущественного русского заселения, а хакасы сконцентрировались на левом берегу Енисея. И все же районов с моноэтническим составом населения в крае практически не существовало. Это способствовало возникновению как культурных, так и родственных отношений русских с хакасами.
В этническом взаимодействии хакасов и русских особую роль сыграли русские крестьяне. Они прибывали в основном без семей, поэтому процесс единения происходил за счет межэтнических браков. Такой тип брака позволял как русским, так и местным жителям более успешно решать экономические, социальные и бытовые проблемы. Особенно много подобных браков заключалось в XVII.
Во второй половине XVIII века численность русского населения в Хакасско-Минусинском крае значительно выросла. Замена в 1762 году пашни казенной десятиной и хлебного оброка денежными платежами увеличила свободу передвижения сибирских крестьян. Также неуклонно понижалась доля пушнины в ясаке (натуральном налоге), что было вызвано хищническим истреблением пушного зверя и углублением хозяйственной специализации хакасских хозяйств. С каждым десятилетием бездоимочное поступление ясака обеспечивалось не столько неприкосновенностью ясачных угодий и отсутствием в них русских, сколько соседством русских деревень, где можно было заработать нужные для платежей суммы или сбыть выращенный скот («татары часто ходят в русские деревни на сроки для снятия хлебов и кошения сен»).
По сравнению с первой половиной XVIII века более заметным стал приток населения в Хакасско-Минусинский край из северных сибирских уездов, особенно, из Енисейского. Там многие селения теряли большую часть своих обитателей. Так, крестьяне деревни Томилово Подпорожного присуда в 1765 года «за неимением хлебопашества» перешли на Июс в деревни Сосновую, Тоилуцкую, Амалинскую. На старом месте к 1769 году остались обитатели только двух дворов.
С 70-х годов XVIII века в целом приток из других мест составил около 25 % всего прироста русского населения Хакасско-Минусинского края.
В ряде районов, наиболее пригодных для хозяйствования, русские и хакасы жили чересполосно, так как местные власти защищали земельные интересы ясачных. Хакасы целым улусом или в одиночку получали официальные владетельные документы на «родовую» и свободную землю -«данные». Это способствовало завязыванию хозяйственных и этнокультурных контактов с русскими.
Таким образом, включение во второй четверти XVIII века Хакасии в состав Русского государства сыграло огромную роль. Прогрессивным было избавление хакасского народа от разорительных войн со стороны монгольских и джунгарских феодалов. Хакасы обрели возможность преодолеть вековую раздробленность и сплотиться в единую народность, получившую право на дальнейшее историческое развитие. Вместе с консолидацией хакасской народности в центре Хакасско-Минусинской котловины на ее окраинах шел процесс частичной ассимиляции коренного населения русскими.

