Александровская колонна. Александрийский столп (Александровская колонна) На какой площади стоит александровская колонна

Кажется, что история Александрийского столпа не может иметь темных пятен, ведь создавался памятник всего лишь около двухсот лет назад. Однако кроме официал...

От Masterweb

17.04.2018 22:01

Приведенные ниже строки великого поэта Александра Сергеевича Пушкина известны практически каждому.

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся он главою непокорной

Александрийского столпа».

Конечно, сегодня сложно сказать, какова была задумка автора, когда он писал данное произведение. Однако большая часть историков уверена, что поэт имел в виду тот самый Александрийский столп, которые стоит на Дворцовой площади и является одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга. Это удивительное творение вызывает восхищение у наших современников, поэтому несложно представить, каким знаменательным событием была установка этого памятника, посвященного победе над Наполеоном. Кажется, что история Александрийского столпа не может иметь темных пятен, ведь создавался памятник всего лишь около двухсот лет назад. Однако кроме официальной версии его изготовления и установки, а также небольших рисованных альбомов, дающих весьма смутное представление о технологиях девятнадцатого века, ничего не сохранилось. Удивительно, но при строительстве Санкт-Петербурга архитекторы создавали невероятно точные карты, а технологии строительства описывались в специализированной документации. А вот история создания Александрийского столпа лишена таких подробностей, а при более пристальном взгляде и вовсе изобилует не состыковками и откровенными ляпами. Все это дает историкам массу поводов для сомнений в официальной версии появления памятника. Он обрастает мифами и легендами, о которых мы обязательно сегодня упомянем, не забыв рассказать и об официальной версии.

Достопримечательности Санкт-Петербурга: Александрийский столп

На этот памятник стремятся посмотреть все гости Северной столицы. Однако, чтобы в полной мере оценить мастерство его создателей, нужно запрокинуть голову дабы увидеть саму вершину колонны. На ней установлена фигура ангела с крестом и змеей у его ног, что является аллегорией, символизирующей победу Александра I над армией Наполеона.

Размеры Александрийского столпа поистине впечатляют. Многие наши современники, владеющие техническим знаниями, утверждают, что для создания подобного творения сегодня могут понадобиться десятилетия. А для того чтобы установить колонну на постамент мало будет и двух суток. И это при учете наличия у рабочих огромного количества облегчающих работу машин и различных установок. Как все это было возможно в первой половине девятнадцатого века – настоящая загадка.

Вес Александрийского столпа шестьсот тонн и еще сто тонн весит основание, на которое установлена колонна, изготовленная из редкого розового гранита. Он имел красивое название «рапакиви» и добывался только в Выборгской области в Пютерлакской каменоломне. Примечательно, что вырубалась колонна из цельного куска гранита. По некоторым сведениям, его вес в изначальном виде превышал одну тысячу тонн.

Высота Александрийского столпа составляет сорок семь с половиной метров. К гордости русских мастеров нужно отметить, что колонна значительно превышает все подобные сооружения мира. На фото ниже изображены колонны Траяна в Риме, Помпеи в Александрии и Вандомская колонна, установленная в Париже, в сравнении с памятником на Дворцовой площади. Уже этот рисунок дает представление об этом чуде инженерной мысли, восхищающем всех без исключения туристов.

Ангел, установленный на вершине, имеет высоту в шесть и четыре десятых метра, а его основание – почти три метра. Устанавливалась фигура на колонну уже после того, как она заняла свое место на площади. Александрийский столп, что кажется абсолютно невероятным, никак не закреплен на своем постаменте. Инженеры настолько точно сделали все расчеты, что колонна прочно стоит безо всяких креплений уже практически двести лет. Некоторые туристы рассказывают. что если запрокинуть голову около памятника и постоять так минут десять, то будет заметно как раскачивается верхушка столпа.

Знатоки истории Санкт-Петербурга утверждают, что Александрийский столп на Дворцовой площади мог бы и не появиться. Так как проект памятника на протяжении долгого времени не утверждался императором. В конечном итоге был одобрен его набросок, а затем и материал, из которого планировалось создать сей шедевр.

Предыстория появления колонны

Планировкой пространства Дворцовой площади занимался известный на весь мир Карл Росси. Он и стал идейным вдохновителем создания памятника, который стал бы главным украшением этого места. Сам Росси сделал несколько набросков будущей конструкции, но ни один из них не лег в основу памятника. Единственное, что было взято из идей архитектора – это высота памятника. Карл Росси мудро полагал, что сооружение должно быть очень высоким. В противном случае оно просто не будет являться единым ансамблем с Главным штабом.

Николай I с большим уважением относился к советам Росси, однако решил по-своему распорядиться свободным пространством площади. Он объявил конкурс на лучший проект памятника. Фантазия авторов ничем не ограничивалась, единственным нюансом было соблюдение тематической направленности. Николай I вознамерился увековечить своего предка, сумевшего победить французов.

Императору пришлось просмотреть огромное количество проектов, но наиболее интересными ему показались работы Огюста Монферрана. Он предлагал создать гранитный обелиск, на котором будут размещены барельефы, изображающие сцены военных баталий. Однако именно этот проект император отверг. Он заинтересовался Вандомской колонной, установленной парижанами в честь Наполеона. Поэтому вполне символично, что поражение французской армии должна была увековечить тоже колонна, но более высокая и необычная.

Архитектор прислушался к пожеланиям Николая I и создал проект сооружения, ставшего на тот момент самым высоким в мире. После некоторых корректировок в двадцать девятом году девятнадцатого века проект Александрийского столпа был одобрен и подписан. Можно было приступать к работе.


Первый этап создания памятника

История Александрийского столпа в Санкт-Петербурге началась с выбора материала. Так как предполагалось вырубать колонну из единого куска гранита, то Монферрану пришлось отправиться изучать каменоломни, чтобы выбрать подходящее место для добычи такой массивной глыбы. После некоторого времени поисков архитектор решил направить своих рабочих на Пютерлакскую каменоломню в Финляндии. Именно там находилась подходящая по размеру скала, о которой планировалось отколоть огромную глыбу.

В двадцать девятом году в Северной столице приступили к созданию фундамента Александрийского столпа на Дворцовой площади. Через год начались работы по добыче гранита в каменоломнях. Продолжались они два года, а участие в этом процессе принимали около четырехсот рабочих. По данным, указанным в официальных источниках, они трудились день и ночь посменно. А технологию добычи камня разработал юный самоучка Самсон Суханов. До сих пор неизвестно, как именно от скалы была отколота глыба, которая в дальнейшем пошла на изготовление колонны. Не сохранилось ни одного официального документа, где технология была бы описана в малейших подробностях. В альбомах Монферрана написано только о том, что кусок гранита превышал одну тысячу тонн. Его откололи с помощью каких-то длинных ломов и рычагов. Затем монолит перевернули и отсекли от него огромный кусок для фундамента.


Еще полгода ушло на обработку глыбы. Все это производилось вручную самыми простейшими инструментами. Советуем читателям запомнить этот факт, так как в дальнейшем мы еще вернемся к нему и рассмотрим немного с другой стороны. Практически готовый Александрийский столп был готов к поездке в Санкт-Петербург. Было решено делать это водой и для сложного путешествия пришлось строить специальный корабль, совместивший в своей конструкции все инновационные технологии того времени. Параллельно в Северной столице строился причал, готовый принять необычный корабль и его груз. В планах архитектора было сразу же после выгрузки по специальному мосту из дерева докатить колонну до площади.


Доставка монолитной колонны

О том, как проходила погрузка и выгрузка памятника, известно очень мало. В официальных источниках этот уникальный процесс описан очень скупо. Если доверять альбомам Монферрана и отрывочным сведениям капитана судна, то колонну погрузили выше ватерлинии и практически благополучно довезли до Санкт-Петербурга. Единственным неприятным событием был шторм, который раскачал корабль и чуть было не скинул памятник в воду. Однако капитан огромными усилиями сумел самолично закрепить драгоценный груз.

Еще один казус произошел в момент выгрузки колонны. Под ней прогнулись и треснули бревна, подложенные для передвижения по причалу. Один конец колонны чуть было не упал в воду, но ее удалось удержать, вовремя пропущенными снизу веревками. В таком положении памятник удерживался двое суток. За это время был послан гонец в соседний гарнизон с просьбой о помощи. Около четырехсот солдат по немыслимой жаре смогли за четыре часа преодолеть отделяющее их от пристани сорокакилометровое расстояние и общими усилиями спасли шестисоттонную колонну.

Несколько слов о постаменте

Пока в Финляндии происходила добыча гранитной глыбы в Санкт-Петербурге шли работы по подготовке фундамента для постамента и самой колонны. Для этого на Дворцовой площади велась геологическая разведка. Она выявила залежи песчаника, где и планировалось начать рыть котлован. Интересно, но визуально всем туристам кажется, что Александрийский столп расположен ровно по средине площади. Однако на самом деле это не так. Колонна установлена чуть ближе к Зимнему дворцу, чем к Генеральному штабу.

