«Акула», «Щука», «Огайо»: размер имеет значение. Самая большая подводная лодка в мире (32 фото) Подводная лодка акула в сравнении

22.09.2014, 19:24

Несколько фактов о самой большой подводной лодке в мире.

23 сентября 1980 года в Советском Союзе года была спущена на воду атомная субмарина «Акула», которая и сегодня остается главным морским исполином. Это был симметричный, но более мощный ответ на то, что в ВМС США поступили подлодки класса «Огайо».

От нее не скрыться

Работы над проектом 941 по созданию подводной лодки «Акула» (по классификации НАТО «Тайфун» - прим. Интерполит.ру) начались 19 декабря 1973 года, когда правительство СССР приняло постановление, предусматривающее строительство нового ракетоносца. Проект разработало Центральное конструкторское бюро морской техники (ЦКБ МТ) «Рубин» (Санкт-Петербург), которое возглавлял генеральный конструктор Игорь Спасский.

Строили подлодки класса «Тайфун» в Северодвинске, на местном судостроительном заводе «Севмаш». Первый подводный крейсер стратегического назначения был заложен 30 июня 1976 года. 23 сентября 1980 года он был спущен на воду, а еще через три месяца вошел в состав Северного флота под номером ТК-208. Перед спуском в носовой части ниже ватерлинии на борт было нанесено изображение акулы, позднее нашивки с акулой появились и на форме экипажа.

Всего было заложено семь «тайфунов», но один не был достроен. В соответствии с Договором об ограничении стратегических вооружений ОСВ-2, три из шести построенных кораблей проекта были утилизированы. Базировались все лодки этого типа на Северном флоте, в бухте Нерпичья.

Мощность подлодки такова, что ракеты ее способны пролететь около десяти тысяч километров. Иными словами, из зоны Северного полюса для нее доступны любые цели до экватора.

Девятиэтажка и Царь-пушка

В настоящее время в боевом составе ВМФ РФ на Северном флоте находятся две подлодки класса «Акула» - ТК-20 «Северсталь» и ТК-17 «Архангельск».


Чтобы лодки могли нести дежурства в холодных водах и проламывать лёд толщиной в два с половиной метра, ограждение рубки выполнено из очень прочного материала. При всплытии подводный крейсер, убрав носовые рули, медленно прижимается к ледяному потолку, после чего резко продуваются цистерны главного балласта.

Внутри подлодка имеет катамаранное устройство. В стальном брюхе «Акулы» располагаются два прочных корпуса диаметром по 7,2 м. Каждый из них разделен на восемь отсеков. Утверждают, что трагедии, подобной случившейся на «Курске», на «Акуле» быть не может, поскольку торпедный отсек надежно изолирован.

Главная энергетическая установка состоит из двух атомных реакторов по 190 МВт и двух паровых турбин по 45 000 лошадиных сил.

В сущности, «Акула» - это огромный подводный атомоход высотой с девятиэтажный дом. Про нее говорили, что если эту лодку выставить рядом с Царь-Пушкой, то, глядя на нее, человечество навсегда откажется вести какие-либо войны.

Плавучий «Хилтон»

Считается, что экипажи подводных лодок класса «Тайфун» размещены в необыкновенно комфортных условиях, за что «Акулу» прозвали плавучим «Хилтоном». Что-то подобное мог вообразить только Жюль Верн, но перенести написанное на бумаге в реалии XX века казалось невозможным. Советские проектировщики и строители субмарин сказку сделали былью.

Матросы отдыхают в маломестных кубриках. Командный состав размещается в каютах по два, четыре и шесть человек. В каждом из «номеров» есть умывальник, телевизор, письменный столик и даже книжные полки. Спортивную форму на «Акуле» можно поддерживать в спортзале, где имеется шведская стенка, боксерская груша, а также различные тренажеры. Можно покрутить педали, поработать веслами или пробежаться на беговой дорожке.

Отдельно следует сказать о том, что на подлодке девять гальюнов. Сауну обшили дубовыми досками. Рассчитана она на пять человек, но набивается туда до десяти. После сауны приятно окунуться в бассейн. На субмарине он небольшой: четыре метра на два. И два метра глубиной. Заполняется пресной водой или забортной соленой. При необходимости воду можно было подогреть.

Из других развлечений отметим «живой уголок» и солярий, а также две кают-компании – для командного состава и для матросов и мичманов.

Основное вооружение

На подлодках проекта 941 размещены ракетные комплексы с двадцатью трёхступенчатыми твердотопливными баллистическими ракетами Р-39. Вместе с пусковой установкой одна ракета весит 90 тонн. 17-метровая ракета Р-39 – самая длинная из принятых на вооружение в мире. Каждая боеголовка по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте. Каждая имеет индивидуальное наведение. Система управления пуском ракет продублирована и застрахована от несанкционированного запуска.


Старт всего боекомплекта ракет может быть осуществлён одним залпом. Р-39 имеет трехступенчатый твердотопливный двигатель, более безопасный в эксплуатации, чем жидкостные на других типах ракет.

Запустить ракеты можно как из надводного, так и из подводного положений на глубинах до 55 м и без ограничений по погодным условиям. Разработка новой ракеты Р-39УТТХ «Барк» предусматривала даже пуск из-подо льда. Но в 1998 году после третьего неудачного пуска Минобороны РФ решило прекратить работы над комплексом.

На лодке также установлено шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм, предназначенных для стрельбы торпедами и ракето-торпедами, а также для постановки минных заграждений.

Противовоздушная оборона обеспечивается восемью комплектами ПЗРК «Игла-1».

Радиоэлектронное вооружение «Акул»:

Боевая информационно-управляющая система «Омнибус»

Аналоговый гидроакустический комплекс «Скат-КС» (на ТК-208 в процессе среднего ремонта установлен цифровой «Скат-3»)

Гидроакустическая станция миноискания МГ-519 «Арфа»

Эхоледомер МГ-518 «Север»

Радиолокационный комплекс МРКП-58 «Буран»

Навигационный комплекс «Симфония»

Комплекс радиосвязи «Молния-Л1» с системой спутниковой связи «Цунами»

Телевизионный комплекс МТК-100

Две всплывающие антенны буйкового типа, позволяющие принимать радиосообщения, целеуказания и сигналы спутниковой навигации при нахождении на глубине до 150 м и подо льдами.

Технические характеристики субмарин класса «Тайфун»

Длина – 172 м

Ширина – 23,3 м

Осадка – 11 м

Водоизмещение надводное – 23200 тонн

Водоизмещение подводное – 48000 тонн

Глубина погружения подводной лодки – 500 м

Рабочая глубина погружения – 380 м

Скорость хода надводная – 12 узлов

Скорость хода подводная – 25 узлов

Экипаж – 160 человек

Автономность – 120 суток (по другим источникам – до 180 суток)

Подводная лодка «Акула» занесена в книгу рекордов Гиннесса.


Новости СМИ2

Mediametrics.ru

Читайте также:

Китай представит на выставке в Чжухае Airshow China 2016 аналог российского оперативно-тактического ракетного комплекса ОТРК «Искандер». Как сообщил 25 октября ресурс Defence-blog.com, китайцы продемонстрируют экспортный вариант нового тактического ракетного комплекса M20. По своим тактико-техническим характеристикам и даже внешне он напоминает экспортный вариант нашего «Искандера». В частности, имеет две тактические ракеты с дальностью действия до 280 км (с возможностью действия до 400 км), однако, в отличие от российской системы, китайские ракеты расположены в индивидуальных транспортно-пусковых контейнерах.