Культура хакасского народа

Культура хакасского народа — часть общемирового наследия. Ее историческую основу составляют ценности, созданные веками. В ней обозначились тюркские, китайско-конфуцианские, индо-тибетские и русско-европейские компоненты, свидетельствующие об активных контактах предков хакасов с другими этносами в различные периоды истории. В становлении и развитии хакасской культуры важную роль сыграли шаманизм и христианство. Они стали частью самосознания и менталитета народа. В целом, если по генезису Хакасия связана с Востоком, то через посредство русского языка и русской культуры — с Западом.
В формировании хакасской культуры большую роль сыграла тесная связь человека с природой, зависимость от ее сил. Тяжелая жизнь в условиях изолированности и отдаленности от других, борьба за существование в суровых природно-климатических условиях сформировала у людей такую черту характера, как коллективизм. Среди хакасов всегда высоко ценилась дружба и товарищество, а одиночество всегда осуждалось, что отражено в следующих пословицах: «Дружная жизнь длинна, недружная жизнь — коротка», «Вместе голодай, вместе жаждай, но друга не бросай».
Взаимопомощь у хакасов всегда являлась важной формой общения между людьми. Содержание ее довольно широкое. Это и гостеприимство, которое рассматривалось как источник симпатии, взаимного понимания и поддержки, жалость к старикам, маленьким детям, сиротам, нищим. Любого человека здесь встречают как желанного, соседи всегда делятся продуктами питания друг с другом, орудиями труда и т.д. Соблюдение обычая взаимопомощи отражается в следующих хакасских поговорках: «Человеку без лошади дай лошадь, человеку без одежды дай одежду», «Смерть имеет долг» (т.е. тому, кто пришел помогать на похоронах, при несчастье с ним, надо помочь), «Имя гостя связано с желудком соседей» (т.е. когда пируют с гостями, приглашают соседей).
В этикете общественной жизни как хакасов, так и русских большое значение имеет гостеприимство. Общей чертой двух народов является чрезвычайное радушие, доходящее порой до самопожертвования.
Прием и хождение в гости — частые события в быту народов Сибири. Это вызвано подвижным характером образа жизни кочевников — скотоводов, охотников, оленеводов. Гость у хакасов всегда желанный человек, так как в прошлом люди здесь жили очень небольшими коллективами, и жажда общения с «новым» человеком всегда имела место. Она сама по себе нередко служила причиной того, что человек «снимался» с места, садился на коня и отправлялся за многие десятки верст в гости к другу или родственнику.
Гостей приглашали по любому поводу: соседей в случае убоя скота, всю округу на свадьбу или на праздники. Прием гостей начинается с их встречи. Этикет всех народов Сибири предписывает встречать гостей самому хозяину и его ближайшим родственникам-мужчинам. Общими чертами обряда приветствия являются следующие поведенческие элементы: поднятая правая рука, благопожелания. Довольно распространенной особенностью является приветствие двумя руками, выражающее особое почтение или теплые чувства. Приветствуя, хакасы спрашивают: «Все ли у вас хорошо?», «Здоровы ли?». После этих слов принято, в первую очередь, осведомиться о здоровье скота: «Как поживает ваш скот?». Поскольку эти народы в прошлом были дифференцированы в социальном отношении, положение собеседника всегда учитывалось в процессе общения, что отчасти сказывается и сейчас в существовании более почтительных и менее почтительных этикетных формул. Теперь почтительные обороты адресуются пожилым людям, — например, вместо обычного приветствия говорят: «Разрешите осведомиться о Вашем здоровье». К старшим обязательно обращаются на Вы.
После приветствий принято усаживать гостей на почетном месте, первым делом давать им напиться кумысом или чаем и обязательно вначале занимать их «приличной», то есть неинформативной беседой о погоде, пути, по которому следовали прибывшие, здоровье и т. п. И только после этого приличия позволяли приступить к трапезе.
Гостеприимство также стояло на одном из первых мест в деревенской этике русских переселенцев, так что не принять гостя или отказаться от приглашения считалось проявлением невежества. «Приходи, кума, чай пить», «милости просим», «благодарствуйте за угощение» — вот устойчивые словесные формулы, бытовавшие в Приенисейском крае. В них непременное соблюдение учтивости и уважительного отношения друг к другу. Гостю предлагалось лучшее место за столом и лучшее угощение, а он, в свою очередь, не должен проявлять спесивость, быть умеренным в еде и питье. В деревне говорили: «Для спесивого гостя и дверь пола», «Сытого гостя легко потчевать», «От чужого стола не стыдно не евши уйти». За «хлеб-соль» было принято благодарить хозяйку низким поклоном. Характерный для русского человека обычай — пригласить прохожего и приезжего в дом, накормить его и по возможности успокоить. С прохожих денег не брали; существовала пословица «Хлеб-соль разбойника побеждает».
