Главный католический собор Испании: собор Святой Марии в Толедо. Кафедральный собор толедо Святая мария испания

Согласно преданию первый Кафедральный собор Толедо построен на месте чудесного явления Богородицы Святому Ильдефонсу, где располагался древнейший храм первого архиепископа Евгения. До христианских зданий здесь находились Соборная мечеть и вестготская церковь Саната-Мария -дель-Реаль.

Начало строительства будущего Кафедрального собора Санта-Мария-де-Толедо датируется 1227 годом. Докуенты сохранили свидетельства, что работы велись по указу короля Фернандо III и по проекту архитектора Мартинера. На протяжении десятилетий к руководству строительными работами приглашались такие мастера, как Родриго Альфонсо, Алвар Мартинес и Педро де Алала.

Храм построен из серого гранита, добытый в провинции Толедо. Первоначально план собора предполагал классический готический тренефный собор, но впоследствии, он приобрел черты испанского и мавританского стилей.

Паломники и туристы могут восхититься размерами собора и его величественными нефами. Внутренне убранство не менее монументально: своды храма опираются на массивные колоннады, а 750 виражных окон создают удивительную атмосферу Божественного.

Основной фасад имеет три портала: портал Прощения, Врата Страшного суда и портал Ада. С левой стороны от храма располагается башня колокольни, а с правой - мосарабская часовня. Главная достопримечательность - капелла Святого Ильдефонса, где находится не только место погребения архиепископа Альборноса, но и очень древняя и почитаемая статуя Девы Марии. Прекрасная Мадонна, облаченная в роскошное платье, сидит на серебряном троне.

Где находится кафедра испанского примаса. Собор признан величайшим готическим зданием в Европе по красоте и совершенству, в котором хранятся ценные средневековые шедевры, в том числе барочный алтарь и картины Эль Греко. Вместе с историческим центром города внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мифы и факты

Собор в Толедо основан на месте вестготской церкви V века. Строительство длилось более двух столетий, с 1226 по 1493 года, что стало отражением различных стилей в архитектуре.

История Толедского собора отмечена важными событиями, происходящими в его стенах на протяжении многих лет. Здесь короновались, венчались и хоронились монархи Испании, а также наследники престола.

Что посмотреть

Собор в Толедо один из самых больших в Испании. Длина здания 120 м, ширина 60 м, высота 44 м. Северная башня высотой 90 м содержит знаменитый колокол, известный как Кампана Горда, весом 17 тонн. Южная башня осталась незавершенной и увенчана куполом в стиле барокко.

Состоит из трех красивых готических порталов XV века. Центральный неф с двумя проходами с обеих сторон разделен 88 колоннами, поддерживающими своды. Более 750 художественных витражей XV-XVI веков придают особую красоту зданию. Вход в храм украшен каменной резьбой на библейские сюжеты.

Главная достопримечательность собора, которая выделяется своей грандиозностью и мастерством - алтарь с огромным изображением Христа. Он создан из позолоченного дерева по заказу кардинала Сиснерос в конце XV века. Алтарь переполнен сложными деталями, иллюстрирующими Новый Завет с фигурами в натуральную величину. В центре находится большая пирамидальная дарохранительница. По обе стороны от алтаря установлены гробницы VIP-персон, включая королей Альфонсо VII, Санчо III, кардинала Мендоса и короля Санчо II.

В соборе имеется более 20 часовен, многие из которых являются гробницами. В богато украшенной часовне Сент-Джеймс находится мраморный саркофаг Верховного констебля Альваро де Луна в окружении рыцарей, и его жены Хуаны де Пиментел в окружении францисканских монахов.

В музее собора выставлены ценные произведения искусства, в том числе наиболее важные картины и скульптуры Эль Греко, Беллини, Бассано и Гойи, а также портреты всех испанских архиепископов.

В Испании также находится самый большой готический собор Европы - в Севилье, главный паломнический центр католичества - в Сантьяго-де-Компостела, знаменитый строящийся и по сей день в Барселоне и уже законченный современный храм в Мадриде - . Любителям средневековых замков советую посетить в Сеговии и в Пальма де Майорка.

Толедский собор (Catedral de Toledo) открыт с понедельника по субботу с 10.00 до 18.30, в воскресенье и праздничные дни с 14.00 до 18.30. Закрыт 1 января и 25 декабря.
Стоимость: 5,50 €, пенсионеры и студенты - 4,85 €. Бесплатно: дети до 14 лет и по средам с 16.30 до 18.30.
Официальный сайт архиепархии Толедо: www.architoledo.org (исп.)