Во время работы над котлованом рабочие наткнулись на уже установленные сваи. Как оказалось, их врыли в землю по указке Растрелли, который планировал установить здесь памятник. Удивительно, что спустя семьдесят лет архитектору удалось выбрать то же самое место. Вырытая яма была залита водой, но предварительно туда забили более тысячи свай. Чтобы правильно выставить их относительно горизонта, сваи срезали ровно по зеркалу воды. Затем рабочие приступили к закладке фундамента, состоящего из нескольких гранитных блоков. На него и водрузили постамент, весящий четыреста тонн.

Опасаясь, что глыба не сможет сразу же встать так, как нужно, архитектор придумал и применил необычный раствор. Он добавил в традиционную смесь водку и мыло. В итоге глыбу удалось несколько раз передвинуть. Монферран писал о том, что сделано это было довольно легко при помощи всего лишь нескольких технических приспособлений.


Установка колонны

В середине лета тридцать второго года девятнадцатого века строители подошли к завершающей стадии создания памятника. Перед ними стояла едва ли не самая сложная задача за все прошедшие годы – докатить монолит до места назначения и поставить его вертикально.

Чтобы воплотить в жизнь эту задумку, пришлось сооружать сложную инженерную конструкцию. В нее входили строительные леса, рычаги, балки и другие приспособления. По официальной версии посмотреть на установку колонны собрался чуть ли не весь город, даже сам император и его приближенные приехали взглянуть на это чудо.

В поднятии колонны участвовало около трех тысяч человек, которые смогли сделать всю работу за один час сорок пять минут.

Окончание работы ознаменовалось громким восхищенным криком, вырвавшимся из уст всех присутствующих. Сам император был очень доволен работой архитектора и заявил о том, что памятник обессмертил своего создателя.

Заключительный этап работ

Еще два года ушло у Монферрана на то, чтобы украсить памятник. Он «оделся» в барельефы и получил иные элементы, составляющие единый ансамбль из декора. Данный этап работ не вызвал у императора нареканий. Однако завершающая колонну скульптурная композиция стала настоящим камнем преткновения между архитектором и Николаем I.

Монферран планировал поставить на верхушку колонны огромный крест, обвитый змеей. Скульптура должна была быть повернута к Зимнему дворцу, на чем особенно настаивали все члены императорской семьи. Параллельно были созданы проекты и иных композиций. Среди них были ангелы в разных позах, Александр Невский, крест на сфере и тому подобные скульптуры. Последнее слово в данном вопросе оставалось за императором, он склонялся в пользу фигуры ангела с крестом. Однако и ее пришлось несколько раз переделывать.

По задумке Николая I лик ангела должен был иметь черты Александра I, а вот змей не только символизировал Наполеона, но и напоминал его визуально. Трудно сказать, насколько читаемо это сходство. Многие специалисты утверждают, что лицо ангела лепилось с одной из известных женщин того времени, а другие все же видят в нем императора-победителя. В любом случае памятник надежно хранит эту тайну вот уже двести лет.


Торжественное открытие памятника

В августе тридцать четвертого года состоялось открытие монумента в честь победы русского народа над французскими войсками. Мероприятие было проведено с поистине императорским размахом.

Для зрителей заранее построили трибуны, которые не выбивались из общего стиля дворцового ансамбля. На богослужении, проведенном у подножия памятника, присутствовали все важные гости, войско и даже зарубежные послы. Затем на площади был проведен военный парад, после которого в городе начались массовые народные гуляния.

Мифы, легенды и интересные факты

История Александрийского столпа была бы неполной без упоминания разных слухов и фактов, связанных с ним.

Мало кто знает, что в фундаменте памятника заложена целая шкатулка с золотыми монетами. Там же находится и памятная табличка с надписью, сделанной Монферраном. Эти предметы до сих пор хранятся в основании колонны и будут находиться там до той поры пока памятник стоит на постаменте.

Изначально архитектор планировал прорубить внутри колонные лестницы. Он предлагал императору использовать в этих целях двух человек. Они должны были завершить работу за десять лет. Но из-за опасений за целостность колонны Николай I отказался от этой идеи.

Интересно, но жители города очень недоверчиво отнеслись к Александрийскому столпу. Они опасались его падения и обходили Дворцовую площадь стороной. Чтобы переубедить их, Монферран стал ежедневно гулять здесь и со временем памятник превратился в самое любимое место гостей столицы и его жителей.

В конце девятнадцатого века по городу прошел слух о таинственной букве, которая по ночам буквально горит на колонне. С наступлением рассвета она пропадает и вновь появляется в сумерках. Горожане были обеспокоены и придумывали самые невероятные объяснения этому явлению. Но все оказалось крайне прозаично – на гладкой поверхности колонны просто отражалась буква из названия производителя фонарей, которыми был окружен забор около постамента.

Одной из самой распространенной легендой об Александрийском столпе является история о надписи на его вершине. Она была нанесена в ночь после полета в космос Юрия Гагарина и прославляла его. Кто сумел забраться на такую высоту, до сих пор неизвестно.


Неофициальная версия появления памятника

На эту тему ведутся самые ожесточенные споры. Особо дотошные и внимательные археологи, историки и архитекторы тщательно изучили официальную версию строительства памятника и нашли в ней огромное количество не состыковок. Мы не станем приводить их все. Кому из читателей будет интересно, тот сумеет найти подобные сведения. А мы расскажем только о самых явных из них.

К примеру, специалисты ставят под большое сомнение сам факт поднятия колонны менее, чем за два часа. Дело в том, что не так давно в Астане совершался подъем и установка самого большого шатра в мире. Весил он полторы тысячи тонн и процесс занял около двух суток. При этом применялись самые современные машины и технологии. После этого кажется странным, как русские умельцы смогли сделать нечто подобное вручную.

Еще больше вопросов вызывает само производство колонны. Многие считают, что даже современные технологии не смогли бы помочь нашим современникам создать такое чудо. Так как памятник высечен из единой глыбы, то невозможно даже представить, какая именно технология была использована мастерами. На сегодняшний момент ничего подобного не существует. Более того, авторитетные специалисты утверждают, что даже за двести лет мы не смогли бы создать нечто похожее на Александрийский столп. Поэтому рассказы о ручной добыче глыбы, ее перемещении и обработке до идеального состояния кажутся людям, сведущим в работе с камнем, просто сказочно смешными.

Кроме этого, вопросы вызывают биографии главного архитектора и изобретателя технологии обработки камня, технические характеристики корабля, доставившего монолит, абсолютно разные картинки с изображением колонны, созданные Монферраном, и множество других нюансов.

Не зря великий Пушкин увековечил в своем произведении этот памятник. Ведь все сведения о нем требуют тщательного изучения, но уже сейчас понятно, что перед учеными в виде известного всем сооружения находится самая большая из загадок девятнадцатого века.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

Те, кто обладает нормальной логикой, вполне поймут меня в том, что из желания каждый раз не отвечать в комментариях на одни и те же вопросы я помещаю сей понятный материал другого автора с другого сайта. Одним словом - копипаста, судари и сударыни:о)

"Александровская колонна - ещё один монумент Петербурга, заставляющий не знающих матчасти бредологов тихо фаломорфировать от количества «искажений» истории памятника.

А предыстория такова: при добыче в Пюттерлакском карьере колонн для Исаакиевского собора Монферран обнаружил годный кусок скалы без трещин, размерами до 35 метров в длину и 7 метров в толщину, оставив этот участок нетронутым, а когда возник вопрос о поставке памятника Александру I в честь победы над Наполеоном, то он, имея в виду именно этот камень, составил проект памятника в виде колонны из цельного куска гранита, по сей день являющейся самой большой монолитной гранитной колонной в мире.

Работы в карьере по извлечению из скалы заготовки массой 4000 тонн и обработка оной вчёрне длилась около двух лет, после чего Колонну, подобно Гром-Камню, погрузили на специально построенный для этих целей бот и отправили по воде в Санкт-Петербург на Дворцовую площадь, где состоялось поднятие и финишная доводка Колонны.

Как правило, «тревожный колокольчик недоверия» к истории создания монумента звучит в головах параноиков, твёрдо уверенных в том, что они - «гениальные технари» и уж точно умнее презренных историков-«гуманитариев» (смайлик)

Ниже приведены основные вопросы и претензии так называемых "альтернативных историков" к истории Гром-камня и ответы на них.

Альтернативщики настаивают:

1.Вся история создания Александровской колонны (АК) - выдумки историков. К примеру, официальная версия гласит, что для отделения заготовки АК от скалы, рабочие сверлили отверстия. Что это за сверла, с помощью которых можно вручную просверлить 7 метров гранита?! И как по такому лому стучать кувалдой сверху?! В прыжке или на стремянку залазить?!