Особое место в психологической характеристике хакасов занимают устойчивые традиции культа предков, родителей, старших. Следует подчеркнуть, что почтительное отношение к старшим — качество, особо ценимое у многих азиатских народов. Люди почтенного возраста олицетворяли собой мудрость, являлись главными хранителями житейской мудрости и опыта, норм поведения. Основные принципы народного пикета, руково детва для дальнейшей, взрослой жизни хакасские дети получали от старейшин, из пословиц и поговорок: «У старшего проси благословления, у младшего слова», «Старших — уважай, младших не обижай», «Самых старших почитай — годы твои будут долги, самых младших оберегай — дни твои будут светлы».
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что поведение взрослых по отношению к детям были окрашены сдержанностью, мягкостью, уважительностью, что не противоречило установкам на подчинение взрослым и почтительность по отношению к ним. Детей но народным традициям не принято бить или унижать другим способом. Подобные действия везде воспринимались как признак слабости взрослого. У хакасов детям запрещалось стоять на пороге, сидеть, опираясь двумя руками о землю, закладывать руки за спину, сидеть, обхватив ноги руками, хлопать в ладоши (знак траура).
У народов Южной Сибири принято было вести с детьми игру, опрашивая имена их предков до определенного (сейчас до седьмого, а в старину до двенадцатого и более) колена, обязательно вручая награду за полные ответы. Эта игра стала своеобразной этикетной деталью обычая гостеприимства и в то же время эффективным средством воспроизводства генеалогической памяти, которая, как известно, является идейной основой социальной организации кочевников.
Культ предков и родителей тесно связан с любовью к родным местам, бережным отношением к флоре и фауне родного края. Привязанность к ним у хакасов тесно связана с тем, что жизнь их проходит в каждодневном общении с живой природой, без которой они не сознают себя. Они поклонялись священным горам, деревьям, распространяя на весь окружающий мир «золотое правило морали», выражавшееся через определенные табу, которые отчасти имели религиозную окраску. Например, нельзя шуметь в лесу, так как ему нужна тишина, рубить дерево ночью, так как оно спит, переходить без разрешения ручей или речку. Считалось, что любое нарушение человеком гармонии, равновесия в целостном мире неизбежно влечет за собой наказание в виде потери урожая, неудач на охоте, болезней, несчастий в семье, физической смерти и, что самое худшее, — смерти души через вымирание рода.
Одной из важных ценностей традиционной культуры хакасов является отношение к труду: «Не приложишь труда, и шапки не заимеешь», «У трудолюбивого человека дети не голодают», «Кто хорошо работает, у того губы в сале, а у лентяя голова в грязи». К семи годам ребенок считался повзрослевшим. Мальчиков с пяти-шести лет приучали к лошади, а с восьми лет он пас скот. С тринадцати лет дети участвовали в уборке урожая, косили сено, а с пятнадцати лет мальчики ходили с отцом на охоту. Девочек с раннего возраста приучали к работе по дому. В тринадцать лет они умели печь хлеб, а в семнадцать — самостоятельно шили шубы, платья, обувь.
Одним из сопоставительных параметров, наиболее ярко отражающим ценностные ориентации культур, является их отношение ко времени. Как для русской, так и для хакасской культуры характерна приверженность традициям и обращение к прошлому как основе для настоящего.
Таким образом, можно отметить такие общие ценностные позиции хакасской культуры и культуры русских переселенцев, как коллективизм, взаимопомощь, трудолюбие, гостеприимство, бережное отношение к природе, почитание старших, приверженность традициям. Все перечисленные преобладающие ориентации характеризуют типично восточные ценности.
В культурной традиции чалдонов Хакасско-Минусинского края проявляется определенная степень иноэтнических влияний. Особенно ярко они проявляются в духовной сфере старожильческой культуры, а именно, — в народном фольклоре, народных верованиях, медицине. Помимо этого, многие элементы традиционной культуры старожилов этого региона испытывали существенное влияние культурных традиций коренного населения. Таким образом, происходили процессы межкультурных коммуникаций, взаимного влияния культур.
В процессе взаимодействия с русскими хакасы учились европейскому земледелию, перенимали технику и систему, высеивали новые посевные культуры. Так, уже в XVII веке на полях появилась озимая и яровая рожь, ячмень, овес, пшеница, горох, гречиха, просо, конопля. Из овощных культур на огородах выращивали морковь, капусту, репу, лук, чеснок, огурцы. Соотношение высева различных сельскохозяйственных культур в процентном отношении в 80-90-х годах XVIII века было следующим: рожь яровая — 33,7 %, рожь озимая — 26,8, пшеница — 17,0, овес — 13,6, ячмень — 6,3, лен, конопля и горох — 2,6 %. По мере разработки угодий удельный вес яровых неуклонно возрастал.