ТОЛЕДСКИЙ СОБОР

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Толедские соборы, национальные собрания Вестготского королевства, созывавшиеся в г. Толедо в период с V по VIII век, состоявшие из прелатов и светских сановников и обладавшие законодательной властью.

Первоначально Толедские соборы были исключительно церковными собраниями; организация их, вероятно, заимствована была от провинциальных синодов римской империи. Пока вестготы оставались арианами, Испанская Церковь была независима от светской власти и созывала духовные соборы, на которых обсуждались и решались вопросы, касавшиеся исключительно церковных догматов, дисциплины и управления.

Начиная с 3-го Толедского собора, когда Реккаред I принял Православие (587), характер соборов меняется: с тех пор здесь обсуждаются и решаются светские дела, касавшиеся государственного управления, законов, суда и т.д. Испанские епископы утрачивают прежнюю независимость, но вместе с тем начинают оказывать влияние на государственную жизнь. Короли присваивают себе право созывать Толедские соборы, являются туда в сопровождении светских магнатов и сановников, предлагают на обсуждение собравшихся епископов и аббатов различные вопросы, причем правом голоса пользуются только прелаты, тогда как светские лица играют пассивную роль.

Решения прелатов, касавшиеся светских и духовных вопросов, получали после утверждения их королем силу закона, обязательного как для вестготов, так и для романского населения. Вследствие этого Толедские соборы служили могучим средством для слияния обеих рас, романской и германской, в одну национальность в политическом и правовом отношениях.

Руководство Толедскими соборами в теории принадлежало королю, но фактически он подчинялся духовенству, что сообщало вестготской монархии теократический оттенок. Простой народ посредством восклицаний одобрял решения Толедских соборов.

Толедские соборы

I Толедский собор (400)

II Толедский собор (527)

III Толедский собор (589)

IV Толедский собор (633)

V Толедский собор (636)

VI Толедский собор (638)

VII Толедский собор (646)

VIII Толедский собор (653)

IX Толедский собор (655)

X Толедский собор (656)

XI Толедский собор (675)

XII Толедский собор (681)

XIII Толедский собор (683)

XIV Толедский собор (684)

XV Толедский собор (688)

XVI Толедский собор (693)

XVII Толедский собор (694)

XVIII Толедский собор (прибл. 702)

Использованные материалы

Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.