Вид на Пютерлакский карьер


Конспиролухи не догадываются, но при подобного рода работах всегда применялся набор буров различной длины - от 0,7 до 9,5 метра с наваренными на конце твердыми стальными наконечниками. По мере углубления отверстия бур менялся, и взамен вставлялся более длинный. Бурение велось вручную: один рабочий держал бур, другой бил по нему тяжёлым молотком. После нанесения каждого удара бур (забурник) поворачивают вокруг своей оси. Буровую мелочь, так называемый «шлам», раздробленной бурением породы удаляли из шпура специальной чищалкой, ложечкой.

Справа показан бур для твёрдых пород камня

Начатый шпур в той самой каменоломне

Дартмур, 1930. Рабочий с помощью т. н. «пробойника» пробивает отверстия в граните под клинья.

2.Совсем не понятно, почему задняя грань заготовки уже ровная? До того, как глыбу отодвинули от скалы! Причем ровная не только задняя грань монолита, а и соответствующая часть оставшейся скалы. Если глыбу откалывали ломами и кувалдами, а не гигантской дисковой пилой, то отколотая грань будет кривая. Глыбу для того и отодвигают, чтобы заднюю грань выровнять. А она уже ровная!

Дилетантский кащенизм. Шпуры (скважины) для того и бурились на расстоянии 25-30 см друг от друга, чтобы отколоть заготовку ровно. При таком небольшом расстоянии шпуров трещина идёт по прямой вдоль всех многочисленных отверстий, что и обеспечивает ровность отделенной грани монолита и соответственно такую же ровность «ответной» части скалы.

Опрокидывание заготовки

3.При погрузке колонны на судно (у Кунгурова этот момент называется наоборот - «разгрузка») лаги (брусья) надломились, колонна «повисла в воздухе» и удерживалась от того чтобы затонуть 2 дня силами 300 человек! Враньё!!! Как такое может быть?!!

Обычные сказки неграмотных псевдоисториков. В действительности, после того как сломались брёвна, судно накренилось, но не перевернулось, так как уперлось в дно порта и стенку мола; камень сполз к опустившемуся борту, но задержался у стенки пристани, после чего, спустя 4 часа, в помощь рабочим прибыла воинская команда в 600 человек, и через 48 часов непрерывной без отдыха и сна работы судно выправили, монолит на нем прочно укрепили, и к 1 июля два парохода доставили его к Дворцовой набережной.

Неудача с погрузкой колонны

4.Про колонну нет никаких упоминаний в годы её изготовления и установки, хотя событие - грандиозное!

Упоминаний полно. К примеру, выдержки из петербургской прессы тогдашнего периода, освещавшей процесс производства и открытия колонны. Например, в газете «Северная пчела».

«Северная пчела», выпуск № 149, 1832 г.

«Северная пчела», выпуск № 151, 1832 г.

5.Колонну сделали «отланты», и она стояла на Дворцовой ещё задолго до Монферрана, скрытая внутри некоего храма - князь Гагарин изобразил демонтаж этого здания и «открытие» колонны на своём рисунке!

Никакого храма в центре Дворцовой площади не было, о чем свидетельствуют туева хуча рисунков и гравюр ранее 1832 года. А Гагарин изобразил колонну с уже практически полностью разобранным вокруг неё помостом, в центре которого, как и положено, осталась кирпичная кладка, усилявшая конструкцию лесов и с 3-х сторон окружавшая место возведения колонны.

Чертеж Монферрана: кирпичные опоры под деревянным помостом

(и я добавлю "пять копеек" :о) сооружение также служило тепляком для производства работ в зимнее время, ибо работы по устройству фундамента и постамента до момента установки самой колонны требовали много времени. Это сооружение видно и на рисунке ниже)

6.Монферран не создавал АК, ибо есть гравюра 1820-го года, на которой колонна уже стоит на Дворцовой площади!

И снова эпик фейл! На гравюре отлична видна «Колесница Славы» - медная композиция над аркой Главного Штаба, которую установили только в 1828-м году, а значит датировка гравюры не более чем банальный тупой пиздёж. Кроме того, данная гравюра является в сущности эскизом одного из вариантов проекта АК - об этом свидетельствует навершие колонны в виде креста: такой вариант навершия тоже рассматривался, но в итоге «выиграл тендер» Ангел с крестом.

Вид на арку Главного Штаба с похожего ракурса

Первый утвержденный вариант АК

Ещё варианты навершия АК

7.На рисунках Монферрана некоторые детали не совпадают с деталями на других его рисунках! Вероятно, тем самым он подает нам «знак», что его заставляют фальсифицировать историю!

Стоит кагбэ понимать, что литография и уж тем более миниатюра не является фотографией, а потому на них могут быть неточности. И вообще, художник натура творческая и правилами не обремененная. Кроме того, помимо личных чертежей и рисунков, в «графическом наследии Монферрана» множество листов, подписанных им, но выполненных его учениками и помощниками: Садовниковым, Сабатом, Кольманом, Рихтером, Молдавским, Чернецовым и другими художниками, выполнявшими работы для архитектора. Данный факт легко объясняет так тревожащие поцыентов ЗОГадочные «несовпадения».


Лулзы, интриги и просто интересные факты:

Предварительный проект установки монумента в Санкт-Петербурге был разработан Монферраном еще в 1814 году. Идея установить монумент конкретно на Дворцовой площади принадлежит К. Росси, который уже в 1819 году на проектном плане по строительству второго корпуса Главного Штаба наметил основание монумента.

При установке пьедестала для лучшего схватывания раствора вместо воды с цементом мешали натуральную водку. Рабочие рыдали, глядя, как драгоценный

продукт используется столь безблагодатным способом.

Отделка и полировка колонны проходила после ее установки и продолжалась целых два года. Вручную, ессно.

За 5 дней до открытия монумента А. С. Пушкин стремительно сдернул из Санкт-Петербурга, о чем и написал в своем дневнике:

"Я ничего не записывал в течение трех месяцев. Я был в отсутствии - выехал из Петербурга за 5 дней до открытия Александровской колонны, чтоб не присутствовать при церемонии вместе с камер-юнкерами, - моими товарищами, - был в Москве несколько часов… " http://rvb.ru/pushkin/01text/08history/03memoires/1160.htm

Петербуржцы знали, что исполинская колонна была установлена без каких-либо дополнительных укреплений и держится только под тяжестью собственного веса, поэтому новый памятник довольно долгое время вызывал у горожан настороженность и даже страх - люди трухали ходить мимо колонны, боясь, что она может упасть. Тогда Монферран взял за обыкновение каждое утро прогуливаться вокруг колонны со своей собачкой. Со временем его прогулки возымели действие, и петербуржцы перестали бояться падения монумента.

Монферран совершил поднятие АК не с нулевым запасом опыта и навыка в подобном деле, а основательно прокачав скилл поднятия тяжестей на возведении 114-тонных колонн Исаакиевского собора, за четыре года до.

В то время в гранитных ломках использовали взрывчатку, но монолиты для Александровской колонны и для колонн Исаакия добывались вручную, без применения пороха, опасаясь повредить камень, ибо «ба-бах!!!» не сказывается на качестве камня положительно. «Лучше перебдеть чем недобдеть» - вероятно, так считал и подрядчик В. А. Яковлев, поскольку в случае какого-либо фэйла он по контракту обязался добыть еще одну заготовку, но уже за свой счет. Кроме того, за свой же счет Яковлеву пришлось возвести пристань и расположенный напротив неё причал, а также, построив плот, железными ковшами углубить фарватер более чем на полметра, поскольку возникла опасность, что, приняв такой груз, судно сядет на грунт.

Николай I распорядился «употребить к действию во́ротами гвардейских солдат»: в этом был заключен глубокий символический смысл - воины гвардейских полков, ... (запикано мной) потомков Д"Артаньяна и его друзей победивших в Отечественной войне и Заграничных походах, должны были сами воздвигнуть монумент в честь императора-победителя.

А фэйл был близок: несмотря на успешную репетицию подъема колонны для испытания прочности лесов и механизмов, а также для отработки слаженных действий сотен людей, прошедшую без сучка и задоринки, буквально спустя два дня, при «официальном» поднятии колонны сложилась опасная ситуация:..."

Сходите на "Я плакал" там есть ещё для вас:о)

По этой теме:

https://cont.ws/post/248860 о рисунках Монферрана и других

Об установке обелиска в Ватикане

Архитектура и механика.Бетанкур.

Статья Дениса Дидроева о чертежах и рисунках строительства Александровской колонны

Александровская колонна , или Александрийский столп, сооружена в честь победы России в Отечественной войне 1812 года. Она сделана из полированного красного гранита и имеет высоту 47,5 м. Вес колонны – более 600 тонн. Уникальна она тем, что держится на постаменте без креплений, только под тяжестью собственной массы.