Под влиянием русских хакасы переходили от примитивных форм ведения хозяйства к более высоким и интенсивным. Для возделывания земли они пользовались сохой с железными сошниками. Для боронования использовалась деревянная борона. Из другого инвентаря постоянно использовали серпы, косы-горбуши, топоры. Условием существования крестьянского двора было наличие рабочего скота. У местного населения русские покупали лошадей.
До половины XIX века наиболее распространенным типом жилища хакасов была нерешетчатая переносная юрта, а позднее — решетчатая, берестяная, войлочная. В войлочных юртах «киис иб» люди жили зимой, а в берестяных «тос иб» — летом. Переносная юрта была жилищем скотоводов и имела много общего с юртами калмыков, тувинцев, алтайцев, бурят.
В течение XIX века переносные юрты постепенно заменились стационарным жилищем — русской срубной избой и срубной многоугольной юртой «агас иб», в которой люди жили летом. Посредине юрты на земляном полу располагался очаг. Мебель включала кровати, полки, кованые сундуки, резные шкафчики. Юрта была украшена войлочными коврами, красочной вышивкой, аппликациями на коже. Этнические особенности проявляются и в том, что эти срубны с постройки традиционно делились на две половины — мужскую и женскую. На мужской (левой, южной) половине располагались предметы хозяйственного пользования: седла, арканы, уздечки, кожа и пр. Другая половина (правая, северная) считалась женской; в ней на полках размещалась посуда, утварь, женские и детские принадлежности. Господствующим типом зимнего жилища стала срубная изба -«тура», что свидетельствовало об упрочении оседлости хакасского населения. Срубные бревенчатые дома были двух типов: однокомнатные и пятистенные с застекленными окнами. Домашнюю утварь хакасы готовили сами из дерева, бересты и глины. Позднее в быту хакасов появилась покупная стеклянная, фарфоровая и металлическая посуда и предметы быта, которые делались русскими. В Минусинском музее имени Н. М. Мартьянова можно увидеть хакасскую юрту, в которой разнообразная посуда из цветного стекла (красного, синего), представлявшего изделия Знаменского завода, расположенного близ города Минусинска.
Внутренняя обстановка юрты, количество и качество предметов домашней утвари у зажиточных и рядовых хакасов резко отличались. Юрта богача обставлялась хорошей мебелью. Среди предметов домашнего быта было много вещей русского производства. Так, на полках расставлялись разная посуда и шкатулки. Много места занимали сундуки, украшенные железными пластинками. Пространство между полками со шкатулками и сундуками на левой и правой передних сторонах юрты затягивалось коврами, стол покрывался скатертью.
Зимним жилищем бедных хакасов была полуземляная избушка с окнами (чир иб). Стены делали из двух рядов березового плетня, промежуток между которыми засыпался землей. Внутри плетень обшивался досками. Пол был земляной, крыша плоская. В правом заднем углу от двери на возвышении находился очаг с глинобитной трубой, называемой чувалом (соол). Впоследствии, в процессе взаимодействия с русскими переселенцами, в конструкции этого вида жилища произошли существенные изменения. Стены изнутри и снаружи плотно обмазывали глиной и белили. Делали двухскатную крышу и деревянный пол. Вместо чувала появилась русская печь. Так это жилище приобрело форму русской избы. Вместо «чир иб» ее стали называть «чир тура» (земляной дом).
Другим зимним жилищем была четырехугольная однокамерная с окнами изба, называемая у хакасов соолом. Углы вырубались в замок или укреплялись в столбах. Пол был земляной, плоская крыша покрывалась землей. Окно затягивали брюшиной (харын). В правом заднем углу от двери ставили две печи. Одна из них с открытым очагом, с прямым дымоходом служила для тепла и света. Другая — для приготовления пищи, она примыкала к первой. Обе печи называются соол, отсюда и название жилища — соол.
Этнокультурное взаимодействие хакасов и русских старожилов Ха-касско-минусинского края происходило также в сфере народной медицины. Как в среде хакасов, так и в среде русских старожилов Хакасско-Минусинского края народная медицина имела широкое распространение вплоть до начала XX века. Этому способствовал целый ряд разнообразных причин. Прежде всего, влияло отсутствие в регионе достаточного количества медицинских учреждений и квалифицированных медицинских работников. Большое количество и разнообразие заболеваний было обусловлено тяжелым трудом скотовода и земледельца, а также бытовыми условиями жизни.