Ударный вертолет Ми-28Н «Ночной охотник» после модернизации получит управляемые противотанковые ракеты увеличенной дальности, рассказал ТАСС генеральный конструктор коломенского КБ машиностроения Валерий Кашин. Модернизация вертолета, которому согласно кодификации НАТО присвоено имя «Опустошитель», началась в 2009 году. Он предполагает увеличение боевых возможностей крылатой машины при помощи широкого спектра конструктивных усовершенствований, к которым относятся повышение функциональности, ударной мощи, установки более современной авионики.

Атомная подводная лодка специального назначения БС-64 «Подмосковье» после ремонта и модернизации покинула акваторию северодвинского завода «Звездочка» и вышла на ходовые испытания. Об этом 24 октября сообщила пресс-служба предприятия, которое входит в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация». «В морских условиях экипаж корабля и сдаточная команда „Звездочки" выполнят цикл проверок всех систем и механизмов атомной подводной лодки и отработают плановые задачи, подтверждающие проектные характеристики субмарины», - заявили на предприятии.

Россия подготовила серию мероприятий, которые станут несимметричным ответом на санкции США в случае их ужесточения. Об этом на заседании комитета Совета Федерации рассказал заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков. «Санкционная политика США по отношению к России продолжается уже длительное время. Мы использовали этот период, чтобы провести определенную исследовательскую работу, заготовить серию мероприятий, которые могут применяться именно в несимметричном режиме на случай дальнейшего ужесточения санкционного режима», - сообщил Рябков.

Субмарины проекта 941 «Акула» известны во всем мире, так как являются самыми большими атомными подводными лодками и подводными лодками вообще. Многие из вас, наверняка, слышали об этих «морских китах», но мало кто в действительно представляет размеры таких судов.

А чтобы вы поняли, мы хотим продемонстрировать несколько наглядных примеров-сравнений подлодки проекта 941 с другими внушительными объектами.

Длина такой субмарины составляет целых 173 метра! Только представьте 50-этажный дом, плавающий под водой!

Чтобы вам еще легче было включить фантазию, приведем несколько примеров:

Это — футбольное поле, используемое для международных матчей. Средняя длина такой площадки составляет около 105 метров.

А вот как это поле выглядело бы на фоне подлодки «Акула». Правда, впечатляет?

На этом снимке изображен самый большой самолет в мире — АН- 225.

Но даже он «не взлетает» по сравнению с этой субмариной. 84-метровый АН почти в два раза меньше «морской хищницы».

В России очень много подводных лодок, и большинство из них имеют впечатляющие размеры. Однако обойти «Акулу» им так и не удалось.

На фото выше вы можете наблюдать, как выглядит субмарина возле других наших подлодок.

Обратите внимание на деталь, выделенную красной стрелкой. Эти маленькие темные фрагменты — выступающие над водой винты подлодки проекта «Акула».

А вот, как этот кадр выглядит вблизи. Не такие уж они и маленькие…

На борту лодки все выглядит также впечатляюще. На фото изображены специальные отсеки, предназначенные для баллистических ракет Р-39.

Вес одного такого снаряда 90 тонн, высота — больше 17 метров.

Таких ракетных шахт на субмарине… целых 20 штук!

Как правило, большая часть подводной лодки скрыта от наших глаз. Обычно субмарина погружается в воду по белую отметку на корпусе (см. фото выше).

Иными словами, та глыба стали и титана, которую мы видим над водой — только 1/3 всего корабля.

Ширина подводной лодки проекта «Акула» 23 метра, в высота — 25 метров. Это целый 8-этажный дом!

А теперь обратите внимание на снимок этих людей…

Вот, как они выглядят издалека!

Ну что, теперь вы понимаете насколько эта лодка большая?


Подводная лодка Акула - железный хищник эпохи

Так уж сложилось в истории "холодной войны", что Советский Союз всегда делал второй шаг в развитии вооружения вслед за США.

Однако этот второй шаг в большинстве случаев всегда равнялся двум, что означало создание оружия не только уравнивающего ситуацию, но и превосходящего вооружение противника. Так случилось и с подводной лодкой "Акула".

Лодка Акула создавалась по проекту 941 и относилась к третьему поколению отечественных атомных подлодок. "Акула" была нашим опережающим ответом на принципиально новую систему ракетно-ядерных сил морского базирования "Огайо", разработанную США.

Эта подлодка – настоящая самостоятельная ракетная база - представляет собой особую веху и в научном, конструкторском и политическом отношении.

Уникальные особенности подводной лодки Акула

Подводная лодка Акула оказалась не только самой большой подводной лодкой, оснащенной таким большим количеством вооружения, но и самой бесшумной (двухкаскадная система амортизации), что значительно увеличивало ее потенциальную скрытность.

К тому же Акула была предназначена для несения боевого дежурства в северных широтах Арктики, т.е. приспособлена к автономной работе во льдах и под ними.

Это был уверенный козырь по условиям эксплуатации наших "Акул" по сравнению с "тепловодными" американскими субмаринами, для которых северные моря были изначально закрыты.

Несмотря на свои огромные размеры (2 футбольных поля в длину и девятиэтажный дом в высоту) и водоизмещение в 50 тыс. тонн (больше, чем у тяжелого авианесущего крейсера), "Акула" демонстрировала высокие показатели скорости и маневренности и могла производить боевые пуски ракет с более низких глубин (до 55 метров без всяких ограничений по погоде над поверхностью воды), а также с надводного положения.

Изображение: Размеры подводной лодки "Акула"

Свои выдающие показатели размеров подлодка "Акула" запечатлела в книге рекордов Гиннеса.

Смотреть видео - Подводная лодка Акула:

Субмарина Акула в гонке вооружения

Однако эти размеры были не самоцелью конструкторов. Ракетоносец-гигант создавался под новую царь-ракету, которая была сконструирована исходя из технических преимуществ ракеты Трайдент-1 американской системы "Огайо", и которой снова-таки удалось по некоторым показателям превзойти своего зарубежного "коллегу".

Краткие сроки, выделенные государством на создание "адекватного ответа" американцам вынужденно форсировали научные работы по разработку нового, до тех пор не использовавшегося у нас типа ракет – твердотопливного вида.

Все типы ракет, начиная с разработок Королева, в нашей стране были жидкостными, и никакими научными решениями и технологиями твердотопливных ракет наши военные не располагали.

Все предыдущие подводные ракетоносцы с жидкостными ракетами уже не справлялись с главной задачей подлодок - скрытностью, так как подготовка и запуск такой ракеты, в виду своих технических особенностей, создавали шумы, уже фиксируемые ПЛА противника, что означало демаскировку корабля, а в отдельных случаях и нанесение противником упреждающего удара по лодке.

Новое твердотопливное детище, создаваемое в сжатые сроки и без надлежащих проработок, вышло очень большим – 90 тонн веса при 16 метров "роста", чем сильно отличалось от американской Трайдент-1.

Теперь для такой богатырской ракеты создавали Акулу. А потом для соединения этих гигантских ракетоносцев Северного флота (всего "Акул" было задумано 6) надо было строить специальное плавучее тыловое обеспечение.

В 1977 году началось переоборудование базы (с учетом большой осадки корабля и его длины) по приему этих субмарин, было спланировано создание специальных пирсов для обслуживания "Акул" и снабжения всем необходимым, начиная с энергоресурсов.

Однако высокотехнологические пирсы, так же как и уникальная инфраструктура берега для стратегических подлодок 941 "Акула" достроены не были. Детище Советской оборонки "Акула" с распадом империи на некоторое время осталось безотцовщиной.

Больше того, эти ракетоносцы стали "заложниками" переговоров по ограничению стратегических вооружений. И сами подлежали распиливанию на деньги вероятного противника, т.е. на их утилизацию США выделяло России значительные суммы.