История

История колонны начинается во времена правления императора Николая I, который пожелал увековечить память о своем брате – Александре I. В 1832 году колонну подняли 2 000 солдат . Использовались только канаты и ручной труд. В течение 2 лет длились различные доработки.


30 августа 1834 года, в день Святого Александра Невского, состоялась церемония торжественного открытия. Ангела на верхушке колонны жители Петербурга сразу же окрестили своим хранителем.

Колонна считалась «той вертикалью, что определяет величие России». Почти сразу на стала восприниматься и как памятник основанию российского государства.

Император называл ее «Столп Николая I Александру I», подражая Екатерине Великой и своему отцу Павлу, украшавших выдающиеся скульптуры памятными надписями

После революции 1917 года Александровская колонна чудом уцелела. На главной площади бывшей императорской столицы планировали устроить погост , а вдоль Зимнего – мемориальные могилы. Однако 600-тонная колонна просто так не падала. К счастью, весной 1918 года правительство переехало в Москву, и колонну оставили в покое.


В 1924 году, после смерти Ленина, власти приняли решили водрузить на Александровскую колонну вместо ангела с крестом статую великого вождя тов. Ленина. Всю нелепость этой идеи донес до верхов правительства Луначарский – тогдашний нарком просвещения. Так колонна уцелела во второй раз.

В 1952 году было совершено еще одно «покушение» на Александровскую колонну. В ряду сталинских переименований улиц, площадей, проспектов, на нее планировалось установить бюст И. Сталина. Однако из-за смерти вождя в марте 1953 г. такая идея потеряла всякий смысл.

Архитектор

Колонна сооружена по проекту выдающегося французского архитектора Анри Огюста Рикара де Монферрана – автора существующего ныне Исаакиевского собора.

Особенности композиции

Колонна держится на основании без внутренних креплений . Собственная тяжесть притягивает ее к центру Земли. Радиальная геометрия земной сферы позволит понять, как не падает монолитный фуст, не прикрепленный к фундаменту.

Несмотря на массивность и материал, колонна кажется легкой и невесомой, словно взмывающей вверх. Причина – в ее идеальных пропорциях: высота и диаметр соотносятся как 84:12, т.е. 7:1. Использован энтазис – прием древней архитектуры, с уменьшением диаметра снизу вверх, так что создается эффект стройности.

Великолепие пропорций колонны обеспечивает прекрасный вид со всех сторон обозреваемой вертикали

В основании колонны – величественный постамент из каменных гранитных блоков и тесовой кладки, украшенный 4 бронзовыми барельефами и надписью «Александру I – благодарная Россия». В центре бронзовая шкатулка, наполненная старинными монетами начала XIX в.

На барельефах помещены:

  • аллегории Мира и Изобилия, Мудрости и Правосудия
  • изображения воинских доспехов
  • лавровые гирлянды, которые поддерживают 2-главые орлы, и венок из лавра
  • 2 фигуры — женщина и старик, олицетворявшие реки Вислу и Неман, которые сыграли определяющую роль в победе русской армии

Колонна увенчана фигурой ангела, который обнимает руками большой крест. Скульптура имеет высоту 4,2 м, крест – 6,3 м. Автор Борис Орловский заимствовал изящество позы ангела у русских балерин.

Где находится

Адрес

Дворцовая площадь

Метро

  • Адмиралтейская
  • Невский проспект
  • Гостиный двор

Как добраться

К Александровской колоне легче всего выйти с Невского проспекта, свернув на Малую Морскую улицу к знаменитой Арке Генерального штаба . Она видна с самого Невского. Если пройти под аркой, открывается панорамный вид на просторную и сдержанную Дворцовую площадь и на Александровскую колонну в центре нее.

Интересные факты

  • Старинная петербургская легенда связывает скульптуру Архангела Михаила на Александровской колонне с одним из 3 столпов-ангелов. Пока они «витают» над городом, он выстоит, он будет жить. Второй ангел – на Петропавловском соборе, третий – на церкви св. Екатерины на Васильевском острове, возле Тучкова моста.
  • Колонна посвящена победам России во времена Александра I, а лику ангела приданы черты лица этого императора. Скульптор Орловский несколько раз переделывал статую, пока она не понравилась Николаю I. Голова змеи, попираемая крестом, должна была непременно походить на лицо Наполеона.
  • Местные жители долго боялись, что колонна упадет и не приближаться к ней. Архитектор Монферран ввел в свой моцион правило каждый день гулять вокруг нее со своей собачкой.

Если говорить о достопримечательностях Санкт-Петербурга, Александровскую колонну нельзя обойти вниманием. Это - уникальный архитектурный шедевр, который был воздвигнут в 1834 году. Где находится Александровская колонна в Санкт-Петербурге? На Дворцовой площади. В 1828 году император Николай I издал указ о сооружении этого величественного памятника, призванного восславить победу его предшественника на троне и старшего брата Александра I, одержанную в войне с Наполеоном Бонапартом. Информация о Александровской колонне в Санкт-Петербурге представлена вашему вниманию в этой статье.

Рождение замысла

Принадлежит идея сооружения Александровской колонны в Санкт-Петербурге архитектору Карлу Росси. Перед ним стояла задача распланировать весь архитектурный комплекс Дворцовой площади и находящихся на ней зданий. Первоначально обсуждалась идея сооружения перед Зимним дворцом конной статуи Петра I. Она бы стала второй после знаменитого Медного всадника, находящегося неподалёку на Сенатской площади, воздвигнутого в царствование Екатерины II. Однако Карл Росси в итоге от этой идеи отказался.

Два варианта проекта Монферрана

Для того чтобы принять решение, что же будет установлено в центре Дворцовой площади и кто станет руководить этим проектом, в 1829 году был организован открытый конкурс. Победил в нём другой петербургский архитектор - француз Огюст Монферран, прославившийся тем, что ему довелось руководить постройкой Исаакиевского собора. Причём изначальный вариант проекта, предложенного Монферраном, конкурсная комиссия отвергла. И ему пришлось разработать второй вариант.

Монферран, как и Росси, уже в первом варианте своего проекта отказался от сооружения скульптурного памятника. Поскольку Дворцовая площадь весьма велика по размерам, оба архитектора резонно опасались, что любая скульптура, если только она не будет иметь совсем уж гигантские размеры, визуально затеряется в её архитектурном ансамбле. Сохранился эскиз первого варианта проекта Монферрана, но точная дата его изготовления неизвестна. Монферран собирался соорудить обелиск, подобный тем, что устанавливались в Древнем Египте. На его поверхности планировалось разместить барельефы, иллюстрирующие события наполеоновского нашествия, а также изображение Александра I на коне в костюме древнеримского воина, следующего в сопровождении богини Победы. Отвергая этот вариант, комиссия указала на необходимость возведения сооружения непременно в виде колонны. Учтя это требование, Монферран разработал второй вариант, впоследствии и осуществлённый.

Высота Александровской колонны в Санкт-Петербурге

По замыслу архитектора, по своей высоте Александровская колонна превзошла Вандомскую колонну в столице Франции, прославлявшую военные триумфы Наполеона. Она вообще стала высочайшей в истории из всех подобных колонн, выполненных из каменного монолита. От основания постамента и до кончика креста, который держит в своих руках ангел, 47,5 метра. Возведение такого грандиозного архитектурного сооружения было не простой инженерной задачей и заняло много этапов.

Материал для строительства

Строительство велось 5 лет, с 1829 по 1834 годы. Занималась этими работами та же комиссия, которая контролировала и сооружение собора Св. Исакия. При изготовлении материала для колонны была использована монолитная скала, выбранная Монферраном в Финляндии. Методы добычи и способы транспортировки материала использовались те же, что и при строительстве собора. Из скалы выпилили огромный монолит в форме параллелепипеда. С помощью системы огромных рычагов он был уложен на заранее приготовленную поверхность, которую плотно устлали еловым лапником. Это обеспечивало мягкость и упругость во время падения монолита.

Та же самая скала использовалась и при выпиливании из неё гранитных глыб, предназначенных для фундамента всего запроектированного сооружения, а также для создания скульптуры ангела, которой предстояло увенчать его вершину. Самая тяжёлая из этих глыб весила около 400 тонн. Для транспортировки всех этих гранитных заготовок к Дворцовой площади использовалось судно, специально построенное для выполнения этой задачи.

Закладка фундамента

После исследования места, на котором предстояло установить колонну, началась закладка фундамента сооружения. Под его основание забили 1250 сосновых свай. После этого площадку залили водой. Это сделало возможным создать строго горизонтальную поверхность при срезании верхней части свай. По старинному обычаю в основание фундамента заложили шкатулку из бронзы, наполненную монетами. Все они отчеканены в 1812 году.