Основой народно-медицинских знаний, представлений о болезнях и способах их лечения является не только народный опыт, но также и религиозные верования. Так, основой традиционного мировоззрения хакасов является шаманизм. Соответственно, и шаманское мистическое лечение у хакасов было основным, дополнявшимся элементами народной медицины и отчасти научной медицины с ее медикаментозными средствами.
Можно резюмировать, что опосредованным путем — народной медициной русских старожилов — было воспринято богатейшее многовековое наследие коренных народов Хакасско-Минусинском края, корни которого уходят в глубокую древность.
В целом русские старожилы, с одной стороны, сохранили традиционную этническую основу народно-медицинских знаний, что было обусловлено характерным религиозным мировоззрением и социальными условиями жизни, с другой — значительно расширили и обогатили ее за счет разнообразных компонентов хакасской народной медицины, а опосредованно через последнюю — за счет медицинских знаний народов Саяно-Алтая и Востока.
В сфере языковых взаимоотношений происходили процессы ассимиляции. Хакасский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи Он подразделяется на четыре диалекта: сагайский, качинский, кызыльский и шорский. На основе качинского и сагайского сформировался литературный язык и появилась письменность. В эпоху позднего средневековья обучались грамоте в Монголии, Джунгарии, и, возможно, в Китае. В российских архивах хранятся хакасские послания XVII-XVIII веков, написанные как на монгольском, так и «…своими татарскими письменами».
В 30-е годы XX века была создана хакасская письменность на основе латинской графики. Современная хакасская письменность создана в 1939 году на основе русской графики.
Если первоначально общение русских с хакасами было затруднительно, то постепенно хакасы по мере усиления хозяйственно-бытовых связей начинали овладевать и русским языком. В 30-х годах XIX века в Минусинском округе только до 50 хакасов владели русским языком.
В сфере народного творчества также происходили процессы взаимодействия. Архаичность хакасского языка сохраняется в богатом хакасском фольклоре, жанры которого многообразны: сказки, легенды, героические сказания, предания, пословицы, поговорки. Наиболее распространенным жанром хакасского фольклора является героический эпос алыптых нымах. Этот древний пласт народного творчества является своеобразным памятником, отразившим историю хакасского народа, особенности его мировоззрения и эстетических представлений.
В огромной степени развитию музыкальной культуры способствовала любовь к музыке самих хакасов. Академик В.В. Радлов, приехавший в Сибирь и возглавивший в 1891 году большую русскую академическую экспедицию по открытию и изучению рунических надписей в Хакасии и Туве, констатировал, что «склонность к эпической поэзии была уже свойственна древним хакасам.
Героические сказания являются своеобразной летописью многовековой истории хакасского народа, его борьбы против многочисленных врагов и угнетателей. Они пользовались самой большой популярностью, и подтверждение этой популярности мы находим у другого собирателя произведений устного народного творчества — В. Вербицкого: «В улусе в хату к старику-сказителю набивается до отказа молодежь послушать сказание под убаюкивающий аккомпанемент чатхана. Но и взрослые любят послушать сказку. Сказителям-певцам, этим баянам и гомерам, принадлежит не одна эпическая эпопея из прошлой жизни этих народов».
Большинство хакасских героических сказаний по своему содержанию являются подлинно народными произведениями. В них мы находим борьбу добра и зла, рассказы о жизни и подвигах богатырей. Существует целый ряд преданий о богатырях, среди которых наибольшей популярностью пользуются: «Албынжи», «Алтын Арыг», «Хара Хусхун, ездящий на вороном коне», «Хан Кичигей» и другие.
В традиционной культуре хакасов синтезирующим в монолитное целое народное искусство является хайджи. Хайджи были хранителями и распространителями героических сказаний. Они пробуждали в своих слушателях бодрость и оптимизм, вселяли силу и энергию для борьбы за справедливость.
Хакасская культура переняла многие элементы материальной и духовной культуры русских: стало активно развиваться земледелие, огородничество, изменились типы жилищ, одежда. Большое влияние на хакасскую культуру оказало принятие христианства. Однако влияние русской культуры в целом не изменило традиционные способы адаптации хакасов к окружающей их природной среде. Напротив, русские в Хакасии старались перенять их, приспособить для своего укоренения здесь. Примером этому могут послужить значительное расширение и обогащение народно-медицинских знаний за счет разнообразных компонентов хакасской народной медицины; заимствование некоторых элементов одежды, способов заготовки и употребления дикорастущих трав и ягод.