В живых остался только один корабль – "Дмитрий Донской", остальные ржавели на пристани, проиграв бой не на своей территории – в водных глубинах, а на политической арене.

Фото атомной подводной лодки "Дмитрий Донской"

Подводная лодка Акула - ракетоносец для Булавы

Спасением для субмарины Акулы стала уникальная возможность модернизации новой ракетой "Булава", этот потенциал был заложен в стратегии 941 проекта конструкторами "Акулы" изначально, и подразумевал уникальную операцию.

Так как отсек с ракетами расположен вне основных прочных конструкций машины, имелась возможность его легкого вырезания из субмарины, с дальнейшим устройством там новой шахты для новой ракеты. Это была сильная сторона комплекса 941, недостижимая на других ракетоносцах.

Таким образом, "Дмитрий Донской", единственный уникальный и безаналоговый атомный корабль стратегического назначения стал испытательной базой для создания ракет уже следующего, 4 поколения ракетоносцев.

Видео - Запуск с подводной лодки всего боекомплекта (из под воды):

Чем ещё удивит железный хищник?

В начале третьего тысячелетия для спасения "Акул", выведенных из ВМФ и подлежащих утилизации выдвигались различные проекты, в том числе и использование их в качестве огромных транспортировщиков грузов по полярным акваториям северных морей, благо демонтированный ракетный отсек мог принимать до 10 тонн грузов.

Но судьба выделила Акулам только четверть века. 9 февраля 1982 года – был датой рождения, т.е. вхождения в состав Северного флота самого большого подводного корабля.

Почти 10 лет конструкторы "Рубина" под руководством С.Ковалева выходили отечественного гиганта от чертежей до запуска первых ракет (декабрь 1972 г. – было дано задание на техническую разработку, а с 1973 г. в рамках стратегической ядерной программы морского базирования "Тайфун" начались работы по созданию ракетоносцев проекта 941).

Подводная лодка Акула впечатлила современников не только военной мощью:

  • 20 баллистических ракет с 10 боеголовками индивидуального наведения и возможностью единого старта всего боекомплекта ракет с малыми интервалами;
  • 6 торпедных аппаратов 533 калибра;
  • 8 комплектов ПЗРК "Игла-1" для противовоздушной обороны.

Поражала "Акула" и своими уникальными конструкторскими решениями компоновки лодки, когда под одним внешним легким корпусом располагаются два основных прочных, соединенных 3 модулями.

Такой "катамаран" обеспечивал повышение живучести подлодки, а размещение ракет вне основных корпусов и в отдельных прочных автономных корпусах в случае аварии гарантированно сохраняло оставшийся ракетный комплекс. 2 атомных реактора, дающих жизнь "Акуле", могли сами себя "заглушить" при возникновении чрезвычайных ситуаций, что также обеспечивало жизнестойкость субмарины.

Ну и, конечно, максимально комфортно был размещен весь огромный экипаж супергиганта – 170 человек несли службу на корабле с продуманными удобствами и комплексами восстановления и релаксации.

Посмотреть видеоролик - Устройство подводной лодки:

Первая Акула - начало лидерства среди субмарин

Интересно, что подлодка Акула уже встречалась в российском флоте на заре отечественного подводного кораблестроения. Это была одна из первых субмарин с водоизмещением в 400 тонн (что тоже делало ее самой большой на тот момент времени подлодкой).

Технический проект первой "Акулы" был одобрен в 1905 году, а спуск на воду состоялся в 1909 году.

Первая субмарина Акула стала классическим образцом русского типа подлодок – однокорпусного и с размещением балласта в оконечностях (на корме и на носу), который в дальнейшем и разрабатывался нашими конструкторами. На боевом счету первой "Акулы" 16 рейсов (она участвовала в Первой мировой войне).

Наша Акула начала прошлого века первая в мировой практике стала искать противника, а не ожидала его в засаде, как было принято при маневрах. 17 поход "Акулы" стал последним, в 1915 году она ушла ставить мины, и не вернулась, о причинах ее гибели с тех пор пока ничего неизвестно.

Самая большая атомная подводная лодка Акула

Щит и меч в одном титановом корпусе, гигантские ножны для мощнейшего оружия, колоссальный подводный корабль, нашпигованный электроникой и управляемый специально подготовленной командой – все это характеристики одной и той же серии атомных подводных крейсеров, этаких мастодонтов эпохи холодной войны.

Самая большая атомная подводная лодка класса "Акула" способна одна нанести колоссальное поражение любой стране мира, кроме, разве что Новой Зеландии и некоторых стран Южной Америки.

Что ожидает самые большие атомные подводные лодки?

Стоит ли рассматривать "Акулу" как мощное, но абсолютно не нужное сегодня оружие? Да и обслуживание этих стратегических крейсеров обходиться весьма недешево – 300 миллионов рублей ежегодно на каждую боевую единицу.

С тремя подводными гигантами из шести построенных поступили просто – их разрезали на куски, предварительно вынув ядерное топливо из реакторных блоков, герметизировав и захоронив их на севере России. В результате демонтированы ТК-202, ТК-12 и ТК-13 – их больше нет, но сэкономлены миллиарды рублей, которые пришлось бы затратить на содержание этих боевых кораблей.

Смотреть видеоролик - Самая большая АПЛ Акула:

Размышляя о судьбе стратегических ракетоносцев, стоит учесть один важный момент – ежегодно США расходуют на вооружение и модернизацию армии порядка 400 миллиардов долларов ежегодно!

Россия же – в десять раз меньше и здесь еще нужно учитывать ее большую, по сравнению со Штатами, территорию.

"Холодная война" в прошлом уравнивала баланс сил в мире и самая большая атомная подводная лодка "Акула" была далеко не самым ее дорогостоящим проектом. Хаос, возникший после краха СССР, нарушил многие перспективные планы перевооружения, сменились руководители, цели и задачи.

Были потеряны четыре "Акулы" из семи – последняя субмарина (ТК-201) была разобрана еще в стадии корпусных работ.

Между тем уникальность этих судов очевидна: неожиданная для таких гигантов бесшумность и высокая скорость хода; способность к многомесячному подледному плаванию в ледяных водах Антарктики; всплытие в любом месте, независимо от толщины льдов; эффективная система обнаружения противолодочных субмарин противника; отличная плавучесть.

АПЛ класса Акула - самые опасные из всех субмарин

Самая большая атомная подводная лодка класса "Акула" - единственная субмарина в мире, способная, несмотря на свои внушительные размеры, передвигаться на мелководном шельфе под толщей льда. На такой поступок не отважится ни один из капитанов атомных субмарин стран НАТО – высока угроза повреждения подлодки.

С точки зрения современной военной стратегии, стационарные баллистические ракеты неэффективны – их можно засечь из космоса и нанести ракетный удар по ним прежде, чем те покинут пусковые шахты.

С другой стороны, независимая и свободно перемещающаяся стратегическая ракетная установка, которой, по большому счету, и является каждая субмарина проекта 941, становится основным джокером в рукаве Генштаба РФ.

Смотреть видео - Подводная лодка Акула в действии:

Атомные подводные лодки Акула всегда будут востребованы

Неоднократно поднимался вопрос о переводе "Акул" с военной службы на мирную деятельность, при этом расходы на их содержание значительно сократились бы.

К примеру, самая большая атомная подводная лодка "Акула" могла бы перевозить грузы – ее реконструкция в этих целях позволит перевозить до 10 000 тонн грузов.