Возведение гранитного монолита

В работах по выполнению проекта Монферрана использовалась уникальная инженерная подъёмная система, разработанная генерал-майором А. А. Бетанкуром. Она была снабжена десятками кабестанов (лебёдок) и блоков.

То, как именно с помощью этой подъёмной системы производилась установка гранитного монолита в вертикальное положение, наглядно проиллюстрировано на макете, находящемся в экспозиции музея города Санкт-Петербурга, который размещается в доме коменданта Петропавловской крепости. Водружение монумента на отведённое место происходило 30 августа 1832 года. При этом использовался труд 400 рабочих и 2 000 солдат. Процесс подъёма занял 1 час 45 минут.

Чтобы наблюдать за этим уникальным событием, на площадь пришло великое множество народу. Людьми была заполнена не только Дворцовая площадь, но и крыша здания Генерального штаба. Когда работа успешно завершилась, и колонна встала на предназначенное место, раздалось дружное «Ура!» По свидетельствам очевидцев и государь, император, присутствовавший при этом, также был весьма доволен и горячо поздравил автора проекта с успехом, сказав ему: «Монферран! Вы себя обессмертили!»

После успешного водружения колонны предстояло установить на пьедестале плиты с барельефами и декоративные элементы. Требовалось, кроме того, отшлифовать и отполировать поверхность самой монолитной колонны. Выполнение всех этих работ заняло ещё два года.

Ангел-хранитель

Одновременно с возведением Александровской колонны на Дворцовой площади Санкт-Петербурга с осени 1830 года шла работа над той скульптурой, которую согласно замыслу Монферрана предстояло установить на вершине сооружения. Николай I хотел, чтобы эта статуя была размещена лицом к Зимнему дворцу. Но каким будет её облик, определилось не сразу. Рассматривалось довольно много разных вариантов. Был и такой вариант, в соответствии с которым Александровскую колонну увенчивал бы лишь только один крест с обвивающейся вокруг него змеёй. Она задекорировала бы собою элементы крепежа. Согласно другому варианту, предполагалось установить на колонне статую, изображающую князя Александра Невского.

В конце концов, был утверждён вариант со скульптурой крылатого ангела. В его руках - Латинский крест. Символика этого изображения вполне наглядна: она означает, что Россия сокрушила власть Наполеона и тем самым установила мир и процветание для всех европейских стран. Работу над этой скульптурой выполнял Б. И. Орловский. Её высота - 6,4 метра.

Церемония открытия

Официальное открытие памятника было назначено на символичную дату 30 августа (11 сентября). В 1724 году в этот день в Алесандро-Невскую лавру были перенесены мощи Александр Невского, который с тех пор считается защитником и небесным покровителем города на Неве. К венчающему Александровскую колонну ангелу также относятся как к ангелу-хранителю города. Открытие Александровой колонны завершало окончательное оформление всего архитектурного ансамбля Дворцовой площади. На торжествах по случаю официального открытия Александровой колонны присутствовало всё императорское семейство во главе с Николаем I, армейские подразделения численностью до 100 тысяч и иностранные дипломаты. Было совершена церковная служба. Солдаты, офицеры и император преклонили колени. Подобное богослужение с участием армии проводилось в Париже на Пасху в 1814 году.

Событие это увековечено и в нумизматике. В 1834 году отчеканены 15 тысяч мемориальных монет номиналом в 1 рубль.

Описание Александровской колонны в Санкт-Петербурге

Образцом для творения Монферрана послужили колонны, воздвигавшихся в эпоху Античности. Но Александровская колонна превзошла всех своих предшественниц и по высоте, и по массивности. Материалом для её изготовления послужил розовый гранит. В её нижней части помещён барельеф с изображением двух фигур женщин с крыльями. В их руках доска с надписью: «Александру І-му благодарная Россия». Ниже помещено изображение доспехов, слева от них молодая женщина, а справа изображён старик. Эти две фигуры символизируют две реки, находившиеся на территории военных действий. Женщина изображает Вислу, старик - Неман.

Ограда и окружение памятника

Вокруг Александровской колонны в Санкт-Петербурге, краткое описание которой представлено вашему вниманию выше, сооружена полутораметровая ограда. На ней были помещены двуглавые орлы. Их общее число 136. Она украшена, копьями и древками флагов. Вдоль ограды установлены военные трофеи - 12 французских пушек. Стояла у ограды и караульная будка, в которой круглосуточно дежурил солдат-инвалид.

Легенды, слухи и поверья

Когда шло сооружение Александровой колонны, среди петербуржцев распространились упорные слухи, явно не соответствующие действительности, о том, что огромная гранитная заготовка для её сооружения получилась случайным образом в ходе изготовления колонн для Исаакиевского Собора. Этот монолит якобы по ошибке получился больше по размеру, чем требовалось. И тогда, чтобы он не пропадал, якобы и возникла мысль - использовать его для сооружения колонны на Дворцовой площади.

После того как Александровская колонна в Санкт-Петербурге (кратко о ней знает каждый, кто интересуется историей города) была поставлена, в первые годы многие не привыкшие к такому зрелищу знатные особы опасались, что она рухнет. Они не верили в надёжность её конструкции. В частности, графиня Толстая строжайше приказала своему кучеру не приближаться к колонне. Боялась находиться рядом с нею и бабушка М. Ю. Лермонтова. А Монферран, пытаясь развеять эти опасения, часто в конце дня совершал длительные прогулки возле колонны.

Барон П. де Бургоэн, служивший в 1828-1832 годах посланником Франции в России, свидетельствовал, что якобы Монферран предлагал Николаю I создать винтовую спиральную лестницу внутри колонны, что позволило бы подниматься на её вершину. Для этого требовалось вырубить полость внутри колонны. Причём Монферран якобы утверждал, что для осуществления такого замысла будет достаточно одного мастера, вооружённого резцом и молотком, и мальчика-подмастерья с корзиной, в которой он будет выносить обломки гранита. Работу они вдвоём сделали бы, по расчетам автора Александровской колонны в Санкт-Петербурге Монферана, за 10 лет. Но Николай I, опасаясь, что такие работы могут повредить поверхность сооружения, не захотел реализовывать этот замысел.

В наши времена возник такой свадебный ритуал, в ходе которого жених носит свою избранницу на руках вокруг колонны. Считается, что сколько кругов он пройдёт, столько в их семье будет детей.

По слухам, советские власти якобы вынашивали планы демонтажа статуи ангела-хранителя на Александровской колонне. А вместо него якобы предполагалось поместить скульптуру Ленина или Сталина. Этому нет документальных подтверждений, но то, что в довоенные годы в праздники 7 ноября и 1 мая ангела укрывали от людских глаз, - исторический факт. Причём применялись два способа для его укрытия. Либо его накрывали полотнищем, которое спускали с дирижабля, либо закрывали воздушными шарами, наполненными гелием и поднимавшимися от поверхности земли.

"Ранение" ангела во время ленинградской блокады

Во время Великой Отечественной войны, в отличие от многих других архитектурных шедевров, Александровская колонна в Санкт-Петербурге, интересные факты о которой мы собрали в этой статье, не была полностью замаскирована. И в ходе артобстрелов и бомбёжек она получила многочисленные попадания от осколков снарядов. Самому ангелу-хранителю осколком пробило крыло.

В 2002-2003 годах выполнены крупнейшие с момента создания Александровской колонны работы по её реставрации, в ходе которых из неё вынули около полусотни осколков, остававшихся там со времён войны.

История создания

Этот памятник дополнил композицию Арки Главного штаба , которая была посвящена победе в Отечественной войне 1812 года . Идею сооружения монумента подал знаменитый архитектор Карл Росси . Планируя пространство Дворцовой площади, он полагал, что в центре площади нужно расположить памятник. Однако предложенную идею установки ещё одной конной статуи Петру I он отверг.

Открытый конкурс был официально объявлен от имени императора Николая I в 1829 году с формулировкой в память о «незабвенном брате ». Огюст Монферран откликнулся на этот вызов проектом воздвижения грандиозного гранитного обелиска , но этот вариант был отклонён императором.

Эскиз того проекта сохранился и находится в настоящее время в библиотеке . Монферран предлагал установить громадный гранитный обелиск высотой 25,6 метра (84 фута или 12 саженей) на гранитном цоколе 8,22 метра (27 футов). Лицевую грань обелиска предполагалось украсить барельефами , изображающими собой события войны 1812 года в снимках со знаменитых медальонов работы медальера графа Ф. П. Толстого .

На пьедестале планировалось выполнить надпись «Благословенному - благодарная Россия». На пьедестале архитектор видел всадника на коне, попирающем ногами змею; впереди всадника летит двуглавый орёл, за всадником следует богиня победы , венчающая его лаврами; коня ведут две символические женские фигуры.