http://en.wikipedia.org/wiki/Councils_of_Toledo

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ТОЛЕДСКИЙ СОБОР в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СОБОР в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Видеть во сне огромный кафедральный собор с куполами, высоко вздымающимися в небо, означает, что Ваша ревнивая натура и несчастное стремление …
  • СОБОР в Архитектурном словаре:
    главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо (патриарх, архиепископ и др.). Архитектура собора обычно отличается монументальностью …
  • СОБОР в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо (патриарх, архиепископ и др.). Архитектура собора обычно отличается …
  • СОБОР в Однотомном большом юридическом словаре:
  • СОБОР в Большом юридическом словаре:
    - название двухпалатного парламента …
  • СОБОР в Словаре церковных терминов:
    (слав. собрание, съезд) - 1) Архиерейский собор - собрание всех правящих архиереев поместной церкви для решения к.л. церковных вопросов. 2) …
  • СОБОР
    так в месяцеслове называются праздники, посвященные: а) Пресвятой Богородице - Собор Пресвятой Богородицы - на следующий день после праздника Рождества …
  • СОБОР в Православных церковных терминах:
    главный храм в городе или монастыре, рассчитанный на богослужение архиерея с большим числом …
  • СОБОР
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Собор - слав.: собрание, съезд 1. Церковный съезд для решения важных вопросов. Различают архиерейские, поместные …
  • СОБОР в Большом энциклопедическом словаре:
  • СОБОР в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    1) (исторический) собрание выборных или должностных лиц, созванное для решения каких-либо организационных и пр. вопросов (например, земские С., С. церковные). …
  • СОБОР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    мыс Приморской обл., Северно-Уссурийского края, на побережье Сев.-Японского моря, на половинном расстоянии между заливами Св. Ольги и Св. Владимира. Мыс …
  • СОБОР в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. 1. Собрание, съезд (устар. и 1 спец.). Земский с. Церковный с. Поместный с. (съезд служителей христианской церкви). …
  • СОБОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СОБ́ОР, собрание светских и духовных чинов для совета и решения важнейших дел (Земские С. в России 16-17 вв., Вселенские С.); …
  • СОБОР в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? мыс Приморской обл., Северно-Уссурийского края, на побережье Сев.-Японского моря, на половинном расстоянии между заливами Св. Ольги и Св. Владимира. …
  • СОБОР в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    собо"р, собо"ры, собо"ра, собо"ров, собо"ру, собо"рам, собо"р, собо"ры, собо"ром, собо"рами, собо"ре, …
  • СОБОР в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. 1) В дореволюционной России: собрание должностных или выборных лиц, созванное для рассмотрения и разрешения вопросов организации и управления. …
  • СОБОР в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Большая …
  • СОБОР в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: см. …
  • СОБОР в Тезаурусе русского языка:
    Syn: см. …
  • СОБОР в Словаре синонимов Абрамова:
    см. парламент, собрание, …
  • СОБОР в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: см. …
  • СОБОР в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. м. 1) устар. Большое количество лиц, собравшихся в одном месте. 2) Собрание выборных или должностных лиц для рассмотрения вопросов …
  • СОБОР в Словаре русского языка Лопатина:
    Соб`ор, -а (церк., в названиях дней, посвящаемых чьей-н. памяти), напр.: Соб`ор Пресвят`ой Богор`одицы, Соб`ор Ио`анна Предт`ечи, Соб`ор Двен`адцати ап`остолов, Соб`ор …
  • СОБОР в Полном орфографическом словаре русского языка:
    собор, …
  • СОБОР в Орфографическом словаре:
    соб`ор, -а (церк., в названиях дней, посвящаемых чьей-н. памяти), напр.: соб`ор пресвят`ой богор`одицы, соб`ор ио`анна предт`ечи, соб`ор двен`адцати ап`остолов, соб`ор …
  • СОБОР в Орфографическом словаре:
    соб`ор, -а (высшее собрание должностных или выборных лиц; собрание высшего христианского духовенства; …
  • СОБОР в Словаре русского языка Ожегова:
    устар. и спец. собрание, съезд Земский с. Церковный с. Поместный с. (съезд служителей христианской церкви). собор главная или большая церковь …
  • СОБОР в Современном толковом словаре, БСЭ:
    1) собрание светских и духовных чинов для совета и решения важнейших дел в России 16-17 вв. (Земские соборы, Вселенские соборы); …
  • СОБОР в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    собора, м. 1. Собрание должностных или выборных лиц для рассмотрения и разрешения вопросов организации и управления (истор.). Земский собор всея …
  • СОБОР в Толковом словаре Ефремовой:
    собор 1. м. 1) устар. Большое количество лиц, собравшихся в одном месте. 2) Собрание выборных или должностных лиц для рассмотрения …
  • СОБОР в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    I м. 1. устар. Большое количество лиц, собравшихся в одном месте. 2. Собрание выборных или должностных лиц для рассмотрения вопросов …
  • РЕФОРМАЦИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". В этой статье неполная разметка. Реформация, одно из крупнейших событий всемирной истории, именем которого обозначается …
  • ПРЕСВИТЕР в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пресвитер (πρεσβύτερος, presbyter) древнейшее каноническое (т.е. усвоенное древним церковным законодательством — правилами апостолов, вселенских и поместных …
  • ПАТРОЛОГИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Патрология (от πατήρ и λόγοζ), учение об отцах Церкви. Теперь патрологию часто отожествляют с патристикой: …
  • МИТРОПОЛИТ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Митрополит (греч.: столичный) - первоначально - епископ митрополии. Архиереи, управляющие епархиями, были подчинены митрополиту. Так …
  • МАРК (МЭЙМОН) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Марк (Мэймон) (род. 1958), епископ Толедский и Средне-Западный (Американская архиепископия Антиохийского Патриархата). …
  • ЕПИСКОПАТ АНТИОХИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Епископат Антиохийской Православной Церкви - ныне здравствующие архиереи в порядке сана и епископской хиротонии Предстоятель …
  • ГРИГОРИЙ ДВОЕСЛОВ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Григорий I Великий, Двоеслов (лат. Gregorius Magnus) (ок. 540 - 604), папа Римский, отец …
  • ВАСИЛИЙ (ЕССЕЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Василий (Ессей) (род. 1948), епископ Вичитский и Средне-Американский (Американская архиепископия Антиохийского Патриархата). В …
  • АНТОНИЙ (ХУРИ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Антоний (Хури) (род. 1931) , епископ Майамский и Юго-Восточный (Американская архиепископия Антиохийского Патриархата …
  • 9 ИЮНЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". 22 июня по новому стилю Июнь (старый стиль) 1 2 3 4 5 6 7 8 …
  • в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Хронология Столетия: XIX XX XXI 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 …
  • ЭНРИКЕ IV
    Король Кастилии (Испания) в 1454 -1474 гг. Сын Хуана П и Марии Арагонской. Ж.: 1) с 1440 г. Бланка, дочь …
  • ФЕРДИНАНД I в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Король Кастилии (Испания), правивший в 1035-1065 гг. Сын Санчо III Великого. Ж.: с 1033 г. Санция, дочь Альфонса V, короля …
  • ИЗАБЕЛЛА I в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Королева Кастилии (Испания), правившая в 1474—1504 гг. Дочь Хуана II и Изабеллы Бежа. Замужем с 1469 г. за королем Арагона …
  • ЭНРИКЕ IV в биографиях Монархов:
    Король Кастилии (Испания) в 1454 —1474 гг. Сын Хуана П и Марии Арагонской. Ж.: 1) с 1440 г. Бланка, дочь …

