Финляндия религия. Культура и вероисповедание в финляндии. Другие церкви и религиозные общины

Сто лет назад Финляндия обрела статус независимого государства, в котором почти все население исповедовало лютеранство, небольшая часть - православие и другие религии. Какой же предстает религиозная ситуация здесь спустя век?

Согласно данным официальной статистики, большинство населения, 72% – прихожане Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии, 1,1% населения относят себя к Православной церкви Финляндии, 1,6% – к другим конфессиям и религиям, таким как католицизм, баптизм, адвентизм, буддизм, иудаизм, ислам и т.д. 25,3% не принадлежат ни к одной из религиозных общин.

Ряд особенностей можно наблюдать в отношениях государства и Церкви. Довольно часто можно встретить утверждение, что в этой стране имеются две государственные Церкви – Евангелическо-лютеранская и Православная. Однако Финляндия не имеет государственной Церкви или религии в точном смысле этого слова, хотя обе эти религиозные конгрегации действительно обладают особым статусом, что может быть объяснено их привилегированным положением во времена существования Великого княжества Финляндского, а лютеранства – и ранее. Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии была отделена от Церкви Швеции при присоединении Финляндии к России в 1809 году. Православная церковь Финляндии стала отдельной организацией только в 1918 году, получив автономию после того, как в 1917 году сама Финляндия обрела независимость от Российского государства, до этого на данную территорию распространялась юрисдикция одной из епархий Российской церкви. Начиная с 1923 года Православная церковь подчиняется напрямую Константинопольскому патриархату. Хотя в 1980 году было принято обращение к патриарху Константинопольскому с просьбой об автокефалии, но ответа Церковь не получила.

Еще в ранней Конституции независимой Финляндии в 1919 году были обозначены нейтралитет государства в отношении существующих религий и свобода совести, в то же время Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии и Православной церкви Финляндии в отличие от других религиозных общин предоставили особый статус в публичном праве.

В современной Конституции Финляндии (от 1999 года) ни одна из Церквей или религий не обозначена как государственная. В статье 76 указывается лишь то, что предписания об организации Евангелическо-лютеранской церкви и управлении ею содержатся в Законе о Церкви (парламентском Акте о Церкви). Церковным актом является так называемая «Конституция» Лютеранской церкви, только Генеральная ассамблея Церкви может предложить поправки к Церковному акту, а президент и парламент могут лишь одобрить или не одобрить предложения, представленные Ассамблеей. В Финляндии действует отдельный парламентский акт о Православной церкви, а 1 января 2007 года вступил в силу Закон о Православной церкви. Однако обе Церкви являются самоуправляемыми. Закон о свободе религии 2003 года регулирует правовые рамки деятельности других религиозных общин. Таким образом, вполне справедливо, что, согласно октябрьскому докладу с.г. исследовательского центра Pew, Финляндия относится к странам, имеющим привилегированную религию – христианство.

Еще одной особенностью статуса Евангелическо-лютеранской и Православной церквей в Финляндии является наличие у них права собирать налоги со своих членов. Эти отчисления взимаются властями вместе с государственными и муниципальными налогами. Юридические лица, кроме религиозных общин, обязаны участвовать в финансировании одной из двух Церквей через подоходный налог, часть которого будет направлена этим Церквам. Для организаций, владельцы и сотрудники которых принадлежат к другим религиозным общинам, нет никакой возможности освободиться от уплаты налога. Приходы сами определяют размер церковного налога, взимаемого со своих членов, обычно он колеблется в размере 1–2% доходов, также государство оказывает финансовую поддержку обеим Церквам. Так, государство выплачивает Евангелическо-лютеранской церкви средства для поддержания кладбищ и исторических зданий. Остальные религиозные организации должны сами финансировать свою деятельность.

Обе Церкви имеют право на официальную регистрацию брака. Хотя начиная с 1 марта с.г. в Финляндии легализованы однополые браки, Церкви их не венчают. В ноябре 2014 года архиепископ Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии Кари Мякинен одобрительно высказался о проекте закона об однополых браках, что взбудоражило финскую общественность, однако данное заявление не привело к легализации венчания однополых пар, и одобрение Синода на данный момент еще не получено. Отдельные пасторы, совершавшие венчание однополых пар, получили официальные выговоры по решению епархиального суда.

В школьной системе Финляндии, согласно законодательству об образовании, обеспечивается преподавание уроков религии, обычно это основы лютеранского вероисповедания. Впрочем, каждый имеет право на получение религиозного воспитания в соответствии со своей религиозной принадлежностью, поэтому родители могут выбрать для ребенка либо основы другой религии, общины которой зарегистрированы в Финляндии, либо занятия по этике.

Несмотря на это, если обратиться к официальной статистике Финляндии, количество верующих падает с каждым годом, в основном за счет сокращения численности членов Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии. Многие покидают Церковь, воспользоваться этим правом можно онлайн, уведомление также отправляют по электронной почте. Основной причиной, по сообщению портала Yle, является церковный налог, второй причиной называется неверие. В марте 2016 года портал Yle провел «религия-баттл», задав вопрос «Верите ли вы в Бога?». 57% респондентов ответили «нет». В 2012 году опрос, проведенный Исследовательским центром Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии, показал, что лишь четверть финнов верят в христианского Бога, что расходится с официальным количеством зарегистрированных членов Евангелическо-лютеранской и Православной церквей. При этом среди 15–29-летних респондентов к верующим себя отнесли только 15%. В опросе, проведенном компанией Taloustutkimus по заказу информагентства Lannen Media в этом году, лишь 6% финнов выбрали веру как одну из самых важных ценностей в жизни. Для самих Церквей расхождение между количеством верующих и членами конгрегаций не новость.