На эскизе проекта указано, что обелиск должен был превзойти все известные в мире монолиты своей высотой (тайно выделяя обелиск, установленный Д. Фонтана перед собором св. Петра). Художественная часть проекта превосходно выполнена акварельной техникой и свидетельствует о высоком мастерстве Монферрана в различных направлениях изобразительного искусства.

Пытаясь отстоять свой проект, архитектор действовал в пределах субординации, посвятив Николаю I своё сочинение «Plans et details du monument consacré à la mémoire de l’Empereur Alexandre », но идея всё же была отвергнута и Монферрану было недвусмысленно указано на колонну как на желаемую форму памятника.

Итоговый проект

Второй проект, который впоследствии и был реализован, заключался в установке колонны, высотой превышающей Вандомскую (воздвигнутую в честь побед Наполеона). В качестве источника вдохновения Монферрану была предложена Колонна Траяна в Риме .

Узкие рамки проекта не позволили архитектору уйти от влияния всемирно известных образцов, и его новое произведение стало лишь лёгким видоизменением идей предшественников. Художник выразил свою индивидуальность, отказавшись от использования дополнительных украшений, подобных барельефам , спирально обвивающим стержень античной колонны Траяна. Монферран показал красоту гигантского полированного монолита розового гранита высотой 25,6 метров (12 саженей).

Кроме того, Монферран сделал свой монумент выше всех существующих монолитных колонн. В этом новом виде 24 сентября 1829 года проект без скульптурного завершения был утверждён государем.

Строительство велось с 1829 года по 1834 год . С 1831 года председателем «Комиссии о построении Исаакиевского собора», отвечавшей и за установку колонны был назначен граф Ю. П. Литта .

Подготовительные работы

После отделения заготовки, из этой же скалы были вырублены громадные камни для фундамента памятника, самые большие из которых весили около 25 тыс. пудов (более 400 тонн). Их доставка в Санкт-Петербург производилась водным путём, для этого была задействована барка особой конструкции.

Монолит же был оболванен на месте и подготовлен к транспортировке. Вопросами перевозки занимался корабельный инженер полковник К.А. Глазырин , который сконструировал и построил специальный бот , получивший имя «Святой Николай» , грузоподъёмностью до 65 тыс. пудов (1100 тонн). Для выполнения погрузочных работ был сооружён специальный мол . Погрузка производилась с деревянной платформы на его окончании, совпадающей по высоте с бортом судна.

Преодолев все трудности, колонну погрузили на борт, и монолит отправился в Кронштадт на барже, буксируемой двумя пароходами , чтобы оттуда отправиться к Дворцовой набережной Санкт-Петербурга.

Прибытие центральной части колонны в Санкт-Петербург состоялось 1 июля 1832 года. За все вышеперечисленные работы отвечал подрядчик, купеческий сын В. А. Яковлев, дальнейшие работы производились на месте под руководством О. Монферрана.

Деловые качества, необыкновенная смётка и распорядительность Яковлева были отмечены Монферраном. Скорее всего он действовал самостоятельно, «на свой страх и счёт » - принимая на себя все финансовые и иные риски, связанные с проектом. Это косвенно подтверждается словами

дело Яковлева кончено; предстоящие трудные операции касаются вас; надеюсь, что у вас будет успеха не меньше, чем у него

Николай I, Огюсту Монферрану по поводу перспектив после выгрузки колонны в Санкт-Петербург

Работы в Санкт-Петербурге

С 1829 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге начались работы по подготовке и строительству фундамента и пьедестала колонны. Руководил работами О. Монферран.

Сначала была проведена геологическая разведка местности, в результате которой недалеко от центра площади на глубине 17 футов (5,2 м) был обнаружен подходящий песчаный материк . В декабре 1829 года место для колонны было утверждено, и под основание было забито 1250 сосновых шестиметровых свай. Затем сваи были срезаны под ватерпас , образовав площадку под фундамент, по оригинальному методу: дно котлована залили водой, и сваи срезали по уровню водного зеркала, что обеспечило горизонтальность площадки.

Фундамент памятника был сооружён из каменных гранитных блоков полуметровой толщины. Он был выведен до горизонта площади тёсовой кладкой . В его центр была заложена бронзовая шкатулка с монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года .

Работы были закончены в октябре 1830 года.

Строительство пьедестала

После закладки фундамента, на него был водружён громадный четырёхсоттонный монолит, привезённый из Пютерлакской каменоломни, который служит основанием пьедестала.

Инженерная задача установки столь крупного монолита была решена О. Монферраном следующим образом:

  1. Установка монолита на фундамент
  2. Точная установка монолита
    • Канаты, перекинутые через блоки, натянули девятью кабестанами и приподняли камень на высоту порядка одного метра.
    • Вынули катки и подлили слой скользкого, очень своеобразного по своему составу раствора, на который посадили монолит.

Так как работы производились зимою, то я велел смешать цемент с водкою и прибавить десятую часть мыла. В силу того, что камень первоначально сел неправильно, его пришлось несколько раз передвигать, что было сделано с помощью только двух кабестанов и с особенною лёгкостью, конечно, благодаря мылу, которое я приказал подмешать в раствор

О. Монферран

Постановка верхних частей пьедестала представляла значительно более простую задачу - несмотря на бо́льшую высоту подъёма, последующие ступени состояли из камней значительно меньших размеров, чем предыдущие, к тому же и работники постепенно приобретали опыт.

Установка колонны

Подъём Александровской колонны

В итоге к исполнению была принята фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Б. И. Орловским с выразительной и понятной всем символикой, - «Сим победиши! ». Эти слова связаны с историей обретения животворящего креста :

Отделка и полировка памятника длилась два года.

Открытие памятника

Открытие памятника состоялось 30 августа (11 сентября) года и ознаменовало окончание работ по оформлению Дворцовой площади. На церемонии присутствовали государь, царское семейство, дипломатический корпус, стотысячное русское войско и представители русской армии. Оно осуществлялось в подчёркнуто православном антураже и сопровождалось торжественным богослужением у подножия колонны, в котором принимали участие коленопреклонённые войска и сам император.

Это богослужение под открытым небом проводило параллель с историческим молебном русских войск в Париже в день Православной Пасхи 29 марта (10 апреля) года.

Нельзя было смотреть без глубокого душевного умиления на государя, смиренно стоящего на коленях впереди сего многочисленного войска, сдвинутого словом его к подножию сооруженного им колосса. Он молился о брате, и все в эту минуту говорило о земной славе сего державного брата: и монумент, носящий его имя, и коленопреклоненная русская армия, и народ, посреди которого он жил, благодушный, всем доступный <…> Как поразительна была в эту минуту сия противоположность житейского величия, пышного, но скоропреходящего, с величием смерти, мрачным, но неизменным; и сколь красноречив был в виду того и другого сей ангел, который, непричастно всему, что окружало его, стоял между землею и небом, принадлежа одной своим монументальным гранитом, изображающим то, чего уже нет, а другому лучезарным своим крестом, символом того, что всегда и навеки

В честь этого события в том же году тиражом 15 тыс. был выбит мемориальный рубль.

Описание памятника

Александровская колонна напоминает образцы триумфальных сооружений античности, монумент обладает удивительной чёткостью пропорций, лаконизмом формы, красотой силуэта.

Текст на табличке памятника:

Александру I благодарная Россия

Это самый высокий монумент в мире, выполненный из цельного гранита и третий по высоте после Колонны Великой Армии в Булонь-сюр-Мер и Трафальгарской (колонны Нельсона) в Лондоне . Она выше аналогичных монументов мира: Вандомской колонны в Париже , колонны Траяна в Риме и колонны Помпея в Александрии .

Характеристики

Вид с южной стороны

  • Общая высота сооружения 47,5 м.
    • Высота ствола (монолитной части) колонны 25,6 м (12 саженей).
    • Высота пьедестала 2,85 м (4 аршина),
    • Высота фигуры ангела 4,26 м,
    • Высота креста 6,4 м (3 сажени).
  • Нижний диаметр колонны 3,5 м (12 футов), верхний - 3,15 м (10 футов 6 дюймов).
  • Размер постамента - 6,3×6,3 м.
  • Размеры барельефов - 5,24×3,1 м.
  • Размеры ограды 16,5×16,5 м
  • Общий вес сооружения 704 тонны.
    • Вес каменного ствола колонны около 600 тонн.
    • Общий вес навершия колонны около 37 тонн.

Сама колонна стоит на гранитном основании без каких-либо дополнительных опор, лишь под действием собственной силы тяжести.

Пьедестал

Пьедестал колонны, лицевая сторона (обращённая к Зимнему Дворцу). Наверху - Всевидящее Око , в круге дубового венка - надпись 1812 года, под ним - лавровые гирлянды , который держат в лапах двуглавые орлы.
На барельефе - две крылатые женские фигуры держат доску с надписью Александру I благодарная Россия, под ними доспехи русских витязей, по обеим сторонам от доспехов - фигуры, олицетворяющие реки Вислу и Неман

Пьедестал колонны, украшенный с четырёх сторон бронзовыми барельефами , был отлит на заводе Ч. Берда в 1833-1834 годах.