Кафедральный собор Святой Марии - католический собор в Толедо, являющийся 4 кафедрой примаса Испании, а следовательно - главным 4 собором в стране. В 1986 г. Толедский собор был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, но заслуживает он внимания не только как образец позднеготической средневековой архитектуры, но и как яркий пример испанского католического менталитета.

Собор построен на месте вестготской церкви V-VI вв. (первое упоминание о ней относятся к 587 г.), которая была переосвещена после перехода вестготского короля Реккареда I из аринства в христианство. С этого момента Толедо обрел епископскую кафедру и стал религиозным центром вестготского королевства. Службы в соборе Толедо проходили по мосарабскому обряду, основному литургическому обряду вестготской Испании.
После завоевания города мусульманами в 711 г. собор был превращён в мечеть, а кафедра толедского епископа была перенесена в церковь Санта-Мария-де-Альфизен, которая до сегодняшнего дня не сохранилась.
В 1085 г. Толедо был отвоёван у мавров королём Леона и Кастилии Альфонсо VI, при этом одним из условий капитуляции мавров было обещание не преследовать мусульман и сохранить их культовые здания. Однако после восстановления в городе епископской кафедры (за которой папа римский признал статус примаса) мечеть была переосвящёна как христианский храм, однако вплоть до XIII в. здание собора - бывшей мечети оставалось нетронутым.

После победы христиан в битве при Лас-Навас-де-Толоса, ключевой в ходе испанской Реконкисты, король Альфонсо VIII пришел к выводу о необходимости построить в Толедо грандиозное здание нового собора. Однако, лишь после его смерти, уже при короле Фернандо III и толедском архиепископе Хименесе де Рада старое здание собора было разрушено, и началось строительство современного собора, продолжавшееся с 1226 по 1493 гг.

Собор был выстроен в готическом стиле - изначально под очевидным французским влиянием, однако строительство затянулись, и уже в процессе возведения храм приобрёл черты национального зодчества (с вкраплением стилей платереско и мудехар). Специалисты отмечают, что мавританское влияние сказалось в применении подковообразных и многолопастных арок в структуре собора, подчеркивая, что храм напоминает мавританскую мечеть своей шириной и близостью к зальному типу.

Завершено строительство собора было при архиепископе Педро Гонсалесе де Мендоса, прозванного «великим кардиналом». Дальнейшие изменения в соборе касались только интерьера - так в XVI в. собор был украшен целым рядом выдающихся произведений искусства. Кардинал Хименес де Сиснерос выступил инициатором создания великолепного ретабло главной капеллы. Об этом - чуть ниже.

Кафедральный собор Толедо является одним из крупнейших в Испании: его длина - 120 м, ширина - 60 м, высота — 44 м.
Высота колокольной башни собора составляет 90 м. Колокол «Ла Горда» был изготовлен для храма в 1753 г. и весит 17 тонн.

Изначально планировалось строительство симметричной южной башни, но в XVI в. на её месте была построена мосарабская капелла с куполом.

Собор Святой Марии гордо возвышался над среднивековым городом и представлял собой гордость всех жителей города - истинных католиков. Однако со временем окружающие строения постепенно скрыли истинные размеры собора.
Теперь нужно долго петлять по улочкам исторического центра Толедо, чтобы неожиданно "открыть" для себя Собор, выходя на неровную - в геометрическом отношениии - центральную площдаь, на которой храм соседствует с муниципалитетом.

Неровный рельеф исторического центра Толедо также мешает адекватно оценить грандиозные размеры здания.
Фотографировать собор так, чтобы полностью вместить здание в кадр, также довольно сложно.

Для обзора хорошо открыт лишь западный фасад собора, выходящий на площадь Аютамьенто, куда выходят также дворец архиепископа и здание мэрии города.(представлено ниже).