Подводные транспортировки выгодны по ряду причин: более безопасны и не зависимы от штормов, никакие пираты и им подобные группировки не в состоянии захватить подводный транспорт, а, в случае с транспортировкой в северных морях, еще и наиболее быстрые.

Гражданским "Акулам" не требовалась бы открытая вода, на их борту груз поступал бы кратчайшим путем в северные порты Европы и Америки без каких-либо помех, связанных сегодня и на протяжении сотен прошлых лет с обледенением северных морей.

В мирных или военных целях "Акулы" могут послужить еще долгие годы – ведь они являют собой результат десятилетий напряженной работы ученых и конструкторов, инженеров и военных моряков.

Подводная лодка Акула - самая опасная субмарина

Внушительные размеры самой большой субмарины Земли, ее необычная компоновка – два параллельно расположенных внутренних корпуса, закрытые внешним – по меньшей мере, удивительны. Зачем требовалось создание такого гиганта, несомненно, обошедшегося в крупную сумму?

Основной причиной стало ее вооружение – 20 твердотопливных ракет, каждая из которых несла 10 ядерных боеголовок. Они были огромны даже по сравнению с "Трайдент", основной баллистической ракетой подводных ракетоносцев США 80-х годов.

Советские Р-39 обладали практически в два раза большей длиной, а их вес превышал американские ракеты троекратно.

Вместить 20 пусковых шахт для таких гигантов в классический сигарообразный корпус лодки было невозможно – так появилась подводная лодка "Акула", ракетоносец проекта 941.

Атомарины класса "Акула" оснащались самыми мощными баллистическими ракетами, когда-либо запускаемыми с борта подлодок: длина 16 метров; диаметр первых двух ступеней – 2,4 метра; вес – 90 тонн. Ракеты Р-39 несли боеголовки общим весом 2550 кг, забрасывая их на дистанцию до 10000 км.

Для сравнения – характеристики баллистической ракеты "Трайдент-I" (США): длина 10,3 метров; диаметр первых ступеней – 1,8 метра; вес – 32,3 тонны; дальность полета – 7400 км; максимальный вес боеголовок – 1360 кг.

Видеосюжет - Подводная лодка Акула:

Особенности проекта атомных лодок "Акула"

Главное оружие "Акул" могло стартовать как с надводного положения, так и с глубины, не превышающей 55 метров – после открытия внешних люков ракетных шахт, морская вода удалялась из них давлением пороховых газов (мини взрывом), т.е. баллистическая ракета вылетала из сухой шахты, даже если субмарина в момент запуска находилась под водой.

Второе название – Тайфун – подводная лодка "Акула" получила благодаря ракетному комплексу из 20 баллистических ракет, собственно, это было его название (Д-19 "Тайфун").

В середине 80-х конструкторы стратегических ракет компании "Локхид Мартин" (США) приступили к созданию ракеты четвертого класса – "Трайдент II". В это время работы над проектом новой баллистической ракеты начали и советские конструкторы – новый тип ракет должен был заменить ракеты Р-39.

Система "Тайфун" была крайне дорогой, к тому же она сильно отставала от показателей "Трайдента II": больший в два раза вес, в три раза меньшая мощность, а по точности попадания она уступала американской вдвойне.

Поэтому, еще до завершения первого ракетного крейсера проекта 941, советские конструкторы приступили к созданию новой стратегической ракеты, получившей название "Барк".

Новые требования и проблемы

В ближайшей перспективе каждая подводная лодка класса "Акула" должна была пройти модернизацию под новый ракетный комплекс.

Преимуществами новой ракеты были: система самостоятельного прохода через 2,5-метровый слой льда Ледовитого океана; большая дальность полета при сохранении числа ядерных зарядов; меньшие затраты по производству и хранению.

За время разработки "Барка" появились серьезные препятствия: скончался руководитель проекта В.П. Макеев, исчез Советский Союз, а вместе с ним прекратилось стабильное финансирование проекта.

Ракета Булава для подводной лодки

В 1998 году проект баллистической ракеты "Барк" был окончательно свернут, а начавшаяся было модернизация под него одной из "Акул" - прекращена. И в этом же 1998 стартовал новый проект стратегического комплекса, оснащенного ракетами Р-30 или "Булава".

Характеристики "Булавы": длина 12,1 метров; диаметр 2 метра; при массе в 36,8 тонн она способна выводить на цель ядерный заряд весом 1150 кг на максимальную дистанцию в 12000 км.

Фото: Булава Р-30 - межконтинентальная баллистическая ракета

Первый запуск "Булавы" с борта ракетоносца был произведен в конце сентября 2004 года: подводная лодка класса "Акула" - "Дмитрий Донской" (ТК-208), прошедший реконструкцию под этот комплекс, произвел пуск ракеты с учебной боеголовкой, находясь в подводном положении.

Видео - Запуск баллистической ракеты Булава:

Изначально каждая подводная лодка "Акула" задумывалась, как передвижная стартовая площадка для ядерных ракет – во время боевых дежурств "хищница" должна была залечь на дно Ледовитого океана и охранять границы России.

Фото: Запуск баллистической ракеты Булава Р-30

Раз в четыре месяца подводные крейсера заменяли бы друг друга – очередная "Акула" заступала в дежурство, а сменяемая субмарина возвращалась на базу для техосмотра и отдыха экипажа.

Теоретически срок подводного дежурства мог быть и большим, но, по заключению врачей, пребывание под водой более четырех месяцев нанесет человеческому организму серьезный урон.

Для полноценного графика ежегодных дежурств, необходимы, как минимум, восемь атомных крейсеров проекта 941, но создание и ежегодное обслуживание каждого из которых обходится в девятизначную сумму в долларах (США). Поэтому-то окончательного решения по "Акулам" еще не принято.

Подводная лодка класса Акула - русские хищники

Так уж повелось, что с самых первых лет прогресс человеческого общества напрямую зависел от военных разработок.

Если бы не потребность в защите своих территорий и ресурсов, не было бы сегодня не только космических программ, но даже компьютеров или, к примеру, микроволновых печей – военные заказы всегда были прибыльны, позволяли проводить длительные исследования и разносторонние разработки.

Первые атомные подводные лодки

Первые двигатели, работающие на ядерном топливе, создавались и устанавливались только на военной технике, по сей день не существует ни одной атомной подводной лодки, созданной в мирных целях. Причина этому неизменна уже тысячи лет – правители готовы расходовать значительные средства только на оружие.

В военных целях создавалась и подводная лодка класса "Акула", разработка и строительство субмарин этой серии обошлись СССР весьма недешево – порядка 400 миллиардов рублей в общей сложности.

Были построены 6,5 атомных "Акул", три из них и недостроенную седьмую впоследствии демонтировали, оставив три корабля в надежде, что их удастся модернизировать и поручить им охрану северных границ России.

Смотреть видео по теме - Лодка класса Акула:

Из всех "Акул" больше всего повезло, если можно так выразиться, ракетоносцу ТК-208, получившему в октябре 2002 название "Дмитрий Донской". Эта субмарина была первой из созданных по проекту 941, работы над ней были начаты в июне 1976 года, спуск на воду прошел в сентябре 1980 года.

Подводный крейсер ТК-208 нельзя назвать опытным образцом – это был полноценный боевой корабль, несший на своем борту 20 атомных ракет.

"Дмитрий Донской", помимо своего первенства, имеет еще одно важное отличие от прочих "Акул" - его скорость в подводном положении на 2 узла превышает скоростные характеристики "младших сестер".

30-летняя ТК-208 – подводная лодка класса "Акула", прошедшая несколько модернизаций, в промежутке между которыми стоявшая на приколе.

Главной проблемой для атомных субмарин стало больше не отсутствие денежных средств на их содержание (300 млн. рублей ежегодно на каждую субмарину), а снятие с вооружения баллистических ядерных ракет – их главного оружия.