Над украшением пьедестала работал большой авторский коллектив: эскизные рисунки выполнил О. Монферран, по ним на картоне художники Дж. Б. Скотти , В. Соловьев, Тверской, Ф. Брюлло, Марков писали барельефы в натуральную величину. Скульпторы П. В. Свинцов и И. Леппе лепили барельефы для отливки. Модели двуглавых орлов изготовил скульптор И. Леппе, модели базы, гирлянд и других украшений - лепщик-орнаменталист Е. Балин.

Барельефы на пьедестале колонны в аллегорической форме прославляют победу русского оружия и символизируют отвагу российской армии.

В барельефы включены изображения древнерусских кольчуг , шишаков и щитов , хранящихся в Оружейной палате в Москве , в том числе шлемы, приписываемые Александру Невскому и Ермаку , а также броня XVII века царя Алексея Михайловича , и что, несмотря на утверждения Монферрана, совсем сомнительно, щит Олега X века, прибитый им ко вратам Царьграда .

Эти древнерусские изображения появились на произведении француза Монферрана стараниями тогдашнего президента Академии художеств , известного любителя российской старины А. Н. Оленина .

Кроме доспехов и аллегорий на пьедестале с северной (лицевой) стороны изображены аллегорические фигуры: крылатые женские фигуры держат прямоугольную доску, на которой гражданским шрифтом надпись: «Александру Первому благодарная Россия». Под доской изображена точная копия образцов доспехов из оружейной палаты.

Симметрично расположенные фигуры по бокам вооружения (слева - прекрасной молодой женщины, облокотившейся на урну, из которой изливается вода и справа - старика-водолея) олицетворяют реки Вислу и Неман , которые были форсированы русской армией во время преследования Наполеона.

На других барельефах изображены Победа и Слава, записывающие даты памятных битв, а, кроме того, на пьедестале изображены аллегории «Победа и Мир» (на щите Победы начертаны года 1812, 1813 и 1814), «Правосудие и Милосердие», «Мудрость и Изобилие».

На верхних углах пьедестала расположены двуглавые орлы, они держат в лапах дубовые гирлянды, лежащие на выступе карниза пьедестала. На лицевой стороне пьедестала, над гирляндой, посередине - в кружке, окаймлённом дубовым венком, Всевидящее Око с подписью «1812 года».

На всех барельефах в качестве элементов декора изображено вооружение классического характера, которое

…не принадлежит современной Европе и не может уязвить самолюбие никакого народа.

Колонна и скульптура ангела

Скульптура ангела на цилиндрическом пьедестале

Каменная колонна представляет собой цельный полированный элемент из розового гранита. Ствол колонны имеет коническую форму.

Верх колонны венчает бронзовая капитель дорического ордера . Её верхняя часть - прямоугольная абака сделана из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой. На ней установлен бронзовый цилиндрический пьедестал с полушаровым верхом, внутри которого заключён основной опорный массив, состоящий из многослойной кладки: гранита, кирпича и ещё двух слоёв гранита в основании.

Мало того, что сама колонна выше Вандомской, фигура ангела превосходит по высоте фигуру Наполеона I на Вандомской колонне . Кроме того, ангел крестом попирает змея, что символизирует мир и покой, которые принесла в Европу Россия , одержав победу над наполеоновскими войсками.

Чертам лица ангела скульптор придал сходство с лицом Александра I. По другим сведениям фигура ангела - скульптурный портрет петербургской поэтессы Елисаветы Кульман .

Лёгкая фигура ангела, спадающие складки одежды, чётко выраженная вертикаль креста, продолжая вертикаль монумента, подчеркивают стройность колонны.

Ограда и окружение памятника

Цветная фотолитография XIX века, вид с восточной стороны, изображена будка караульного, ограда и канделябры фонарей

Александровская колонна была окружена декоративной бронзовой оградой высотой около 1,5 метров, выполненной по проекту Огюста Монферрана. Ограду украшали 136 двуглавых орлов и 12 трофейных пушек (4 по углам и 2 обрамляют двустворчатые ворота с четырёх сторон ограды), которые венчали трёхглавые орлы .

Между ними были размещены чередующиеся копья и древки знамён, увенчанные гвардейскими двуглавыми орлами . На воротах ограды в соответствии с замыслом автора висели замки.

Кроме того, проект предусматривал установку канделябр с медными фонарями и газовым освещением.

Ограда в своем оригинальном виде была установлена в 1834 году, полностью все элементы были установлены в 1836-1837 годах. В северо-восточном углу ограды была караульная будка, в которой находился одетый в парадную гвардейскую форму инвалид, днём и ночью охранявший памятник и следивший за порядком на площади.

На всём пространстве Дворцовой площади была выполнена торцовая мостовая .

Истории и легенды, связанные с Александровской колонной

Легенды

  • Во время возведения Александровской колонны ходили слухи о том, что этот монолит получился случайно в ряду колонн для Исаакиевского собора. Якобы, получив колонну длиннее необходимой, приняли решение об использовании этого камня на Дворцовой площади.
  • Французский посланник при петербургском дворе сообщает любопытные сведения об этом монументе:

По поводу этой колонны можно припомнить предложение, сделанное императору Николаю искусным французским архитектором Монферраном, который присутствовал при её иссечении, перевозке и постановке, а именно: он предлагал императору высверлить внутри этой колонны винтообразную лестницу и требовал для этого только двух работников: мужчину и мальчика с молотом, резцом и корзиной, в которой мальчик выносил бы обломки гранита по мере его высверления; наконец, два фонаря для освещения рабочих в их трудной работе. Через 10 лет, утверждал он, работник и мальчик (последний, конечно, немного вырастет) окончили бы свою винтовую лестницу; но император, по справедливости гордясь сооружением этого единственного в своем роде памятника, опасался, и, может быть, основательно, чтобы это высверление не пробило внешние бока колонны, и потому отказался от этого предложения.

Барон П. де Бургоэн, французский посланник с 1828 по 1832 годы

Работы по дополнению и реставрации

Через два года после установки памятника, в 1836 году под бронзовым навершием гранитной колонны на полированной поверхности камня стали появляться бело-серые пятна, портящие внешний вид монумента .

В 1841 году Николай I повелел провести осмотр замеченных тогда на колонне изъянов, но заключение освидетельствования гласило, что ещё в процессе обработки кристаллы гранита частично выкрошились в виде небольших впадин, которые и воспринимаются как трещины.

Александром II в 1861 году был учреждён «Комитет для исследования повреждений Александровской колонны», в который вошли учёные и архитекторы. Были возведены леса для осмотра, в результате которого комитет пришёл к заключению, что, действительно, на колонне присутствуют трещины, изначально свойственные монолиту, но было высказано опасение, что увеличение числа и размеров их «может породить обрушение колонны».

По поводу материалов, которыми следует заделать эти каверны, шли дискуссии. Русским «дедушкой химии» А. А. Воскресенским был предложен состав, «который должно было придать закрывающей массе» и, «благодаря которому трещина в Александровской колонне остановлена и закрыта с полнейшим успехом» (Д. И. Менделеев ).

Для регулярного осмотра колонны на абаке капители закрепили четыре цепи - крепёж для подъёма люльки; кроме того, мастерам приходилось периодически совершать «восхождение» на монумент для очистки камня от пятен, что было непростым делом, учитывая большую высоту колонны.

Декоративные фонари у колонны выполнены через 40 лет после открытия - в 1876 году архитектором К. К. Рахау .

За всё время с момента своего открытия до конца XX века колонна пять раз подвергалась реставрационным работам, носящим скорее косметический характер.

После событий 1917 года пространство вокруг памятника было изменено, а ангела на праздники закрывали окрашенным в красный цвет брезентовым колпаком или маскировали шарами, спускаемыми с зависающего дирижабля.

Ограда была демонтирована и переплавлена на патронные гильзы в 1930-х годах .

Реставрация проведена в 1963 году (бригадир Н. Н. Решетов, руководителем работ был реставратор И. Г. Блэк).

В 1977 году на Дворцовой площади были проведены реставрационные работы: вокруг колонны были восстановлены исторические фонари, асфальтовое покрытие было заменено гранитом и диабазовой брусчаткой.

Инженерно-восстановительные работы начала XXI века

Металлические леса вокруг колонны в период реставрации

В конце XX века, по прошествии определённого времени с момента предыдущей реставрации, всё острее стала ощущаться необходимость проведения серьёзных восстановительных работ и, в первую очередь, детального исследования памятника. Прологом начала работ стали мероприятия по исследованию колонны. Их вынуждены были произвести по рекомендации специалистов музея городской скульптуры . Тревогу специалистов вызывали большие трещины у вершины колонны, заметные в бинокль . Осмотр производился с вертолётов и альпинистами , которые в 1991 году впервые в истории петербургской реставрационной школы произвели высадку исследовательского «десанта» на вершине колонны с помощью специального пожарного крана «Магирус Дойц».