Для многих финнов Церковь представляется частью культурного наследия Финляндии, большинство населения положительно относится к христианским традициям, участвует в христианских праздниках. Это резко отличает ситуацию от того времени, когда финны сопротивлялись русским войскам, а партизанскую войну в Суоми возглавляли пасторы, о чем свидетельствовал в своих воспоминаниях писатель Фаддей Булгарин.

Вместе с тем в Финляндии растет число мусульман. Хотя еще в XIX веке в Финляндии появилась татарская община, основной рост исламского сообщества пришелся после 1990-х годов в результате иммиграции из Азии и Африки. За 2015–2016 годы в Финляндию прибыли свыше 38 тыс. беженцев. В 2015 году портал Yle сообщал, что ислам стал второй по численности религией в стране, когда число мусульман превысило 70 тыс. человек, что трудно опровергнуть или подтвердить. Сегодня, по разным данным, в стране насчитывается около 50–60 тыс. мусульман, но общее количество оценить сложно, так как не все присоединяются к зарегистрированным мусульманским общинам, действуют и незарегистрированные группы.

Таким образом, особенностью религиозной ситуации в Финляндии является наличие двух привилегированных Церквей, чья деятельность определяется особыми законами. При этом из года в год растет количество как людей, отказывающихся от регистрации в какой-либо религиозной общине, так и неверующих, однако остающихся внутри Церквей.

И только закон 1889 года разрешил финнам исповедовать другую форму христианства . Впрочем, и тогда выбор оставили нешироткий – финнами разрешили исповедовать православие и любую из протестантских церквей .

Куда большую религиозную свободу финны получили уже в 1923 году, когда гражданам официально было разрешено свободно учреждать различные религиозные общины , или же вовсе жить вне всякой из них.

И ныне религия в Финляндии играет заметную роль в жизни финнов. Впрочем, каждая новая перепись населения выявляет все больше атеистов.

Согласно последней переписи 12,3% населения Финляндии признает себя атеистами . Эта цифра каждый раз все больше и больше.

Реально, религиозность финнов намного меньше, чем они сами в этом признаются. Так, в 2000 году на президентских выборах одержала победу представительница левых сил, известная своим антиклерикализмом. Она же выступала в защиту прав сексуальных меньшинств, чему финская церковь не очень рада.

В настоящее время лютеранство здесь исповедует от 84,2 до 88% населения (мы выбрали две крайние точки, которые публикуются в открытой печати, хотя встречаются и сообщения о 85,6%).

Второе место занимает финская православная церковь – 1,1% (исповедуют ее проживающее здесь русское население – 20,4 тысячи и карелы – 35 тысяч человек). Проживают здесь и пятидесятники – 0,7%, и свидетели Иеговы – 0,25%. Так выглядит религиозная картина современной Финляндии.

Финляндия , тем не менее, остается светским государством. Действующее законодательство гарантирует одинаковые права всем гражданам, вне зависимости от вероисповедания.

Так же государство отказалось от навязывания своим гражданам лютеранства . Особенно быстро процесс секуляризации идет в крупных городах, и лидеров в этом двое – Хельсинки и Темпере .

Впрочем, процесс секуляризации начался в Финляндии не сегодня, но после Второй Мировой Войны он получил поистине гигантский размах.

Вообще-то вера в Бога в Финляндии – вещь непостоянная. Сегодня мы говорим об уменьшении количества верующих, а в 90-х годах прошлого столетия тенденция была обратной.

Согласно опросу, проведенному в 1999 году, более половины респондентов признавали себя верующими в христианского Бога (в начале 90-х лишь треть респондентов дало аналогичный ответ).

Примерно 25% населения верила в Бога, но не так как тому учила официальная церковь. 17% не высказало никаких пристрастий к той или иной церкви, но были уверены в существовании Бога. И лишь 6% (в два раза меньше, чем сегодня) признали себя атеистами.

Государственной религией Финляндии, как можно было бы подумать, является не только Евангелическо- , но и православная.

Да-да, православие – такая же государственная религия Финляндии, как и куда более распространенное лютеранство. При восьмидесятикратной разнице такое положение дел можно назвать абсурдным. Но есть факторы, препятствующие такому выводу.

Во-первых, Финляндия – страна во многом необычная, например, у нее два государственных языка – финский, на котором говорит 95% населения и шведский – с 5,5% населения. Аналогия очевидна.

Во-вторых, признанию за двумя религиями статуса государственных, как и двуязычие страны, объясняется историческими особенностями.

Не сложно, догадаться, что страна, которая долгое время (а именно с 1809 года – когда Финляндия попала в зависимость от России , фактически войдя в ее состав, пусть и с широкими автономными правами – до 1917 года, когда страна получила независимость уже от Советской России) находилась под покровительством православной империи , и где проводилась политика русификации (правда недолго, всего 17 лет, с 1900 по 1917 года), обязана иметь с метрополией что-то общее.

Лютеранская же церковь здесь так же прижилась в основном благодаря другой стране – Швеции.

При этом лютеранская церковь в Финляндии оказывает наибольшее влияние в западных, центральных и северных районах страны.