Собор насчитывает 5 нефов, образованных 88 колонами и 72 сводами.
Главный фасад Толедского собора находится с его западной стороны. Слева от него располагаеться колокольня, состоящая из двух частей: нижняя - квадратная в плане - построена по проекту Альвара Мартинеса, а верхняя - восьмиугольная - создана Ханнекином из Брюсселя.
Главный фасад собора создан в XV веке и незначительно перестроен в XVIII. Он имеет три портала, которые украшены скульптурным декором библейской тематики. Главный портал, расположенный в центре, носит название "Пуэрта-дель-Пердон" ("Ворота прощения"), что связано с поверьем, будто каждый кающийся, прошедший через эти ворота, получит прощение грехов. В настоящее время эти ворота почти всегда закрыты и открываются лишь для особо важных случаев, например, для торжественного входа в собор нового архиепископа.

"Ворота прощения" были созданы в XV в. по проекту Альвара Мартинеса. Вход в собор оформлен в виде готической арки с шестью архивольтами. На тимпане ворот изображена сцена вручения Богородицей Своей ризы Святому Ильдефонсу.

Два других портала называются "Ворота Страшного суда" (южный) и "Ворота ада" (северный).На "Воротах страшного суда" изображена сцена Страшного суда", давшая воротам название, а на "Воротах ада" представлен лишь растительный орнамент, поэтому их второе название - "Ворота пальм".

Площадь основного зала собора Толедо составляет больше 7000 м². Главная капелла собора (Capilla Mayor) расположена в центральной части собора. Стену главной капеллы украшает грандиозный заалтарный образ — ретабло, один из самых больших в Испании. Заказчиком ретабло был кардинал Испании Франсиско Хименес де Сиснерос, которого считают покровителем Христофора Колумба.

Позднеготическое ретабло капеллы выполнено из лиственницы, раскрашено и позолочено. На его создание ушло шесть лет: оно создавалось с 1498 по 1504 гг. Над созданием ретабло работал целый ряд мастеров, общее руководство которыми осуществляли Энрике Эгас и Педро де Гумьель. Ретабло разделено на семь вертикальных частей, при этом его широкая центральная расположена над дарохранительницей. Четыре части слева и справа содержат скульптуры на евангельские сюжеты сюжеты, ещё две - более узкие, по бокам ретабло - содержат статуи святых.
Боковые стены Главной капеллы справа и слева от ретабло богато украшены резьбой. В левой части капеллы находится усыпальница кардинала Педро Мендосы, состоящая из саркофага и резных фигур вокруг него (автор неизвестен), которая считается одним из наиболее ранних примеров испанского Ренессанса. В Главной капелле похоронены также короли Альфонсо VII, Санчо III и Санчо VI

Центральную часть главного нефа собора занимают хоры. В этом помещении, отделенном от основного пространства собора, заседал епископский Совет, который помогал епископу в управлении епархией.

Скульптурное оформление помещения Совета выполнено в 1538-1543 гг. Филиппом Бургундским и Алонсо Берругете.

По трем сторонам помещения располагается два ряда сидений по 70 мест в каждом. Верхний ряд, предназначен для высокопоставленных представителей и выполнен по проекту архитектора Алонсо де Коваррубиаса.Этот ряд представляет из себя ниши с колоннами из красного мрамора и алебастровыми скульптурами внутри.

Над ними располагается галерея скульптур из мрамора.

Нижний ряд составляют деревянные сидения, на которых заседали представители рангом пониже - каноники, - украшенные рельефной резьбой на спинках и подлокотниках.

Резные скамьи содержат ихображения мистических существ и исторических сражений и изготовлены в готическом и ренессансном стиле.

Ризница (сакристия) собора построена в конце XVI в. и состоит из нескольких комнат, которые в настоящее время используются как картинная галерея, в экспозиции которой представлены картины Эль Греко, Караваджо, Тициана и других знаменитых художников.

Свод центрального зала ризницы украшен фреской Луки Джордано «Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу».

Зал капитулов находится в юго-восточной оконечности собора. Он был построен по инициативе кардинала Хименеса де Сиснерос и состоит из 4 помещений (основной зал, две боковые комнаты и входная комната).

Интерьер основного зала капитулов выполнен из полихромного и позолоченного дерева.
Все стены заполнены портретами всех толедских архиепископов: от самых первых - до самого последнего.

Капелла Транспаренте находится на задней стороне Главной капеллы и считается шедевром испанского барокко. Капелла была создана в 1729-1732 гг. известным испанским мастером барокко Нирсисо Томе.

Алтарь капеллы окружён мраморными скульптурами и бронзовыми украшениями. В центре расположена скульптура Девы Марии с Младенцем.

Уникальной особенностью капеллы является способ её освещения, из-за которого она получила своё имя «Транспаренте» (прозрачная). Напротив капеллы в своде пробито круглое окно, причём место его расположения выбрано таким образом, чтобы луч света от окна падал по центру капеллы.