Закрепившись наверху, альпинисты выполнили фото- и видеосъёмку скульптуры. Был сделан вывод о необходимости безотлагательного проведения реставрационных работ .

Финансирование реставрации взяло на себя московское объединение «Хазер Интернейшнл Рус». Для проведения работ стоимостью 19,5 миллиона рублей на памятнике была выбрана фирма «Интарсия »; этот выбор был сделан по причине наличия в организации персонала, имеющего большой опыт работы на подобных ответственных объектах. Работами на объекте занимались Л. Какабадзе, К. Ефимов, А. Пошехонов, П. Португальский. Руководил работами реставратор первой категории Сорин В. Г.

К осени 2002 года были возведены леса, и реставраторы провели исследования на месте. Практически все бронзовые элементы навершия находились в аварийном состоянии: всё было покрыто «дикой патиной », фрагментарно начала развиваться «бронзовая болезнь», цилиндр, на который опиралась фигура ангела, истрескался и принял бочкообразную форму. Внутренние полости памятника удалось исследовать с помощью гибкого трёхметрового эндоскопа . В результате реставраторам также удалось установить, как выглядит общая конструкция памятника и определить отличия изначального проекта от его реального воплощения.

Одним из результатов исследования стала разгадка появляющихся пятен в верхней части колонны: они оказались продуктом разрушения кирпичной кладки, вытекающим наружу.

Проведение работ

Годы дождливой питерской погоды повлекли за собой следующие разрушения памятника:

  • Полностью разрушена кирпичная кладка абаки , на момент проведения исследования зафиксирована начальная стадия её деформирования.
  • Внутри цилиндрического пьедестала ангела скопилось до 3 т воды, которая попадала внутрь через десятки трещин и отверстий в оболочке скульптуры. Эта вода, просачиваясь вниз, в пьедестал и замерзая зимой, разрывала цилиндр, придавая ему бочкообразную форму.

Перед реставраторами были поставлены следующие задачи:

  1. Избавиться от воды:
    • Убрать воду из полостей навершия;
    • Не допустить скопления воды в будущем;
  2. Восстановить конструкцию опоры абаки.

Работы проводились в основном в зимнее время на большой высоте без демонтажа скульптуры, как вне, так и внутри конструкции. Контроль за работами осуществлялся как профильными, так и непрофильными структурами, в том числе администрацией Санкт-Петербурга .

Реставраторами были проведены работы по созданию дренажной системы памятника: в результате все полости памятника были соединены, в качестве «вытяжной трубы» использована полость креста высотой около 15,5 метров. Созданная система дренажа предусматривает вывод всей влаги, в том числе конденсационной .

Кирпичный пригруз навершия в абаке был заменён на гранитные, самозаклинивающиеся без связующих средств конструкции. Таким образом, был вновь реализован первоначальный замысел Монферрана. Защита бронзовых поверхностей памятника производилась путём патинирования .

Кроме того, из памятника было извлечено более 50 осколков, оставшихся со времён блокады Ленинграда .

Леса с памятника были сняты в марте 2003 года.

Ремонт ограды

…была проведена «ювелирная работа» и при воссоздании ограды «использовались иконографические материалы, старые фотографии». «Дворцовая площадь получила завершающий штрих».

Вера Дементьева, председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры

Ограда выполнена по проекту, выполненному в 1993 году институтом «Ленпроектреставрация». Финансирование работ производилось из городского бюджета, затраты составили 14 млн 700 тыс. рублей. Историческую ограду памятника восстанавливали специалисты ООО «Интарсия». Установка ограды началась 18 ноября, торжественное открытие состоялось 24 января 2004 года .

Скоро после открытия часть решётки была похищена в результате двух «набегов» вандалов - охотников за цветными металлами.

Хищение не удалось предотвратить, несмотря на круглосуточно действующие камеры видеонаблюдения на Дворцовой площади: в темноте они ничего не зафиксировали. Чтобы следить за площадью в тёмное время суток, необходимо использовать специальные дорогостоящие камеры. Руководство питерского ГУВД решило установить у Александровской колонны круглосуточный милицейский пост.

Каток вокруг колонны

В конце марта 2008 года была проведена экспертиза состояния ограды колонны, была составлена дефектная ведомость по всем утратам элементов. В ней были зафиксированы :

  • 53 места деформации,
  • 83 утраченных детали,
    • Утрата 24 малых орлов и одного большого орла,
    • 31 частичная утрата деталей.
  • 28 орлов
  • 26 пик.

Пропажа не получила объяснения со стороны петербургских чиновников и не была прокомментирована организаторами катка.

Устроители катка взяли на себя обязательства перед городской администрацией восстановить утраченные элементы ограды. Работы должны были начаться после майских праздников 2008 года.

Упоминания в искусстве

Обложка альбома «Любовь» рок-группы ДДТ

Также колонна изображена на обложке альбома «Lemur of the Nine» петербургской группы «Refawn».

Колонна в литературе

  • «Александрийский столп» упоминается в знаменитейшем стихотворении А. С. Пушкина « ». Александрийский столп Пушкина - сложный образ, в нём присутствует не только памятник Александру I, но и аллюзия к обелискам Александрии и Горацию . При первой публикации название «Александрийский» было заменено В. А. Жуковским из опасения перед цензурой на «Наполеонов» (имелась в виду Вандомская колонна).

Кроме того, Пушкину современники приписывали двустишие:

В России дышит всё военным ремеслом
И ангел делает на караул крестом

Памятная монета

25 сентября 2009 г. Банк России выпустил в обращение памятную монету номиналом 25 рублей посвящённую 175-летию Александровской колонны в Санкт-Петербурге. Монета изготовлена из серебра 925-й пробы тиражом 1000 экземпляров и весом 169,00 грамма. http://www.cbr.ru/bank-notes_coins/base_of_memorable_coins/coins1.asp?cat_num=5115-0052

Примечания

  1. 14 октября 2009 года Министерством культуры Российской Федерации издан приказ о закреплении на правах оперативного управления Александровской колонны
  2. Александровская колонна «Наука и жизнь »
  3. По версии энциклопедии Петербурга на spbin.ru строительство началось в 1830 году
  4. Юрий Епатко Мальтийский рыцарь на фоне Александровской колонны , Санкт-Петербургские ведомости , № 122(2512), 7 июля 2001
  5. По описанию в ЭСБЭ .
  6. Архитектурно-художественные памятники Ленинграда . - Л. : «Искусство», 1982.
  7. Менее распространённое, но более подробное описание:

    было откомандировано 1440 человек гвардейцев, 60 унтер-офицеров, 300 матросов с 15-ю унтер-офицерами гвардейского экипажа и офицеры из гвардейских сапёр

  8. Сим победиши!
  9. Александровская колонна на skyhotels.ru
  10. Страничка аукциона numizma.ru по продаже памятной монеты
  11. Страничка аукциона wolmar.ru по продаже памятной монеты
  12. После форсирования Вислы от Наполеоновских войск практически ничего не осталось
  13. Форсирование Немана было изгнанием с территории России Наполеоновских армий
  14. В этом замечании трагедия попрания национального чувства француза , которому пришлось сооружать памятник победителю его отечества
  15. Принятый к исполнению проект был характеризован такими словами:

    Фигура Ангела с крестом, которым попирается у подножия вражда и злоба (змея), изображает разительную мысль - сим победиши

  16. Работы по реставрации Александровской колонны в Петербурге, оцениваемые в 22,5 млн руб., планируется завершить в апреле 2003 года Архив статей, посвящённых трёхсотлетию Петербурга, 23 июля 2002
  17. Карпова Е. В. «Коринна Севера»: (О скульптурном изображении Елизаветы Кульман) // Памятники культуры. Новые открытия: Письменность. Искусство. Археология: Ежегодник / Науч. совет по истории мировой культуры РАН; Редкол.: Д. С. Лихачев и др. 1999. М.: Наука, 2000.
  18. Восстановлена ограда Александровской колонны со Строительного информационного портала Атлант-Медиа
  19. В Петербурге открыта воссозданная ограда Александровской колонны Фонтанка.ру , 24 января 2004 года
  20. Н. Ефремова. Александовская колонна // «Наука и жизнь »
  21. Главному столпу Петербурга исполнилось 170 лет Фонтанка.ру со ссылкой на Санкт-Петербургские ведомости , 30 августа 2002
  22. Александрийский столп с сайта Французы в Санкт-Петербурге
  23. Проект Эрмит парк
  24. Альберт Аспидов.