1.1. Понятие «Этнос»

Этнос- это исторический сложившаяся общность людей с единой территорией, языком, культурой, обычаями и традициями.

1.2. Содружество наций республики Хакасия

В республике Хакасия на 1 января 2009 года проживает 537,3 тысяч человек разной национальности. Только зарегистрированных общественных национальных организаций в республике около 30: хакасский совет старейшин, «Алтынай», «Видергебурт», «Грузия», «Ассоциация корейская диаспора», «Наири», «Согдиана» и другие, но цель одна воспитывать подрастающее поколение с сохранением родного языков и культурного наследия предков, воспитание своих детей так, чтобы они уважали прогрессивные национальные обычаи и духовные традиций своих народов, не теряли связи со своей исторической родиной.

1.3. Понятие «хакасы»

Остановимся кратко на коренных жителях республики - хакасах. Хакасов по последней переписи 2002 года насчитывается около 70 тысяч человек. Народ принадлежит к алтайской языковой семье, тюркской группе, но в справочнике Л.А.Никольской отмечается следующее: «Современные хакасы представлены южно-сибирским (качинцы) и урало-алтайским (шорцы, сагайцы, бельтыры, кызыльцы) антропологическими типами смешанной монголоидно-европейской расы. В лингвистической классификации хакасский язык относится к группе тюркских языков». Национальный язык - родное слово - входило в жизнь ребенка с молоком мам, благодаря бабушкам. Старики передают детям любовь к труду, уважение к людям, воспитывают стремление быть честными, гордыми, добропорядочными.

2. Трудовое воспитание в хакасских семьях

2.1. Воспитание маленьких детей

Хакасские многодетные семьи почитались издавна. Взрослые часто говорили «У каждого родившегося человека есть своя доля в этом мире». С особой заботой народ всегда относился к воспитанию подрастающего поколения. «Паланын артых н1ме чогыл» (дороже ребенка ничего нет), «Первое богатство - дети». В хакасских семьях с грудного возраста воспитание шло в строгости, без ругани, окриков, побоев.

2.2. Воспитание личности – достойной смены старшего поколения

Гармоничное сочетание уважение к ребенку с требовательностью к нему. С малых лет ребенок наблюдал за работой взрослых и в непринужденном естественном виде получал трудовые навыки от родителей и старших в семье.

Вспомним русскую пословицу «Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло». Строгое требование старейшин к родителям воспитывающим детей уходит в седую старину истории хакасского народа.

2.3. Древнехакасское государство глазами поэта Низами Гянджеви

Вспомним слова Низами Гянджеви из поэмы «Искандер-наме» о «Стране Хирхиз»:

«…И со старцами царь тихо двинулся в город,
Он увидел нарядные лавки; замков
Не висело на них: знать, обычай таков!

…Не звучат наши речи фальшивым напевом,
Здесь неверность, о царь, отвергается с гневом.
Мы закрыли на ключ криводушия дверь,
Нашей правдою мир одолели. Поверь:
Лжи не скажем вовек. Даже в сумраке дремы
Несправедливые сны нам, о царь, незнакомы…

Если кто-то из нас в недостатке большом
Или малом и если мы знаем о том,
Всем поделимся с ним. Мы считаем законом,
Чтоб никто и ни в чем не знаком был с уроном…

Не научены мы, о великий, злословью. Мы прощаем
Людей, к ним приходим с любовью».

Но тем не менее мы знаем из истории что если родители вырастили вора, то отрубленная голова ребенка до конца жизни висела на шее отца в наказание за упущение воспитания.

В семьях хакасов для воспитания детей соблюдались законы, которые в современности кажутся неприемлемыми: если старшая невеста становилась вдовой после смерти старшего брата следующий брат должен жениться на ней и воспитывать своих племянников и племянниц как собственных детей.

Строго спрашивали за воспитание детей и с опекунов, к воспитанию детей допускали не всех.

2.4. Поклонение природе

Целыми ночами хайджи рассказывал героические сказания под тихий звук чатхана, взрослые через пословицы, например, «Хазан тубунде халбачан» т.е. последним в деле не оставайся, сказками о бедных и богатых, хозяев Тайги, Гор, Воды, и др. в которых отмечалось о бережном отношении к природе:

2.5. Воспитание бережного отношения к природе

Испокон веков наш народ собирал ягоды, кедровые орехи, черемшу, чылчынас, кубурген, и другие пищевые травы.

Но забота о восстановлении собранного растения, отлова птиц, рыб, отстрела диких животных об остающихся животных и птицах хакасы никогда не забывали и всегда оставляли им питание для выживания в снежную суровую зиму.

Хакас – охотник оставит детенышей для потомства. Рыбак отпустит мальков. Выросший на традициях и обычаях хакас с трудом приспосабливается к современным варварским отношениям к природе в тайге пришлыми народами, после которых очень трудно восстанавливается природа.