Впрочем, в настоящее время она не слишком активна внутри страны – в государственные дела практически не вмешивается, на отдельные инакомыслия (как сказали бы в средневековье – ереси) – смотрит весьма равнодушно.

А вот за пределами страны лютеранская церковь Финляндии проявляет большую активность. Например, финских миссионеров можно встретить в разных уголках Азии и Африки.

Правда, и в самой Финляндии существуют религиозные объединения, старающиеся воспитывать молодых людей, влиять на общественное мнение. Например, Христианская ассоциация молодых людей, Христианская молодежная женская ассоциация, Финская свободная церковь.

И если две первые ведут миссионерскую деятельность в среде молодежи, то последняя в большей степени ориентирована на взрослых людей.

Существует даже христианская политическая партия, которая называется "Христианский союз ". Правда существенного влияния эта партия не имеет – количество ее членов чуть более 18 тысяч человек (всего в Финляндии проживает более 5,5 миллионов человек, из которых верующими признают себя около 4,9 миллионов – порядки цифр несопоставимы).

Современная финская евангелическо-лютеранская церковь насчитывает восемь епархий, с 9 епископами и 600 приходов. В среднем на один приход приходится (простите за каламбур) 7 тысяч человек, но эта цифра непостоянна. Самый маленький приход насчитывает всего несколько сотен прихожан, а самый крупный – десятки тысяч.

Лютеранская церковь в Финляндии не смогла добиться абсолютной независимости от государства (хоть она и более независима, чем любая другая скандинавская церковь, о чем свидетельствует и Конституция Финляндии, и особый церковный закон).

Финансово она зависит от государства целиком и полностью Оно и понятно – времена Средневековья безвозвратно уже минули. Существует даже церковный налог, который взимается вместе с муниципальными налогами.

Этот налог формирует 78% бюджета лютеранской церкви. В 2000 году таким нехитрым образом собрали более 700 миллионов евро. Столица лютеранской церкви – Турку – по совместительству старая столица Финляндии.

Надо особенно отметить, что церковь в Финляндии , несмотря на ее обособленность от государства, по-прежнему выполняет некоторые функции, которые могло бы взять на себя само государство или местная администрация.

Так, например, церковные приходы ведут демографический реестр населения. А лютеранская церковь организует на своих кладбищах похороны – в том числе и тех граждан, которые исповедуют иную религию. Так же существуют тюремные и армейские священники.

Православие в Финляндии распространено преимущественно в восточных регионах страны – поближе к России. Столицей финского православия является город Куопио , где располагается кафедральный собор святого Николая , а так же Православный музей .

Здесь же располагается и резиденция архиепископа. Службы отправляются на финском, русском и церковнославянском языках. Из религиозных праздников широко распространены Пасха, Рождество и Иванов день. Именно по этим праздникам можно застать финна в церкви.

Финская православная церковь является автономной (автокефалию Вселенский Патриархат, не смотря на обращение к нему в 1980 году, ей не предоставил) церковью, подчиняющаяся напрямую Константинопольскому патриарху.

Глава финской православной церкви – архиепископ . Интересна история православной церкви Финляндии. Началась она, как я уже и упомянул в 1809 году. Примечательно, что, начиная уже с этого времени, церковные книги активно начали переводиться на финский язык. Богослужение также проводили на финском.

Автономной финская православная церковь стала только в 1918 году. Но тогда она еще оставалась в составе русской православной церкви.

А уже в 1923 году Финская церковь перешла под омфор Православной церкви Константинополя. В 1940 году восточным финнам снова пришлось переходить под власть России.

Правда, большинство из священников спешно эвакуировалось в Финляндию (кстати, именно так и появился монастырь Новый Валаам).

Тем не менее, тогда православная церковь Финляндии потеряла до 90% своих владений. В настоящее время православная церковь в Финляндии насчитывает 25 приходов, 50 церквей и 100 часовен.

Финская религиозность (без внимания, какой именно религии) не сильно отличается от того, что мы можем наблюдать в любой другой развитой стране.

Так, примерно 55% населения предпочитает выражать свою веру в виде молитв. Причем, финны не утруждают себя частыми молитвами – помолиться раз в месяц они считают вполне достаточным. Лишь 8% населения участвует в организованных богослужениях. Впрочем, не чаще.

Больше половины населения Финляндии читает религиозные журналы хотя бы несколько раз в год. 89% младенцев крестятся, 98% покойных отпевают, 80% браков заключается в стенах евангелическо-лютеранской церкви. Разве еще нужны какие-либо числа?

Помимо двух государственных религий – лютеранства и православия – в Финляндии можно встретить и представителей других конфессий.

Например, католичество в Финляндии имеет порядка 8000 последователей. Большинство из них проживают в Хельсинки и на юге страны. Интересно, что в Финляндии долгое время не существовало католической церкви, официально она учреждена только в 1929 году.

Нашли свое место в религиозной системе Финляндии и протестанты : бапстисты, методисты и адвентисты. Правда самой крупной протестантской организацией в Финляндии остается, учрежденная здесь в начале XX века, организация пятидесятников, количество членов которой достигает 50 тысяч человек.

Куда менее распространен иудаизм , привнесенный сюда в XIX веке купцами и военными русской армии. Количество верующих иудаизма никогда не превышало в Финляндии тысячу человек. Тем не менее, это не мешает функционированию синагог в Хельсинки и Турку (в начале прошлого века синагога была и в Выборге).