Пространство вокруг окна богато декорировано статуями и фресками на библейские темы.

Сокровищница Толедского собора расположена в северо-западной его части. В этом месте кардинал Хуан Пардо де Тавера планировал организовать фамильную усыпальницу, однако позднее здесь была организована сокровищница.
В настоящее время здесь открыта выставка старинной литургической утвари и предметов искусства.

Главным шедевром экспозиции сокровищницы служит гигантская дароносица, созданная в XVI в. ювелиром Энрике Де Арфе, которая имеет 2,5 метра в высоту. Дароносица состоит из 5 600 деталей, которые скрепляют 12500 винтов; её украшают 250 статуй из позолоченного серебра и эмали. Венчает дароносицу крест с бриллиантам. На изготовление дароносицы пошло 18 кг золота и 183 кг серебра. Дароносица весит около 200 кг, и ежегодно в праздник Тела Христова с ней совершаются торжественные процессии.

Толедский кафедральный собор, сочетающий в себе различные стили испанской архитектуры - от мудехара до Ренессанса - производит очень неоднозначное впечатление, но - грандиозное и праздничное. Различия помещений, представляющих разные аспекты культового средневекового здания, словно переводят от одной идеи христианства к другой.
Величие и даже помпезность помещений и предметов интерьера и культа сочетается с праздничным настроением и своебразной исронией, что особенно заметно в зале капитулов по портертам последних толедских еписковов и в этой замечательной "белой" скульптуре Девы Марии с младенцем - посмотрите на их довольные лица, так не сочетающиеся со страдальческими ликами традиционного средневековья...

Адрес Кафедрального собора: Толедо, C. Cardenal Cisneros, 1.
Вне проведения служб действующий в настоящее время собор работает как музей.
Время работы музея: понедельник -суббота: 10:00 - 18:00, воскресенье: 14:00 - 18:00.
Музей не работают 1 января и 25 декабря.
Вход - 11 EUR .

L Архитектор Petrus Petri [d]

В соборе хранится множество шедевров - от картин Эль Греко , Караваджо , Тициана и других знаменитых художников до выдающихся образцов средневекового ювелирного искусства.

История

Согласно традиции на месте современного толедского храма существовала христианская церковь, восходящая к первому епископу Толедо Евгению, о котором не сохранилось никаких исторических сведений. Достоверно известно, что эта церковь уже существовала в 587 году , когда она была переосвящена после перехода вестготского короля Реккареда I из арианства в никейское христианство . Этому событию посвящена надпись XVI века, сохранившаяся в клуатре собора.

С этого момента Толедо стал центром епископской кафедры и религиозным центром вестготского королевства . Службы в соборе Толедо проходили по мосарабскому обряду , основному литургическому обряду вестготской Испании . 18 состоявшихся здесь церковных соборов, вошедших в историю как Толедские соборы , подтвердили религиозное значение города.

Собор был выстроен в готическом стиле с очевидным французским влиянием . Его первым архитектором был Мартин, французского происхождения. Собор насчитывает 5 нефов , образованных 88 колонами и 72 сводами . В XIV веке при архиепископе Педро Тенорио es архитектором Родриго Альфонсо к северной стене собора был пристроен клуатр и часовня святого Власия (Сан-Блас), где архиепископ Тенорио был похоронен. В XV веке Альвар Мартинес завершил работы над западным фасадом и башней.

Завершено строительство собора было в 1493 году при архиепископе Педро Гонсалесе де Мендоса , прозванного «великим кардиналом». Дальнейшие изменения в соборе касались только интерьера - в XVI веке собор был украшен целым рядом выдающихся произведений искусства . При кардинале Франсиско Хименесе де Сиснерос , который был сторонником возрождения мосарабского обряда богослужения, была создана мосарабская капелла. Кардинал Хименес де Сиснерос также выступил инициатором создания великолепного ретабло главной капеллы. Кроме того в XVI веке при преемниках Хименеса де Сиснероса на посту архиепископа были созданы капелла Новых Королей, верхняя часть хоров и их ажурные решётки, сокровищница и ризница .

Архитектура

Порталы и фасады

«Пуэрта-дель-Релох» (Ворота часов) находятся в северной стене собора. Название им дал часовой механизм над входной аркой. Второе название ворот - ярмарочные, поскольку они находятся в конце улицы, где в старину устраивались ярмарки. Ворота часов - самый старый портал собора, они созданы в начале XV века. Тимпан портала богато окрашен резьбой, он поделён на четыре части, на которых представлены сцены из земной жизни Христа. Сейчас через эти ворота посетители могут бесплатно зайти в собор, где с небольшой площадки можно видеть общий вид интерьера.