2.6. Уважение к старшим, забота о младших

Воспитание детей к уважению старшего поколения, каждому человеку и должное отношение к младшим «Улугларга орын пир, к1ч1глерге полыс пир» (старшим место уступай, младшим помощь подавай).

Разумное наставление родителям о возрастных особенностях в воспитании в пословице «Час агасты хураалахха эг, олганны тузында угрет» («Ветки молодыми гнут, а детей воспитывают пока растут».

«Ат полары – хулуннан, к1з1 полары – к1ч1гден» - пословица говорит как нелегко воспитать хорошую лошадь и хорошего человека.

2.7. Воспитание трудолюбия и нравственности у ребенка

С уважением к старшим прививается трудолюбие и нравственные качества характера ребенка:

  • со стола убрать посуду во время, на ночь не оставлять, нечистая сила ест, пьет после нас, а утром опять мы едим из этой посуды (мамы прививали дочери навыки соблюдения чистоты и порядка будущей хозяйке);
  • с закатом солнца нельзя было стучать, шуметь, укладывать ребенка спать, если спит то клали полотенце поперек ребенка в защиту от злых духов, которые выходили в это время (отцы прививали сыну основы к концу рабочего времени доделать всю основную работу, т.е. рационально использовать свой рабочий день, соблюдение режима отдыха всей семьи, т.к. ребенок выспится и долго не сможет уснуть вечером);
  • по столу нельзя бить ни дома, ни в гостях (неуважение к семье, к приему гостя, считалось стол кормит всю семью поэтому нельзя относится плохо, может стать что на столе нечего будет кушать);
  • воду в емкостях обязательно надо закрыть, считалось плохое что-то попадет в воду и можно заболеть (приучали к аккуратности и порядку в труде);
  • утром кровать надо заправить или прикрыть чтобы место на котором ты спал был закрыт, по поверью плохой дух спать уложится на твое место (мама приучала дочь к порядку в доме с утра);
  • плохое нельзя говорить о другом через некоторое время оно обернется к тебе или к самым слабозащищенным родственникам часто к детям (родители воспитывали умение выслушать и понять других, терпимость);
  • волосы и ногти нельзя стричь вечером или ночью, считалось душа в это время находится в этих местах, если со стрижешь то душу вместе. (мамы дочерей приучали до заката солнца приводить в порядок внешний вид)
  • на хакасском говорится, что бить нельзя скотину, которая не может говорить «т1л чох малды сохпачан» (воспитание терпимости к домашним животным при уходе за ними).

Наставляя детей таким образом, старейшины и родители не забывали им говорить:

  • «Родители дали тебе жизнь, волю воспитай сам»,
  • «Не учись нежностям, учись трудностям»,
  • «Взялся за дело, делай хорошо»,
  • «Захочешь знать о себе – спроси мнение других людей».

Наставления старших в детстве человек проносит через всю свою жизнь и передает своим детям. Вот почему нам дороги заповеди воспитания, пришедшие к нам от дальних предков. Уважительное отношение к своему роду, родовому древу, из поколения в поколение из уст в уста передавались легенды и предания о происхождении своего рода, о лучших людях рода. Имя ребенку давали из самых достойных из рода, напоминали что он носит легендарное имя и это вносило воспитательное значение.

Воспитание уважения к старшим «Старших почитай – годы твои будут долги. Младших почитай – дни твои будут светлы».

По обычаям после смерти родителя сколько детей столько лет ходят на могилки дети.

Женщина когда родит ребенка пуповину обрезали на мягком для того чтобы была душа ребенка мягкая, а на камне было бы сердце каменное.

2.8. Взаимопомощь в обычаях и традициях хакасов

Мне хотелось бы остановиться на взаимопомощи хакасов друг другу даже по стихам Низами видно, что хакасы пережив трудное историческое время смогли выжить из-за того что они сохранили взаимопомощь в любых жизненных ситуациях: в радости, беде, строительстве юрт и др.

Разведение скота – основное историческое занятие хакасов.

Из истории мы знаем что тысячные стада коров и лошадей паслись на седых степях нашей земли испокон веков, когда случалось что из-за кормов животные слабели по хакасскому обычаю каждый походивший хакас должен был подать этому животному что-то из корма –«код1рткен мал».

В день убоя скота на угощение приглашались все соседи. В первом казане варились самые лучшие куски мяса, называемые «урсун». Большим грехом считалось перерезать горло и убить ударом обуха топора в лоб, лошадей забивали ударом ножа в затылок, под первый шейный позвонок «чулумнеп».