Примерно одинаковое с иудаизмом количество верующих имеет и ислам . Он так же был занесен в Финляндию русской армией, но в последнее время пополняется беженцами из мусульманских стран. Исламская община в Финляндии существует с 1925 года.

Интересна система религиозного образования в Финляндии . Интересна она тем, что она одновременно и есть, и одновременно ее нет. В школах преподают ту религию, которую исповедуют большинство учеников в классе.

Если в одном классе наберется как минимум три ученика другой религии, то их родители в праве требовать введения в школьную программу и уроков по их религии. Ученики, не исповедующие никаких религий, занимаются изучением философии . Решение об этом отдается на откуп их родителям.

Как видим, Финляндия – страна, в которой нашли пристанище большинство из мировых религий. Тем не менее, Вас никто не укусит и в том случае, если Вы не верите в Бога. Благо Финляндия в первую очередь все же светское государство.

Киммо Кяярияйнен

Христианская церковь как восточного, так и западного обрядов пришла в Финляндию тысячу лет назад. Христианство объединило разбросанные на территории современной Финляндии племена в единую нацию и способствовало созданию развитой административной системы. Церковь заботилась о нуждающихся и немощных, содержала богадельни и больницы. Она содействовала развитию науки и искусства. Восемьдесят каменных церквей с фресками, гравюрами на дереве, мощами святых, напрестольными пеленами и ризами являются свидетельствами того высокого уровня, которого достигло финского церковного искусства. Церковь несла ответственность как за высшее образование, так и за обучение простого народа. Епископ города Турку был самым влиятельным человеком в средневековой Финляндии. Он был также представителем финнов на Королевском совете Швеции.

Реформация

Протестантская реформация достигла Швеции и Финляндии в 1520-е годы. Она была провозглашена королевским указом. Короля Густава Вазу особенно интересовал один аспект лютеранского учения: оно предоставило ему право сократить светскую власть церкви и передать ее доходы и имущество в королевскую казну.

В 1593 году лютеранство стало государственной религией Швеции. Реформация прервала все связи с Римом. Власть папы римского сменилась на власть шведского короля, который лишил церковь ее доходов и имущества. Микаэль Агрикола, первый лютеранский епископ Финляндии, перевел Новый завет на финский язык. Богослужения постепенно становились все более лютеранскими и совершались на финском языке. Монастыри были закрыты, священникам было разрешено жениться.

В период ортодоксального лютеранства в 17-м и в начале 18 века церковь вернула себе культурную монополию, как и в средние века. Она проповедовала преданность государству, проповедовала строгую христианскую мораль, здесь у финнов появилась возможность научиться читать.

В 1809 году Финляндия, выйдя из состава Шведского королевства, стала Великим княжеством Российской империи. Хотя правителем страны теперь был православный царь, а не лютеранский король, лютеранская церковь осталась государственной церковью Финляндии. Закон о церкви от 1869 года ослабил узы, связавшие церковь с государством, и увеличил независимость церкви. Был учрежден Синод, высший государственный орган, ведавший делами церкви.

Пиетизм

В начале 18 века в Финляндии появляется новое религиозное течение, названное пиетизм. Оно делало акцент на чувства и индивидуальное обращение к Богу, на личную духовность. Близкими ему «возрожденскими движениями» были евангелизм и лестадианизм.

Возникновение этих движений в первой половине 19 века встретило сопротивление со стороны государства и духовенства, опасавшихся того, что эти религиозные течения вызовут политические волнения и пробудят подозрения России. Высшее духовенство также подозревало приверженцев «возрожденчества» в сопротивлении установившейся церкви и распространении ереси. Их лишили свободы собраний, и ограничили свободу передвижения их лидеров.

Церковь в независимой Финляндии

Гражданская война разразилась в Финляндии после провозглашения независимости в 1917 году. Практически все духовенство выступило на стороне буржуазии. Отношения между церковным руководством и организованным рабочим классом оставались напряженными, в то время как буржуа, победившие в этой войне, начали рассматривать церковь как бастион законного порядка, национальной традиции и западной культуры. От нее ожидали действий по воспитанию нравственных граждан, верных государству.

Зимнюю войну с Советским Союзом (1939-1940) характеризовали как борьбу в защиту «дома, веры и отечества». Церковь служила источником поддержки и единства во время этой борьбы. Воля к защите родины имела религиозный подтекст. Административная и финансовая независимость церкви увеличилась в годы войны с созданием Центрального фонда церкви (1941) и Церковного совета (1944). В этот период отношения между церковнослужителями и рабочим движением постепенно начали улучшаться.

После войны церковь начала больше заботиться о семейной жизни прихожан. Благотворительная работа церкви быстро расширялась, также как и работа среди молодежи.

В 60-е годы финское общество потрясли усиливающаяся урбанизация, эмиграция, растущие зарубежные влияния, ворвавшаяся вместе с телевидение в повседневную жизни финнов плюралистическая картина мира, а с ними и кризис веры в авторитет. Церковь стало принято считать антидемократической и устаревшей. Однако, в 70-х годах в связи с оживленными дискуссиями о нравственных вопросах интерес к религии снова возрос.

Позиции «возрожденских движений» – вопреки ожиданиям двадцатилетней давности – укрепились, множилось количество новых религиозных групп. Возрос и интерес средств массовой информации к религиозной жизни.