Фото: Схема и вооружение атомной подлодки "Акула"

Ракета Булава для подводных лодок класса "Акула"

"Акулы" стали чем-то вроде ножен без меча, для них требовалось создание нового ракетного комплекса.

С 1999 года атомарина "Дмитрий Донской" стала испытательным стендом для новой баллистической ракеты "Булава" и, если испытания пройдут удачно, еще две "русские акулы" будут модернизированы под этот ракетный комплекс.

Смотреть видео: Булава - стратегическая ракета Р-30

Вторая подводная лодка класса "Акула" - ТК-17, спущенная на воду в декабре 1986 года (пятый ракетоносец в своей серии). В ноябре 2002 года атомарина получила название "Архангельск" - в честь одноименного российского города, чье шефство отныне закреплялось за этим боевым кораблем.

В 2004 году субмарина "Архангельск" выступила в роли командного поста Президента РФ Путина В.В., в память об этом событии командный состав подлодки был приглашен на юбилей Президента в октябре 2007 года.

Какое будущее ждёт подводные лодки класса "Акул"?

Последний атомный крейсер проекта 941 – ТК-20, спущенный на воду в апреле 1989 года (шестой в своей серии). В мае 2000 года кораблю присвоено имя "Северсталь", в честь одноименного металлургического комбината.

Стоит заметить, что ТК-20 – единственное судно ВМФ России, названное в честь промышленного предприятия. Об этом ракетоносце узнал весь мир в августе 1995 года, когда эта подводная лодка класса "Акула" всплыла в центре географического Северного полюса и произвела учебный запуск баллистической ракеты, нацеленной на полигон близ Архангельска.

С 2010 года "на ходу" лишь одна подводная лодка класса "Акула" - "Дмитрий Донской", две оставшиеся укомплектованы экипажами лишь на 1/3 в ожидании результатов полевых испытаний "Булавы" и решения Главкома РФ в части "останутся ли крейсера в составе флота или будут утилизованы".

Каким будет решение по трем "Акулам" неизвестно, т.к. нет однозначного мнения, нужны они или нет. Но тот факт, что "русские акулы" отличаются особенно крепкой и удачной конструкцией, очевиден и этому есть особенный пример: авария, произошедшая на одной из "Акул" в сентябре 1991 года.

Хищная субмарина - крепкий орешек среди всех подводных лодок

Ракетоносец всплыл для запуска учебной ракеты, начались предстартовые работы и неожиданно, еще до команды "старт", один за другим произошли два мощных взрыва, потрясших весь корабль.

Капитан атомной подлодки бросился к своему перископу и увидел, что снаружи корпус его судна объят пламенем – полыхающий ракетный порох создавал высокую температуру, что могло привести к повреждению внешнего корпуса.

Дав команду на погружение, капитан стал напряженно ждать докладов о течи и пожаре в отсеках, но их не было – внешний корпус был потушен, а осмотр повреждений выявил, что взрыв ракеты нанес незначительные повреждения пусковой шахте и малому участку корпуса.

Любая другая субмарина в аналогичной ситуации получила бы серьезные повреждения и не смогла бы вернуться в порт самостоятельно, как это сделала в 1991-м атомная "Акула".

История Акулы: первая подводная лодка в российском флоте

В начале XX века политическая обстановка в мире все более накалялась – для правителей многих стран, в том числе и России, перспектива разрешения конфликта вооруженным путем была очевидна. Мир был на грани войны, известной сейчас как Первая Мировая война.

Российский флот нужно было спешно перевооружать, особенно не хватало подводных судов – их создание было поручено русскому инженеру И.Г. Бубнову, другие заказы разместили на верфях США.

Сегодня на выцветших архивных фото лодка "Акула", спроектированная и построенная Бубновым, выглядит малюткой, если сравнивать ее с современными подводными крейсерами, но в 1905 году это был проект самой крупной подлодки царской России.

Фактическое строительство подводной лодки "Акула" длилось долгих шесть лет – бюрократические проволочки и отсутствие финансирования, доработки, вносимые Бубновым в ходе строительства, сбои в поставках зарубежными и отечественными подрядчиками, ряд повреждений, полученных судном при ходовых испытаниях – все это задерживало передачу судна российскому флоту.

Смотреть видеоролик - История подводной лодки:

История создания субмарины Акула

Проект "Акулы" был утвержден весной 1905 года, но деньги на строительство не были выделены.

Весной 1906 года финансирование строительства подлодки началось, но в крайне малых суммах – на строительство подводных лодок "Акула" и "Минога" была ассигнована сумма в 200 тысяч рублей, с условием, что субмарины будут завершены через 20 месяцев.

В начале осени 1906 года Бубнов обратился к Морскому техническому комитету с предложением заменить проектные бензиновые двигатели на двигатели Дизеля, после полуторамесячного рассмотрения такая замена была согласована.

Начались длительные переговоры с зарубежными производителями силовых установок и на первых фото лодка "Акула" появится лишь через четыре года.

Корпус подводной лодки на стапелях Балтийского судостроительного завода строился быстро, проблемы возникли с силовыми установками: заказ на дизельные двигатели был размещен не у германского завода "MAN", строившего дизеля для французских подлодок, а на российском заводе "Л. Нобель", прежде не выпускавшем такие двигатели.

Причина такого решения была проста – российский производитель назвал меньшую цену за свою работу.

В результате силовые установки для субмарины "Акула" были готовы лишь весной 1909 года, т.е. на год позже, чем это планировалось. Вдобавок сгорела аккумуляторная батарея, поставленная французским заводом "Матэ" - пришлось заказывать новую.

На фото первая Акула готовится стать железным хищником

Летом 1909 года двигатели все же были установлены, аккумуляторная батарея – заменена. Наступил долгожданный момент – фото, на котором подводная лодка "Акула" сходила со стапелей, было опубликовано в российской прессе.

Но спуск "Акулы" еще не означал ее готовность к боевым действиям. Корабль перенес серию конструктивных изменений: новые винты, поставленные взамен проектных, оказались неспособными развить достаточную скорость; восемь торпедных аппаратов оснастили волнорезами; требовалось устранить множество других недоделок.

Фотография: Первая подводная лодка "Акула" на стапелях

Несмотря на ряд несоответствий "Акулы" проектному заданию (в том числе: недостаток хода, низкая посадка в надводном положении), в сентябре 1911 года субмарина была введена в состав российского военного флота.

На фото подводная лодка "Акула" похожа больше на игрушку, чем на полноценный боевой корабль, которым она являлась – но эта субмарина была первой отечественной лодкой, способной вести боевые действия на территории противника, послужившая прототипом для целой серии подводных лодок царской России.

Дизель-электрическая торпедная субмарина Акула (1909 год):

Субмарина "Акула" находилась в строю флота Российской Империи четыре года, она выполняла боевые задания в Балтийском море, обороняя российские берега от флота кайзеровской Германии.

В 1915 году из-за нехватки минных заградителей, субмарину оборудовали системой погрузки и постановки мин. 14 ноября 1915 года "Акула" вышла в свой последний боевой поход – на постановку мин вдоль побережья между Мемелем (совр. Клайпеда) и Либавой (совр. Лиепая).

В ночь на 15 ноября 1915 года разыгрался шторм, береговые наблюдатели видели неподалеку от берега "Акулу", боровшуюся с волнами – больше субмарину никто не видел.

По сей день точное место, где затонула подлодка, как и причины ее гибели неизвестны. Архивные фото, на которых запечатлена подводная лодка "Акула" - вот все, что осталось от нее сегодня...