«Пуэрта-де-лос-Леонес» (Ворота Львов) - южный вход в собор. Ворота Львов - самые новые из больших порталов собора, они созданы в 1460-1466 годах. Названы в честь львов, венчающих колонны перед входом. В настоящее время - это основной вход в собор, через них в собор входят туристы по билетам и верующие во время богослужений.

Кроме главных порталов собор имеет ещё три небольших. «Пуэрта-Льяна» (Плоские ворота) названы так, потому что это единственный портал, вход которого расположен на уровне земли и не имеет ступеней. Ещё два портала - Санта-Каталина и Введения ведут не в собор, а в клуатр , примыкающий к собору с севера.

Главная капелла

Своим современным видом Главная капелла (Capilla Mayor) собора, расположенная в его центральной части ближе к алтарю , обязана кардиналу Хименесу де Сиснерос . До XVI века это место состояло из двух частей с отдельными сводами , многогранный свод находился над часовней Старых Королей (capilla de los Reyes Viejos). Из-за этой часовни пресвитерий собора был достаточно узким, что выглядела неестественным для собора таких размеров. Кардинал Сиснерос отстоял перед капитулом собора свой план сноса капеллы Старых Королей и расширения Главной капеллы и пресвитерия. Для перестроенной Главной капеллы Сиснерос заказал готическое ретабло , которое стало одной из жемчужин собора.

Позднеготическое ретабло капеллы выполнено из позолоченного дерева и стало одним из последних примеров этого стиля в Кастилии . На его создание ушло шесть лет, с 1498 по 1504 год . Над созданием ретабло трудился целый ряд мастеров: общее руководство осуществляли Энрике Эгас es и Педро де Гумьель es . Среди других мастеров, работавших над созданием ретабло - Фелипе Бигарни es , Хуан де Боргонья es , Копин Голландский es , Себастьян де Альмонасид es и другие. Ретабло разделено на семь вертикальных частей, широкая центральная расположена над дарохранительницей , 4 части слева и справа содержат скульптуры на евангельские сюжеты, в ещё двух, более узких, по бокам ретабло находятся статуи святых. Дарохранительница, также как и само ретабло, выполнена из позолоченного дерева.

Боковые стены Главной капеллы справа и слева от ретабло богато украшены резьбой. По мнению ряда авторов резные фигуры главной капеллы принадлежат к числу главных достопримечательностей собора . Ещё одним важным с точки зрения искусства объектом в Главной капелле является усыпальница кардинала Педро Мендосы , находящаяся в левой части капеллы и состоящая из саркофага и резных фигур вокруг него. Её автор неизвестен , но усыпальница считается одним из наиболее ранних примеров испанского Ренессанса . Помимо кардинала Мендосы в Главной капелле похоронены короли Альфонсо VII Император , Санчо III и Санчо IV .

Под главным алтарём капеллы расположена небольшая крипта с часовней. Вход в Главную капеллу закрыт ажурной решёткой работы Франсиско де Вильялпандо.

Хоры

Ризница

Капелла Святого Причастия

Расположена рядом с ризницей слева от входа Пуэрта-дель-Релох. Второе название капеллы - Нуэстра-Сеньора-де-ла-Антигуа (Дева Мария Старинная). Алтарь капеллы венчает деревянная резная статуя Девы Марии, созданная в XII веке. Статуя стоит на позолоченном троне (XVII век). Образ широко почитается в Толедо.

Капелла Новых Королей

Капелла Новых Королей, названная так для отличия от капеллы Старых Королей, которая находилась на месте современной Главной капеллы, была построена между 1531 и 1534 годами как усыпальница королей династии Трастамара . В капелле с правой стороны расположен саркофаг Энрике II и его жены, с левой стороны - Энрике III , а рядом с пресвитерием - саркофаг Хуана I и его жены Элеоноры Арагонской . Главный алтарь капеллы украшен картиной Маэльи es . В капелле также находятся два органа , 1654 и 1721 годов постройки.

Капелла Сантьяго

Капелла Сантьяго (Святого Иакова) расположена в северо-восточной части заалтарного пространства между капеллами Новых Королей и Сан-Ильдефонсо. Капелла была построена между 1435 и 1440 годами на средства могущественного коннетабля Альваро де Луна , который планировать сделать из этой капеллы фамильную усыпальницу . Капелла выполнена в готическом стиле, перекрыта звездчатым сводом. В центре капеллы находятся богато декорированные резьбой мраморные саркофаги Альваро де Луна и его супруги, по бокам капеллы есть ещё несколько захоронений, в основном родственников Альваро де Луна. Ретабло капеллы выполнено из позолоченного дерева, состоит из живописных образов святых и деревянной статуи Христа в центральной части.