Роль церквей и вероисповеданий в жизни финского общества

Вплоть до конца 19 века каждый финн должен был принадлежать либо к лютеранской, либо к православной церкви. Только закон 1889 года об отделении церкви от государства дал официальный статус другим протестантским церквям и разрешил принадлежность к ним. Первыми религиозными организациями, получившими официальное признание, были баптистская и методистская церкви.

Свобода вероисповедания была введена в 1923 году. Она предоставила гражданам право свободно учреждать религиозные общины. Лютеранство перестало быть официальной религией. В школах религия стала преподаваться согласно вероисповеданию большинства учеников. Если не менее трех учеников принадлежат к одному вероисповеданию, то их родители или опекуны в праве требовать ввести в школе преподавание данной религии. Школьники, не принадлежащие ни к какому вероисповеданию, изучают различные течения философии по желанию родителей. Финляндии более отдалена от государства, чем лютеранские церкви других Сскандинавских стран. Юридический статус евангелическо-лютеранской церкви определен в Конституции и в отдельном законе о церкви.

В независимой Финляндии государство приняло на себя некоторые из функций, раньше выполнявшихся церковью. Несмотря на это, евангелическо-лютеранская и православная церкви все еще исполняют обязанности, которые могли бы на практике исполняться либо государством, либо местной администрацией. Церкви ведут демографический учет своих прихожан. На кладбищах лютеранских приходов, которых более тысячи, хоронят также членов других религиозных общин

Евангелическо-лютеранская церковь

В 2000 году евангелическо-лютеранская церковь Финляндии имела более 4,4 миллионов прихожан, т.е., около 85 % местного населения зарегистрировано в приходах.

В евангелическо-лютеранскую церковь входят восемь епархий с девятью епископами, и почти 600 самостоятельных приходов. Каждый приход насчитывает в среднем 7.000 прихожан. Самые маленькие состоят из нескольких сотен человек, самые большие – из десятков тысяч.

Высшим органом власти в приходе является приходской совет. Все члены прихода, которым исполнилось 18 лет, имеют право голоса на выборах приходского совета.

Высшим органом власти всей церкви является Синод, который решает вопросы церковного образования, религиозной политики и финансов церкви. Синод созывается два раза в год. Епархиями руководят епископ и епархиальный капитул.

78 % дохода приходов поступают из отчислений граждан в счет церковных налогов. Этот налог взимается как с отдельных прихожан, так и с предприятий и организаций. В 2000 году приходы получили за счет налога 723 миллионов евро. Армейские и тюремные священники получают содержание от государства.

Вывод о разносторонней деятельности лютеранской церкви можно сделать исходя из состава персонала приходов. В мире, наверное, немного церквей, где только один из десяти работников церкви – священник. В 2000 году церковь имела 19.600 работников (включая частично занятых).

Главной деятельностью церкви являются различные церковные церемонии и обряды. В среднем каждый финн ежегодно принимает участие по крайней мере в одном богослужении. 89 % всех младенцев проходят обряд крещения, и еще большая доля (90 %) подростков посещают конфирмационную школу и проходят обряд конфирмации. 80 % браков в Финляндии заключаются в евангелическо-лютеранской церкви.

В 90-е годы церковные обряды были в значительной степени изменены. Синод удтвердил четыре серии мелодий, которые могут быть использованы во время богослужений. Две из них основаны на классической григорианской традиции, одну вдохновили религиозные народные мелодии. Синод официально удтвердил новую богослужебную книгу в январе 2000 года, впервые по ней начали служить в рождество 2000 года.

В связи с длительным процессом обновления богослужений возникло несколько экспериментальных служб. Среди этих «альтернативных служб» самой популярной стала «Месса св. Фомы». Ее впервые отслужили в Хельсинки в апреле 1988 года. Впоследствии она стала популярной и в других больших городах Финляндии.

В течение последних десятилетий у евангелическо-лютеранской церкви Финляндии появились многообразные международные функции. Это, в первую очередь, поддержка миссионеров и помощь развивающимся странам, экуменическая работе.

Церковь имеет широкую сеть международных контактов. Ими ведает Отдел международных связей церкви, председателем которого является архиепископ. Наиболее широкие связи церковь поддерживает с межцерковными организациями, в первую очередь, с Всемирной лютеранской федерацией и Всемирным советом церквей. Наиболее тесные отношения финская лютеранская церковь поддерживает с с церквями Скандинавских стран, с лютеранскими церквями Эстонии и Ингрии, а также с англиканской церковью Великобритании и русской православной церковью.

В 2000 году миссионерские организации лютеранской церкви работали в общей сложности в 33 странах Африки, Азии, Латинской Америки, Тихоокеанского региона, Европы. Они имели 500 миссионеров, из которых большинство работали в Азии и Африке. Другие финские церкви и религиозные общины имели примерно 600 миссионеров.

Христианские организации также ведут просветительскую работу детей и молодежи, занимаются издательским делом. Профессиональное обучение работников церкви устраивается в основном этими организациями.

Возрожденские движения являются признанными элементами лютеранской церкви и национальной культуры, и их теперь принято рассматривать как часть церковного наследия.

Православная церковь

В 12 веке из Новгорода православие влияние дошло до самой восточной части Финляндии – Карелии. Монахи распространяли слово Божие, и их монастыри превращались в крепости веры. В 1809 году Финляндия стала великим княжеством в составе императорской России, и православная церковь была императорской церковью и частью русской государственной церкви.