Лодка проекта 971 - бесшумный убийца

Двойной корпус, идеальная обтекаемость, сводящая с ума акустиков ВМФ НАТО – это самые общие характеристики, которые имеет лодка проекта 971 "Акула".

Работы над ними были начаты свыше 30 лет назад, но до сих пор превзойти результаты этих боевых субмарин не может ни один подводный флот мира.

Родословное древо боевых подводных лодок отводит российским субмаринам позицию третьего поколения, однако они с легкостью уходят от систем слежения самых совершенных подводных/надводных кораблей флота США, относящихся к четвертому поколению.

Но как это возможно, ведь подводная лодка проекта 971 "Акула" должна была неминуемо устареть после стольких лет прогресса? Прежде всего, стоит привести одну историю, произошедшую не так давно – в конце февраля 1996 года.

Фото: Атомный ракетный крейсер проекта 971

Как наша подводная лодка обсмеяла американцев?

В последний зимний месяц 1996 года страны НАТО проводили большое учение, в котором участвовали подводные лодки, авиация и противолодочные корабли.

Учебная задача заключалась в обнаружении и уничтожении подводных лодок условного противника – она, как водится на всех подобных учениях армий мира, была выполнена с успехом.

Под занавес учений, когда корабли намеревались перестроиться в походный строй и следовать на свои базы, радисты получили сообщение от неизвестного судна: командир российской подлодки просил оказать помощь матросу с его корабля – у того разыгрался приступ аппендицита.

Объединенное командование флота НАТО испытало состоянии глубокого шока – никаких посторонних военных судов, по данным акустиков и воздушной разведки, вблизи не должно было быть.

Ощущение шока возросло до критического предела, когда, в ответ на разрешение, практически в центре боевого строя судов НАТО всплыла русская субмарина!

Смотреть видео - Лодка проекта 971:

Матрос с борта подлодки был эвакуирован на эсминец ВМФ Великобритании "Глазго", оттуда вертолетом отправлен в военный госпиталь, где его благополучно прооперировали, а субмарина погрузилась под воду и через короткое время вновь исчезла с радаров.

Между тем военные эксперты НАТО, присутствующие на учениях и наблюдавшие российскую субмарину, совершили вторую ошибку: они посчитали, что это атомная лодка проекта 971 "Акула" - в действительности, это была АПЛ "Тамбов", выполненная по более раннему 671-му проекту.

Подводные лодки третьего поколения, шумность хода которых была снижена вчетверо по сравнению с предыдущими "Щуками", получили рабочее название "Щука-Б". По замыслу высшего командования СССР, они должны были заменить устаревшую серию советских субмарин класса "Барракуда".

По западной классификации подводная лодка проекта 971 получила название "Акула", между тем первая субмарина проекта действительно именовалась "Акулой" (К-284, введена в строй ВМФ СССР в 1984 году), но в середине 90-х ее демонтировали на металлолом.

Хищное семейство подводных лодок проекта 971

Примерно 40% атомных субмарин 971-го проекта не были завершены – в разной степени готовности они по сей день стоят на заводских стапелях. Подлодки создавали на двух военных судостроительных заводах: №199 (Комсомольск-на-Амуре) и №402 (Северодвинск).

Законченная в декабре 2009 года, построенная на 199-м заводе атомная субмарина "Нерпа" (К-152) ожидала передачу ВМФ Индии, три других подлодки, построенные на этом же предприятии, несут службу в составе ВМФ РФ.

На 402-м заводе построены семь субмарин, первая из них (К-480 "Ак Барс") частично демонтирована, пять судов несут службу в ВМФ, одна лодка (К-328 "Леопард") законсервирована.

Корпуса последних двух лодок проекта 971, заложенных в 1993 году, использованы при строительстве арктических атомных крейсеров "Юрий Долгорукий" (К-535) и "Александр Невский" (К-550), созданных по проекту 941 "Акула".

Подробное описание технологий, позволивших многократно понизить акустические шумы движущейся российских субмарин, разумеется, находится под строжайшей секретностью.

Посмотреть видео - Испытание АПЛ 971 проекта:

Из того, что известно: лодка проекта 971 "Акула" состоит из двух корпусов, между которыми проложены двойные амортизирующие блоки, линии ее хвостового оперения просчитаны с величайшей точностью, что позволило минимизировать завихрения вдоль корпуса, обычно возникающие при движении боевого корабля сквозь толщу воды.

Несмотря на многократные попытки Госдепа США сорвать или замедлить создание подводных атомных крейсеров (введение санкций в 80-х годах против японской "Toshiba", поставившей высокоточные металлорежущие станки в СССР; в 90-х – проекты по реконструкции оборонных заводов на гражданское судостроение при финансировании США), подводный флот России все же был модернизирован.

Атомная подводная лодка Тайфун - железный козырь

Проект 941, в рамках которого создавалась каждая атомная подводная лодка "Акула", она же – "Тайфун" (Typhoon) по НАТОвской классификации, изначально имел другие цели, нежели сегодня.

Генштабу Советского Союза требовалось средство ведения боя с территории Ледовитого океана, тем более что США создавали АПЛ класса "Огайо", способные нанести одновременный ядерный удар по нескольким десяткам целей на территории СССР с любой точки Тихого и Атлантического океанов.

Шансы на опережающий ядерный удар были только у подвижных субмарин из-под северного ледового панциря – отследить субмарину под толщей льдов невозможно даже с орбитальных спутников.

Техническое задание на постройку советской арктической субмарины было очень сложным: атомная подводная лодка "Акула", чье второе название – "Тайфун", должна была иметь 20 пусковых шахт для ядерных баллистических ракет, с возможностью одновременного старта всех 20-ти из подводного/подледного положения.

Стратегия потенциальной ядерной войны на то время заключалась в немедленном ракетном ударе, возможно единственном – шанс на повторный залп был минимальным, т.к. зону, откуда будет произведен пуск, немедленно поразят ответные ядерные удары.

Кроме того, "экономное" командование потребовало, чтобы осадка огромного крейсера позволяла ему базироваться на уже существующих военных базах подлодок. К сведению: для АПЛ класса "Огайо" базы строились дополнительно.

Смотреть видеоролик - Атомная подводная лодка Тайфун:

Какие проблемы возникли с Акулами?

В результате корабль вышел просто огромным, большая часть (до 55%) его 50 000 тонного водоизмещения отведена содержимому балластных цистерн, отчего арктический крейсер получил меткое прозвище среди подводников – водовоз.

Завершенный в 1981 году атомный крейсер "Дмитрий Донской" создал новую проблему – погрузка основного вооружения атомохода была невозможна.

Баллистические ракеты Р-39 обладали внушительными размерами, а совместить погрузочные шахты атомного крейсера с ж/д веткой, по которой подвозили каждую ракету, не удавалось – подойти к причалам огромная "Акула" не могла, т.к. те были рассчитаны на субмарины меньших размеров.

Пришлось создавать уникальное по настоящее время средство погрузки – большегрузный кран, способный поднять и удержать вес баллистической ракеты.

На этом проблемы доставки и погрузки вооружения на борт АПЛ проекта 941 не закончились.

По планам Генштаба СССР требовалось создание персональной инфраструктуры для "Акул": она была создана лишь частично и имела один колоссальный недостаток – ветка, по которой предполагалась доставка баллистических ракет, имела множество поворотов и изгибов, по которым длинные платформы с ракетами не проходили.

Противостояние между подводными лодками продолжается

Впрочем, в 1990 году атомная подводная лодка "Акула", она же – "Тайфун", была выведена из серийного строительства, частично созданная последняя ТК-210 – демонтирована по договору ОСВ, одновременно с основным оружием атомных крейсеров (ракетами Р-39).