Капелла Сан-Ильдефонсо

Капелла находится на востоке заатарного пространства на главной оси собора. Святой Ильдефонс особо почитаем в Толедо и капелла, посвящённая ему, находилась на этом месте с основания собора в XIII веке. Её нынешняя восьмиугольная форма образовалась после ликвидации двух небольших боковых капелл. Перекрыта ребристым готическим сводом. Капелла была построена в конце XIV века по заказу архиепископа и кардинала Хиля Альвареса де Альборноса , как место упокоения для него и членов его семьи . В центральной части капеллы находится резной мраморный саркофаг основателя, по бокам капеллы - ещё несколько захоронений. Мраморное ретабло капеллы создано в XVIII веке и изображает популярный для Толедо сюжет вручения Богородицей Своей ризы Святому Ильдефонсу.

Зал капитулов

Зал капитулов находится в юго-восточной оконечности собора, южнее капеллы Сан-Ильдефонсо. Он был построен по инициативе кардинала Хименеса де Сиснерос вместо старого, на месте которого кардинал организовал мосарабскую капеллу. Состоит из 4 помещений, кроме основного зала включает две боковые комнаты и входную комнату. Входная комната декорирована в стиле сочетающем в себе готику и мудехар . В основной зал ведут роскошно оформленные двери (1510 год) .

Интерьер основного зала капитулов выполнен из полихромного и позолоченного дерева. Все стены прямоугольного помещения заполнены картинами, среди которых выделяется серия портретов всех толедских архиепископов.

Капелла Транспаренте

Капелла находится на задней стороне Главной капеллы на главной оси собора. Капелла считается шедевром испанского барокко . Она была создана в 1729-1732 годах известным испанским мастером барокко Нарсисо Томе es . Алтарь капеллы окружён мраморными скульптурами и бронзовыми украшениями. В центре расположена скульптура Девы Марии с Младенцем.

Уникальной особенностью капеллы является способ её освещения, из-за которого она получила своё имя, «Транспаренте» (прозрачная). Напротив капеллы в своде пробито круглое окно, причём место его расположения выбрано таким образом, чтобы луч света от окна падал по центру капеллы на её дарохранительницу . Пространство вокруг самого окна также богато декорировано статуями и фресками на библейские темы.

Сразу после создания капелла вызывала противоречивые отклики, в то время как одни восхищались ей как шедевром, другие резко критиковали автора за неуместность и чужеродность барочной, роскошно декорированной капеллы, в строгом готическом окружении .

Мосарабская капелла

Капелла Тела Христова расположена в юго-западном углу собора. Она широко известна как Мосарабская капелла, поскольку она предназначена для совершения богослужений по мосарабскому (вестготскому, испанскому) обряду. Данный обряд был постепенно вытеснен стандартным для Католической церкви римским обрядом в период после Реконкисты . Его возрождение связано с именем кардинала Хименеса де Сиснерос , по поручению которого была проведена ревизия сохранившихся мосарабских литургических книг . Вслед за этим Хименес добился от папы Юлия II разрешения на использование в Толедо мосарабского обряда , мосарабские службы совершаются с того времени по сей день в капелле Тела Христова. Мосарабская часовня Толедского собора - единственное место в мире, где службы этого обряда совершаются ежедневно .

До XVI века на месте капеллы находился старый зал капитулов, от которого при перестройке в мосарабскую капеллу оставили только свод. Вход в часовню преграждает решётка (1524 год), увенчанная гербом кардинала Хименеса де Сиснерос. В плане капелла представляет собой прямоугольный объём, накрытый восьмиугольным куполом, роспись купола относится к XVII веку. На фресках стен капеллы (1509-1514) представлены сцены взятия Орана кардиналом де Сиснеросом. Алтарь капеллы выполнен из бронзы и мрамора, в его центре мозаичное изображение Девы Марии с Младенцем (XVIII век) .

Сокровищница

Расположена в северо-западной части собора зеркально по отношению к мосарабской капелле и точно под главной башней собора. В этом месте кардинал Хуан Пардо де Тавера планировал организовать капеллу - фамильную усыпальницу, однако позднее здесь была организована сокровищница .

В настоящее время здесь открыта выставка старинной литургической утвари и предметов искусства. Безусловно, главным шедевром экспозиции служит гигантская дароносица , созданная в XVI веке ювелиром Энрике де Арфе es . Она имеет 2,5 метра в высоту, состоит из 5 600 отдельных деталей, которые скрепляют 12500 винтов, её украшают 250 статуй из позолоченного серебра и эмали. Венчает дароносицу крест с бриллиантами