В конце 19 века православную церковь пытались использовать как инструмент русификации. После революции в России и провозглашения независимости Финляндии связи церкви с Московским патриархатом были порваны, а в 1923 она получила автономный статус под управлением Константинопольского патриарха. В первые годы независимости страны церковнослужители стремились к акцентированию финского национального начала в православной церкви. Во время Второй мировой войны церковь лишилась своих монастырей и почти 90 % своего имущества. Две трети из ее прихожан были вынуждены оставить свои дома.

Послевоенные годы были периодом интенсивного восстановления церковной жизни. Государство финансировало строительство новых церквей, часовен, домов священников, кладбищ. Религиозные общины Валаамского мужского монастыря и Линтульского женского монастыря, которые отошли России, были воссозданы в коммуне Хейнявеси на востоке Финляндии.

Число прихожан православной церкви сильно сократилось в 50-е и 60-е годы в результате высокой доли (почти 90 %) браков между лютеранами и православными. Дети от этих браков обычно принимали лютеранство. Но уже в 1980-е годы число прихожан православной церкви начало расти, количество новообращенных превысило количество те, кто по каким-либо причинам отходил от церкви. В настоящее время православная церковь насчитывает 55.000 прихожан, т.е., 1,1 % населения Финляндии. Возрос интерес к православным традициям Карелии и православным обрядам. Перемещенные монастыри «Новый Валаам» и «Линтула» превратились в важные места паломничества.

Другие церкви и религиозные общины

Католическая церковь. После реформации на долгое время жители Финляндии отошли от католицизма. В 1929 году католическая церковь Финляндии была наконец официально восстановлена и зарегистрирована. Она имеет около 8.000 прихожан, большинство из которых живет в Хельсинки и некоторых других городах южной Финляндии. Большинство священников и монахинь этой конфессии приехали из Польши. Финляндия имеет дипломатические отношения с Ватиканом.

Протестантские меньшинства. Англо-американское христианство появилось в Финляндии во второй половине 19 века, когда здест были основаны несколько протестантских общин, в том числе организации баптистов, методистов и адвентистов, а также «Армия спасения». Несмотря на то, что поддержка этим религиозным общинам постепенно увеличивается, общее число их прихожан не превышает 1 % населения. Быстрее всех растет община пятидесятников, появившаяся в Финляндии в начале 20 века и в настоящее время объединяющая 50.000 прихожан.

Иудаизм. Иудаизм пришел в Финляндию в начале 19 века, в основном, с купцами и военными, которые служили в Императорской русской армии. К концу века число приверженцев этой религии выросло до тысячи человек. Примерно столько же их насчитывается и сегодня. В начале 20 века в Хельсинки, Выборге и Турку были построены городские синагоги. В настоящее время синагоги остались только в Хельсинки и в Турку.

Ислам. Первых мусульман также завезла в Финляндию в русская армия, в конце 19 века. Основу традиционной общине, примерно одной тысячи мусульман, положили купцы-татары, переселившиеся из России в конце 19 века. Исламская община Финляндии была официально зарегистрирована в 1925 году. Большинство финляндских мусульман живет в столичном регионе. В течение последних десяти лет наплыв беженцев из исламских стран увеличил число мусульман в Финляндии, но лишь незначительное меньшинство этих иммигрантов зарегистрировались в традиционной общине.

Другие религиозные общины. Помимо вышеупомянутых в Финляндии имеется примерно 30 зарегистрированных религиозных общин. Как и в других странах Европы, многие новые религиозные движения действуют активно и в Финляндии.

Экуменическое сотрудничество

Экуменический совет Финляндии. Совет действует как орган сотрудничества большинства церквей и христианских общин в Финляндии.

В 2000 году в Экуменический совет Финляндии входили:

Евангелическо-лютеранская церковь

Православная церковь

Финская свободная церковь

Католическая церковь Финляндии

Армия спасения

Община Олауса Петри (действующая в Финляндии община лютеранской церкви Швеции)

Шведоязычная баптистская миссия

Финноязычная методистская церковь

Шведоязычная методистская церковь

Шведоязычная миссионерская заветная церковь

Англиканская церковь

Международная евангелическая церковь

Ассоциированными членами являются 18 христианских организаций.

Особенности финской религиозности

После Второй мировой войны секуляризация усилилась во всех Скандинавских странах, и была проведена четкая грань между компетенциями церкви, общества и государства. Религиозные ценности утратили свое значение в обществе, им на смену пришли новые моральные установки, имеющими лишь отдаленную связь с религией и церковью. В Финляндии секуляризация установилась наиболее прочно в больших городах, таких как Хельсинки и Тампере.

В последние годы, однако, интерес к религии снова пробудился. В конце 90-х годов резко возросло число приверженцев христианства -в 1999 году к ним относили себя 50% населения Финляндии. Помимо этого. 25% населения заявилИ, что веруют в Бога, но не принадлежат ни к одной конфессии. 17 % были не уверены в существовании Бога. Идею существования Бога отрицало всего 6 %.

Финская религиозность носит особенный характер. Больше половины опрошенных (55 %) заявило, что они молятся не менее одного раза в месяц, но всего 8 % так же часто посещали богослужения. Обычно финны ходят в церковь несколько раз в год, особенно в большие церковные праздники. Несмотря на то, что финны не являются особо активными участниками общественной религиозной деятельности, христианская традиция очень сильна в повседневной жизни. Религиозная вера не проявляется в регулярном посещении церкви, но является личной религиозностью.