Поговорка «У вырастившего скот сыт желудок, у вырастившего детей сыта душа». Уход за скотом осуществлялся всей семьей от мала до стариков. Часто на свадьбах были пожелания «Чтобы в доме было много детей, а в стайке много скота».

Горе никогда никто не ждет. В хакасских обычаях при похоронах, поминках оказание помощи во всем: деньгами, продуктами, спиртным сильно помогает семье справиться с обрядами похорон и проведения поминок.

Замечательная традиция хакасской семьи является приобщение детей к посильному труду с раннего возраста. Роль кормильца воспитывается у мужчины, хранительницы домашнего очага у женщин. Нравственность в выборе невесты или жениха просматривалось в советах взрослых: нельзя было брать невесту (жениха) из рода до 12 колена которого были суициды (суицид имеет особенности повторяться через некоторое время), запрещалось брать невест (женихов) из местностей, которые славились нехорошими качествами: непорядочностью, ленью, неверностью, завистью, воровством.

Согласно хакасским обычаям браки не заключали между представителями одного сеока. Два брата не женились на двух родных сестрах, младший брат не женился раньше старшего. Каждый род старался брать из порядочного рода невесту. Сейчас ассимилированные народы Хакасии переплелись своими нормами поведения, необходимо сохранить то что было, то что отшлифовано временем.

Сегодня как никогда мы обращаемся к источнику коллективного разума хакасского народа. Столько трудностей в воспитании подрастающего поколения, стоит вопрос как воспитать человека человеком при таком обширном натиске негативной информации, мы вновь обращаемся к народной педагогике – накопленному сгустку разума и знаний.

Сильным воспитательным фактором в семье хакасов всегда считался пример старших: «Чему научатся в гнезде, то и делают в полете».

3. Заключение

3.1. Хакасская семья и современность

Молодое поколение мам и пап, приводя детей в школу сразу отказываются от изучения ребенком родного языка, негатив к своему языку влечет невольное отчуждение ребенка и от воспитания которое использовалось веками нашими предками.

Интеграция в сфере современной национальной культуры состоит из трех составных: традиционной, современной, взаимодействия традиционной и современной культур. Какими воспитаем наших детей? Без традиционного фундамента, без «корней своего народа»? Обратимся к словам Г.Н.Волкова: «Национальная традиция воспитания практически является главным условием и национального возрождения, и возрождения любых национальных традиций…Нужно припасть к своим корням, а корни наши переплетены, и эти корни – опора и надежда наша, а может быть, и спасение…Без национальных корней, без этнической духовности – пустота, вакуум, пустыня в душе.»

Задачу вырастить детей умными, смелыми, трудолюбивыми жизнь ставит не только перед нами, перед нашими отцами, дедами. Века и тысячелетия решалась эта задача: осмысление, сохранение и передача следующим поколениям того всеобщего, на чем стоит человечество, и того частного, что составляет неповторимое лицо хакасов.

Народная педагогика - это наши истоки, это стремление использовать для воспитания жизнь с ее трудовыми буднями, праздниками, природой, животным миром, песнями, сказками, легендами, пословицами.

Идея совершенного человека является особенно ценной в народной педагогике. В ней заключаются и цель, и конечные задачи воспитания и самовоспитания человека.

В хакасских семьях особое внимание обращают на тон по отношению к детям: он сдержан и уважителен. Они не кричат на детей, не одергивают их грубо, если что-то сделано не так, их объяснения просты и доступны. Старшие дети в семье рассудительны, немногословны, хорошие примеры для подражания. Семья имеет воздействие на человека на протяжении всей жизни. От семьи исходит нравственная атмосфера, которой регулируется общение, поведение, отношения членов семьи. Моральная ценность семьи складывается из этических традиционных ценностей. Особую роль играют родители в развитии взаимного уважения и положительного отношения детей к образованию. Н.Ф.Катанов говорил: «Начинайте изучать свой край со своего гнезда…».

Список литературы

  1. Бутанаев В.Я. Культура и быт хакасов. Абакан. 1986.
  2. Никольская Л.А.Хакасия.Абакан.1968.
  3. Волков В.Г. Этнопедагогика Москва 1978.
  4. Тобурчинова О.Г. Трудовые традиции воспитания и современность. Абакан 2008.
  5. Информаторы: Кокова М.Ф. с.Аскиз 2008.