Проект 941 ожил в 1996 году, для арктических субмарин была создана новая баллистическая ракета "Булава-М", точное наведение которой предполагалось с помощью системы ГЛОНАСС.

Какие задачи может выполнять атомная подводная лодка "Акула" - "Тайфун" в наши дни, ведь угроза ядерной войны вроде бы исчезла вместе с противостоянием СССР-США?

Прежде всего – американские АПЛ класса "Огайо" по-прежнему несут дежурство в Тихом океане, проводя в нем до 2/3 от года каждая. Договор ОСВ лишил атомные субмарины ракет "Трайдент", но их заменил "Трайдент-2" - 24 баллистические ракеты имеются в пусковых шахтах каждого из 18-ти американских ракетоносцев.

Смотреть видео ТОП-10: Десять лучших в мире подводных лодок

В 1993 году стартовал некий научный проект под названием SCICEX ("научное исследование льдов"), в рамках которого на борт американских атомных субмарин в каждый арктический рейс шли пятеро ученых – в ходе арктического рейса они исследовали состояние арктических льдов, популяцию местной фауны.

Программу временно прекратили в 1998 году, на тот момент было проведено пять "научных" экспедиций. Данные в ходе последних лет, по заданию командования ВМФ США, собирал экипаж субмарин.

Расчет здесь таков – таянье льдов со временем сделает возможным судоходство в Ледовитом океане, облегчит добычу полезных ископаемых, а также круглогодичные маневры ВМФ стран НАТО.

Сам собою напрашивается вывод – боеспособные "Акулы" России нужны сейчас, как никогда ранее.

С этой публикацией читают следующие статьи:


Крупнейшая в мире атомная лодка, предназначенная для несения боевого дежурства в высоких широтах.

Создание крупной стратегической лодки-ракетоносца стартовало в начале 1970-х годов, в ответ на американскую программу по разработке атомоходов типа Ohio с 24 баллистическими ракетами Trident I (в дальнейшем Trident II). Проект вело ленинградское ЦКБ МТ «Рубин», главный конструктор Сергей Ковалёв. Головная лодка вошла в состав флота в декабре 1981 года, последняя в серии — в сентябре 1989 года.

При разработке учитывались характерные районы боевой службы лодок — высокие арктические широты. Ограждение рубки выполнено с подкреплением, которое позволяло при всплытии проламывать тяжелые льды толщиной до 2−2,5 метров.

Первоначальное симметричное требование (24 ракеты) было сокращено главкомом ВМФ Сергеем Горшковым до 20. Это было связано в том числе и с массогабаритными характеристиками: ракеты Р-39 комплекса Д-19 , превосходя «Трайденты» по основным параметрам, были значительно крупнее «американок». Это сразу увеличило габариты и самой лодки.

Пять из шести построенных ПЛАРБ проекта 941 TYPHOON в Западной Лице, 1980−90-е годы. Фото: Волк

Поэтому «Акула» получилась выдающаяся во всех отношениях. Это самая крупная субмарина, когда-либо построенная в мире — 48 тыс. тонн подводного водоизмещения (примерно половина из них приходится на емкость цистерн балласта, за что проект 941 непочтительно прозвали на флоте «водовозом»), наибольшая длина 170−173 метра у разных представителей проекта, ширина корпуса свыше 23 метров. Лодка выполнена по многокорпусной схеме: под легким корпусом у нее находится пять (!) прочных корпусов из титана, из которых два основные (диаметрами по 10 метров) расположены параллельно по принципу катамарана. Корпуса соединены капсульными изолированными отсеками-переходами только в трех местах. По сути, под легким корпусом находятся сразу две лодки, что резко повышает живучесть.

Главная энергетическая установка представлена двумя реакторами ОК-650 и двумя паротурбинными агрегатами, расположенными парами в соседних прочных корпусах — по сути, двигательная система лодки полностью дублирована. Максимальная скорость подводного хода 25 узлов по нормативу, реальная 26,3−28 узлов (у разных представителей проекта). Максимальная надводная скорость 13−14 узлов. Рабочая глубина погружения 400 метров.

Размеры лодки позволили создать для экипажа (168 человек) немыслимые по стандартам советского подплава комфортные условия обитания. Офицеры размещались в двух- и четырехместных каютах с умывальниками, телевизорами и кондиционерами, матросы — в маломестных кубриках. На лодке имелся спортзал, плавательный бассейн размером 4 на 2 метра и глубиной 2 метра, обшитая дубом сауна, солярий, салон для отдыха, комната с игровыми автоматами и даже «живой уголок».

« ТК-17» Архангельск" и ТК-20 « Северсталь» . Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

Основное вооружение атомохода — 20 ракет межконтинентальных твердотопливных ракет Р-39 комплекса Д-19 , размещенные в ракетном отсеке между обоими прочными корпусами. Ракеты несли по 10 высокоскоростных боевых блоков малой мощности. Запуск ракет мог осуществляться с глубины до 55 метров, причем без ограничений по погодным условиям на поверхности моря.

Торпедное вооружение включает шесть 533-мм торпедных аппаратов с боекомплектом из 22 торпед, ракето-торпед типа «Шквал» и противолодочных ракет комплексов РПК-6 М «Водопад» и РПК-2 «Вьюга».

Всего было построено шесть лодок проекта 941, три из них уже утилизированы, две находятся в резерве (решается вопрос об утилизации). Головной корабль серии ТК-208 («Дмитрий Донской») переоборудован по проекту 941УМ и несет 20 ракет Р-30 «Булава», использовался в качестве испытательного стенда при отработке ракеты.

Класса "Акула" до сих пор является непобежденным рекордом СССР. Находясь в автономном плавании 120 суток, она с легкостью и незамеченно пересекала океаны, ей под силу разломать толстый арктический лед и поразить цели противника, в течение короткого времени выпустив весь боекомплект баллистических ракет. Сегодня найти ей применение не могут, а ее судьба туманна.

Наш ответ

Развернувшаяся между СССР и США, требовала от обеих сторон достойных ответов на обоюдные вызовы. В 70-х годах Соединенные Штаты получили на вооружение корабль с водоизмещением 18,7 тонны. Скорость его составляла 200 узлов, в оснащение входило оборудование, совершавшее подводные пуски ракет с глубины от 15 до 30 метров. В ответ от советской науки и военно-промышленного комплекса руководство страны потребовало создания превосходящей техники.

В декабре 1972 года было выдано тактико-техническое задание на создание подводного крейсера с шифром «Акула» и номером 941. Начало работ стартовало с постановления правительства о начале разработки, проект поручили выполнить ЦКБ «Рубин». Реализация конструкторской мысли произошла в самом крупном эллинге мира - на заводе «Севмаш», закладка состоялась в 1976 году. При строительстве подлодки было сделано несколько технологических прорывов, один из них - агрегатно-модульный способ постройки, что существенно сократило сроки сдачи объекта. Сегодня этот метод применяется повсеместно во всех видах кораблестроения, но подводная лодка класса «Акула» была первой во всем.

В конце сентября 1980 года с верфи Северодвинска был спущен в Белое море первый подводный крейсер «Акула» проекта 941. По морской легенде или были, на носу подлодки, пока ее не спустили на воду, ниже ватерлинии, была нарисована оскалившая зубы акула, хвостом обвивавшая трезубец. После спуска в море рисунок исчез под водой и эмблему никто больше не видел, но народная память, падкая на символику и приметы, сразу дала название крейсеру - «Акула». Все следующие подлодки типа 941 получали то же название, а для членов экипажей была введена собственная символика в виде нашивки на рукаве с изображением акулы. В США крейсеру дали название «Тайфун».