Интерес к духовным и церковным вопросам в средствах массовой информации, дополняет участие в религиозной деятельности. Половина населения Финляндии читает специализированную христианскую литературу не менее одного раза в год. Большинство финнов следят за религиозными программами по телевидению и радио.

Этические вопросы и проблемы повседневной жизни воспринимаются как факторы, оказывающие влияние на будущее человечества. Сознание этого побуждает церковь развертывать диалог с разными идеологиями и философскими школами. Несмотря на то, что многие из традиционных функций церкви частично утратили свою значимость, в замену им пришли другие, зачастую совершенно новые.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.finpromarketing.ru/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Финны стали христианами довольно рано. Первое христианское влияние они получили с востока, из православного мира. Об этом свидетельствуют некоторые старославянские заимствования, связанные с христианством, например паппи (поп), ристи (крест) и т. д. Официально Финляндия стала христианской страной уже в начале 2-ого тысячелетия. Финны были католиками, но одновременно долго сохраняли свои старые верования и обычаи.
Еще в 1551 году Микаэл Агрикола, в введении своего перевода части Библии на финский язык, довольно последовательно мог описать финских богов. Это говорит о том, что финны в это время хорошо знали древнюю национальную религию. Агрикола был противником “язычества”, но из его описания финского “язычества” мы много узнаем о том каким оно было. Финляндия приняла лютеранскую реформацию и финны стали лютеранами. Это, наверное, одна из причин того, что в Финляндии плохо сохранились “языческие” обычаи. При католицизме богослужения проводились на латыни. Библии на финском языке не было. Лютеране проводили богослужения на понятном для финнов родном языке.
Членство в лютеранской церкви было обязательной нормой. Во время независимости Финляндии лютеранская церковь стала государственной. Это значит, что церковь выполняет некоторые функции государства, например перепись населения (членов церкви) и право собирать налоги у ее членов. Сейчас членами лютеранской церкви являются около 85 % жителей Финляндии.
Древняя финская религия в целом не сохранилась. Ее сложно реконструировать. Но в семейных традициях сохранились некоторые “языческие” элементы. В Финляндии есть люди, которые считают себя финскими “язычниками”. У них есть общество, но многие считают, что у них мало общего с подлинной финской религией, такой, какой она была на самом деле.
Мы все-таки кое-что знаем о финской религии. Она, естественно, была связана с тем, что было важно для жизни древних финнов. Важными были божества, связанные с лесом и охотой, с водой и рыболовством. Тапио (Tapio) и Хииси (Hiisi) значили лес и бог леса. Финны верили, что Тапио часто посещает людей, ночующих у костра. Тапио сейчас мужское имя. Нюркес (Nyrckes) и Хиттавайнен (Hittavainen) давали людям дичь. О том, как важны были шкурки белок для древних финнов, свидетельствует то, что финское слово raha (деньги) первоначально значит “шкурка белки”. Финские матери связаны с Хиттавайненом: hitto, hittolainen, hitsi. Ахти (Аhti) — божество воды. Сколько рыбак поймает рыбы зависит от него. В народных песнях Ахти часто употребляется как имя человека или владельца какого-то региона или имущества. По сей день Ахти употребляется в Финляндии как мужское имя. Веден Эмя (Veden Ema) (Мать воды) — женское божество воды. Оно часто встречается в фольклоре южных карелов. Вяйнямеинен (Vainamoinen / Ainemoinen) , возможно, тоже первоначально божество воды. Слово vaina значит пролив или река. Употребляется в фольклоре как вариант слов, обозначающих различные места воды. В финском национальном эпосе главный герой Вяйнямейнен. Популярное финское мужское имя Вяйно (Vaino) .
Финны были не только охотниками и рыбаками, но и фермерами. У самых важных растений, которые выращивали, были свои божества. Ронготэус (Rongoteus) был божеством ржи. В 16-ом веке Ронготэус использовался как фамилия. Виронканнос (Vironkannos) , наверное, божество овса, но в фольклоре он встречается тоже как бог наряду с самым главным богом Укко в небе. Пеллонпекко (Pellonpekko) — божество ячменя и пива. Экряс (Akras) — божество многих овощей, например гороха и капусты. Он делал землю плодородной. Кюннос (Kynnos) значит весеннее поле после пахоты. 25 мая был день гадания, люди хотели узнать каким в этом году будет урожай. Кекри (Kekri) большой праздник осенью, обычно 1 ноября. Тогда в хлеве кушали специальный суп для счастья скота. После этого уже скот не пускали пастись. Снова их пускали только весной, обычно 1 мая.
Главный бог был Укко (Ukko) . Это персонификация грозы. По-фински гроза ukkonen, буквально маленький Укко. Финны так уважали грозу, что иногда пользовались эффемизмами вместо слова “гроза”. Когда Укко едет по каменной дороге в небе, будет гроза. Это воображение общее у многих народов. Охотники просили у него защиту. Просили его защитить скот. Также при заболеваниях просили его лечить, когда было много потери крови, просили его остановить кровь. Финны знали и бога грозы своих соседей — балтов. Перкеле (Perkele) сейчас название дьявола, но этимологически связано с названием бога грозы балтийских и славянских народов (например, в литовском языке Перкунас и русском Перун ). Рауни (Rauni) — женское божество, возможно жена Укко. Ее дерево — рябина. Она была святым деревом. До сих пор во дворе часто растут рябины. Когда была гроза, Укко и Рауни ругались… Илмаринен (Ilmarinen) в фольклоре кузнец, который сделал небо и чудесный аппарат Сампо (о том, что такое Сампо до сих пор не знаем точно).
Кроме богов были еще другие существа. Рахко (Rahko) в фольклоре северной Финляндии вор, которому свет луны мешал в его работе. Поэтому он брал ведро со смолой и веником, и поднимался на луну по лестнице, чтобы красить ее. Рахко было также название болезни и злого домового. Капеет (Kapeet) было существо, которое во время лунного затмения съело луну… Тонтту (Tonttu) был домовым или банником. Это шведское заимствование (tomte). У него был серый костюм и красная шапка. Сегодня tonttu связан с Рождеством. Они помощники Joulupukki (Деда Мороза). Вообще, в самом важном празднике года, Рождестве Христове 24-26 декабря сохранилось очень много “языческих” элементов. Сыновья Калевалы (Kalevanpojat) были необычайно сильными существами, великанами. Объясняют, что как будто они делали высокие горы или другие заметные места природы. Турсас (Tursas) был водным чудовищем или силой воды во время шторма… Иногда некоторые необыкновенные места в природе, звезды или луну почитали как божества.
Лиеккио (Liekkio) бог подземного мира или дух мертвых. Иногда так называли мертвого ребенка. Он был тоже страшным существом, которое пугало людей в лесу всякими странными звуками. Кратти (Kratti) — кричащее существо, которое лежало на кладе в земле или на сундуке. Слово связано со шведским словом skratt (смех). Финны при “язычестве” приносили еду и напитки для мертвых на могилы. Сейчас такой традиции вообще нет. Могилу принято украшать только цветами.
В Финляндии дохристианская религия не сохранилась. Из финно-угорских народов свою религию сохранили марийцы, удмурты и ханты. Эрзяне смогли довольно хорошо реконструировать свою древнюю религию. В Европе существует мнение, что если народ принимает христианство, выживает, но народ, который не принимает ее, исчезает. У представителей маленьких финно-угорских народов есть и противоположное мнение, что если они сохраняют свою религию, выживают.

До конца 19-го века финны имели право исповедовать только одну из двух вер, это либо лютеранство, либо православие. И только в 89 году появился закон, который позволил исповедовать другую форму христианства.

Более менее религиозную свободу финны обрели уже в 1923 году, когда официально было разрешено создавать различные общины любому гражданину, или вообще жить вне всего этого и не веровать не во что.

В Финляндии вера играет очень большую роль, однако с каждым годом, во время переписи населения выявляется всё больше атеистов. Если посмотреть цифры последней переписи, то атеистов приходится 12,3% из всего населения Финляндии.

На сегодняшний день в Финляндии около 84% исповедуют лютеранство. Однако помимо этой веры, тут ещё есть представители Иеговы и православной церкви.

Тут не смотря на веру, у всех равные права, и государство тщательно следит за тем, чтобы этого не нарушали. Теперь государство пытается меньше навязывать жителям лютеранство, и у каждого свой выбор веры.

Вера в бога в этой стране является очень непостоянной вещью, сейчас количество верующих уменьшается, а в 90-х годах, она наоборот увеличивалась.

Официальной религией в Финляндии является не только Евангелическо-лютеранская церковь, но и православная. Православие сейчас тоже считается официальной религией Финляндии.

Не смотря на то, что веры две, лютеранская всё же оказывает больше влияния на жителей страны. Но сейчас она не сильна активна в самом центре страны Лютеранская церковь также очень распространена и за пределами страны, представителей этой веры можно встретить как в Азии. Так и в Африке.

В Финляндии достаточно много религиозных объединений, которые всячески влияют на формирование общественного мнения. Сегодня существует уже вот такие вот организации: Христианская молодёжная женская ассоциация, христианская молодёжная ассоциация и финская свободная церковь. Из этих трёх организаций, только последняя предназначена для взрослых людей.

Есть даже христианская партия, под названием «Христианский союз». Однако особого влияния партия эта не имеет, в неё входит около 18 тысяч человек.

Лютеранская церковь не смогла достичь полной свободы от государства, хотя если сравнить её со скандинавской церковью, то она ещё обладает более свободными правами. Данная церковь зависит полностью от государства, которое её финансирует. Столицей Лютеранской церкви является Турку, это когда-то была столица самой Финляндии.

Православие в данной стране, более популярно в восточных регионах страны, уже ближе к России. Столица православия - Куопио, где расположен кафедральный собор Св. Николая. Тут же находится и резиденция архиепископа. Самые распространённые праздники - Пасха, Иванов день и Рождество. Именно в эти праздники можно увидеть наибольшее количество финнов в церкви.

Православная церковь в Финляндии полностью автономная, и подчиняется Константинопольскому патриархату. Главой этой церкви является архиепископ.

Автономной церковь стала только в 1918 году, но она была ещё в составе православной церкви России.

55% процентов населения выражает свою религиозность в молитве. Но они не делают это слишком часто, помолится раз в месяц вполне для них достаточно. Только 5% населения принимают участие в разных собраниях церкви. Помимо двух главных религий, тут можно встретить и другие конфессии. В Финляндии насчитывается около 800 последователей католичества.

В Финляндии очень долго не существовало католической церкви. Официально её учредили в 1929 году.

В религиозной системе Финляндии можно обнаружить баптистов, методистов и адвентистов. Менее распространён иудаизм в этой стране и ислам.

В Финляндии скопилось очень много разных верований, однако даже если вы не относитесь не к одной из них, к вам не будет какого-то дурного отношения.