Конструкция

Подводная лодка класса «Акула» по конструкции напоминает катамаран - два корпуса, каждый из них имеет диаметр 7,2 метра, расположены параллельно друг другу в горизонтальной плоскости. Герметичный отсек с модулем управления расположен между двумя главными корпусами, в нем находятся пульт управления и радиотехническое вооружение крейсера. Ракетный блок находится в передней части лодки между корпусами. Переходить из одной части лодки в другую было возможно по трем переходам. Весь корпус лодки состоял из 19 водонепроницаемых отсеков.

Проекта 941 («Акула») имеют в конструкции, у основания рубки, две всплывающие эвакуационные камеры вместимостью на весь действующий экипаж. Отсек, в котором разместился центральный пост, расположен ближе к корме крейсера. Титановая обшивка укрывает два центральных корпуса, центральный пост, торпедные помещения, остальная поверхность зашита сталью, на которую нанесено гидроакустическое покрытие, надежно скрывающее лодку от систем слежения.

Передние убирающиеся рули горизонтальной конструкции находятся в носовой части лодки. Верхняя рубка усилена и оснащена крышей округлого строения, способной взламывать прочное ледовое покрытие при всплытии в северных широтах.

Характеристики

На подлодки типа 941 устанавливались энергетические установки третьего поколения (их мощность составляла 100.000 л. с.) блочного типа, размещение было разведено на два блока в прочных корпусах, что уменьшило габариты ЯЭУ. При этом эксплуатационные качества были улучшены.

Но не только этот шаг сделал легендарными подводные лодки класса «Акула». Характеристики ГЭУ включали два водо-водяных ядерных реактора ОК-650 и две турбины парового типа. Все собранное оборудование позволило не только повысить эффективность всей работы подлодки, но существенно снизить вибрацию, а соответственно, улучшить шумоизоляцию корабля. Атомная установка вводилась в действие автоматически при исчезновении электрического питания.

Технические характеристики:

  • Максимальная длина - 172 метра.
  • Максимальная ширина - 23,3 метра.
  • Высота корпуса - 26 метра.
  • Водоизмещение (подводное/надводное) - 48 тыс. т./23,2 тыс.т.
  • Автономность плавания без всплытия - 120 суток.
  • Глубина погружения (максимальная/рабочая) - 480 м/400м.
  • Скорость плавания (надводная / подводная) - 12 узлов/25 узлов.

Вооружение

Основное вооружение - твердотопливные баллистические ракеты «Вариант» (вес в корпусе - 90 т., длина - 17,7 м.). Дальность ракеты составляет 8,3 тыс. километров, боевая часть разделяется на 10 боеголовок, каждая из которых имеет мощность в 100 килотонн в тротиловом эквиваленте и индивидуальную систему наведения.

Старт всего арсенала боекомплекта подлодки может осуществляться единственным залпом с коротким интервалом старта между единицами ракет. Запуск боекомплекта производится из надводного и подводного положения, максимальная глубина на старте составляет 55 метров. Проектные характеристики предусматривали боекомплект в 24 ракеты, впоследствии уменьшенный до 20 единиц.

Особенности

Подводные лодки проекта 941 «Акула» оснащались энергоустановкой, состоящей из двух модулей, разнесенных в разных, надежно укрепленных корпусах. Состояние реакторов отслеживалось импульсной аппаратурой, системой автоматического реагирования при малейшей потере электроснабжения.

При выдаче задания на проектирование одним из обязательных условий было обеспечение безопасности лодки и экипажа, так называемый безопасный радиус, для чего были рассчитаны методом динамической прочности и проверены экспериментальным путем узлы корпуса (два всплывающих модуля, крепление контейнеров, сопряжение корпусов и т. д.).

Подводная лодка класса «Акула» строилась на заводе «Севмаш», где специально для нее был спроектирован и создан самый большой в мире крытый эллинг, или цех № 55. Корабли проекта 941 характеризуются повышенной плавучестью - более 40 %. Чтобы лодка полностью погрузилась, ее балласт должен составлять половину ее водоизмещения, отчего появилось второе название - «водовоз». Решение о подобной конструкции было принято с дальновидным прицелом - проводить ремонт, профилактику будет необходимо на существующих пирсах и ремонтных заводах.

Этот же запас плавучести обеспечивает выживаемость корабля в северных широтах, там, где требуется взламывать толстое ледяное покрытие. Подводные лодки типа «Акула» проекта 941 справлялись с жесткими условиями северного полюса, где толщина льда достигает 2,5 метра с сопутствующими ледяными торосами и наплывами. способность вскрывать ледяную толщу неоднократно демонстрировалась на деле.

Комфорт для экипажа

Экипаж подводного крейсера в основном комплектовался офицерами, мичманами. Старший офицерский состав размещался в двух- и четырехместных каютах оборудованных телевизором, умывальником, системой кондиционирования воздуха, шкафами для одежды, письменными столами и пр.

Матросы и младший офицерский состав получили в распоряжение удобные кубрики. На подводной лодке условия для жизни были более чем комфортными, только корабли этого класса оборудовались залом для спортивных занятий, бассейном, солярием и сауной. Чтобы не слишком отрываться от реальности в длительном походе, был создан живой уголок.

На приколе

За весь период строительства подлодок типа 941 было принято на вооружение ВМФ шесть крейсеров:

  • «Дмитрий Донской» (ТК - 208) . Принята в декабре 1981 года, после модернизации вновь приступила к ведению службы в июле 2002 года.
  • ТК-202. Получила порт приписки и принята на вооружение в декабре 1983 года. В 2005 году лодка была разрезана на металлолом.
  • «Симбирск» (ТК-12). Принята в состав СФ в январе 1985 года. Была утилизирована в 2005 году.
  • ТК-13. Крейсер был принят на службу в декабре 1985 года. В 2009 году корпус был разрезан на металл, часть подлодки (шестиотсечный блок, реакторы) переведены на долгосрочное хранение на Кольский полуостров.
  • «Архангельск» (ТК-17). Дата поступления на флот - ноябрь 1987 года. В связи с отсутствием боекомплекта с 2006 года обсуждается вопрос утилизации.
  • «Северсталь» (ТК-20). Приписана в ряды ВМФ в сентябре 1989 года. В 2004 году вышла в резерв из-за отсутствия боекомплектов, планируется к утилизации.
  • ТК-210. Закладка конструкций корпуса совпала со сломом экономической системы. Лишилась финансирования и была разобрана в 1990 году.

Атомные подлодки класса «Акула» были сведены в одну дивизию, базой для них служит Западная Лица (Мурманская область). Реконструкция бухты Нерпичья была окончена в 1981 году. Для базирования крейсеров типа 941 были оборудованы причальная линия, пирсы со специальными возможностями, построен уникальный кран грузоподъемностью 125 тонн для погрузки ракет (не введен в эксплуатацию).

Современное состояние

На сегодняшний день все имеющиеся в наличии атомные подводные лодки класса «Акула» находятся в порту приписки в законсервированном виде, решается их дальнейшая судьба. Подлодка «Дмитрий Донской» была модернизирована под боевое снаряжение «Булава». По сообщениям в СМИ, в 2016 году планировалось утилизировать недействующие экземпляры. Сообщений о реализации плана не было.

Гигантская подводная лодка проекта 941 «Акула», до сих пор является уникальным вооружением, единственным крейсером, способным нести боевое дежурство в Арктике. Они почти неуязвимы для противолодочных подлодок, находящихся на вооружении США. Также ни один потенциальный противник не имеет технических авиационных средств для обнаружения крейсера под толщей льда.