Мироносицкий женский монастырь марий эл расписание служб. Мироносицкая пустынь в селе ежово республики марий эл. Выбор, достойный уважения

Возрожден в 1994 г.

Святыни: чудотворная икона Божией Матери «Мироносицка: икона вмч. Пантелеймона, части: мощей свт. Игнатия Брянчанина ап. Варнавы, свтт. Алексия Московского, Димитрия Ростовского, прп. Нила Московского, блгв. кнн. Петра и Февронии Муромских, свв. кнн. Василия Константина Ярославских.

Праздники: 1/14 мая - Мироносицкой иконы Божией Матери; 16/29 а - перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Иис са Христа; 21 мая/3 июня, 23 июня/6 июля, 26 авг./8 сент. - Владимире» иконы Божией Матери; 29 авг./11 сент. - Усекновение главы Иоанна Крест теля; 21 окт./18 нояб. - собор архист. Михаила и прочих Небесных сил.

История Ежово-Мироносицкого монастыря (Мироносицкая пустынь) началась 1 мая 1647 г. с явления чудотворного образа Богоматери и святых жен Мироносиц. Мироносицкая пустынь была "учреждена по грамоте царя и великого князя Алексия Михайловича и построена 1647 г. иждивением монастырским с помощью стрельцов города Царевококшайска". Ее первым настоятелем считается черный поп Иосиф. Царской грамотой 1652 года было закреплено право пустыни на владение землей, и во второй половине XVII в. она имела в своем распоряжении свыше 110 дес. земли. Свои земли пустынь получала не только от царя, но и покупала. Известен факт приобретения земли у крестьянина Шумилы Алферова, проживающего в деревне Юшково. Земельная собственность увеличивалась путем вклада, обмена или отдачи под залог.

Мироносицкая пустынь имела 3 оброчные мельницы на р. Манаге и одну на р. Кокшаге.

К концу XVIII в. пустынь развернула широкую хозяйственную деятельность и из бедной обители превратилась в феодального собственника, имеющего земли, угодья, мельницы и многое другое. Основное место в жизни монахов занимала религиозная деятельность, церковные службы, крестные ходы.

Монахи были обязаны строго соблюдать духовный регламент, содержащий правила монашеской жизни. Но им приходилось заниматься и другими делами: управлять хозяйством монастыря, вести строгий учет денежных средств, руководить монастырскими крестьянами, составлять отчетные ведомости, участвовать в судебных делах, осуществлять торговые операции.

Три раза в год в пустыни проводилось большое богомолье. Это 1 мая, в день явления образа, в неделю жен Мироносиц и 23 июня, в день Владимирской Божией Матери в память святой мученицы Агриппины Купальницы.

В 1739 г. в пустыни были холодная каменная церковь во имя святых жен Мироносиц, теплая церковь во имя всемилостливого Спаса Нерукотворного образа, придел во имя Архистратига Михаила, деревянная церковь на вратах во имя усекновения главы Иоанна Предтечи. Через 100 лет, в 1865 г., в пустыни имелись холодная церковь во имя святых жен Мироносиц, теплая церковь во имя Нерукотворного образа, теплый придел во имя святого пророка, предтечи и крестителя Иоанна.

Монастырской братии удалось заиметь "рыбные ловли" на р.Волге и озерах в Козьмодемьянском уезде. Они были пожалованы императором Павлом I в совместное владение с Чебоксарским Троицким монастырем и Спасо-Геронтиевой пустынью в 1797 г.

Монастырю принадлежали две деревни: Подмонастырская Слобода и починок Ежово. В них проживали в 1710 г. 149 крестьян: 78 мужчин и 71 женщина.

В ведомости Царевококшайского городского магистрата с товарными выписями 1747 г. говорится о торговле хмелем крестьян д.Ежово. В 1747 г. в ноябре "крестьянин Царевококшайской Мироносицкой пустыни деревни Ежовы (Ежово) Василей Андреев отпущен по выписи до Тобольска с товаром домашних ево садов хмелю мятику в 6 торпищах, что на вывес 120 пудов по росценке на 40 рублев". Крестьянин этой же деревни Тит Алексеев был "отпущен по выписи до Соли Камской", который отвез хмеля 110 пудов на 44 рубля.

Монастырь продолжал существовать и в первые годы Советской власти. В 1921 г. в монастыре проживали 26 монахов. 1921 год выдался для всего Поволжья неурожайным, и народ голодал. В 1922 г. монахи пожертвовали голодающим церковное серебро общим весом 3 пуда 4 фунта 37 золотников и 5 золотников 25 долей золота.

В 1924 г. был принят документ о закрытии монастыря. Через три года на его территории открылся Ежовский детский дом, одно двухэтажное здание передали совхозу "Займище" Краснококшайского исправительного трудового дома.

Мироносицкий монастырь — один из старейших в Марийском крае. Он расположен на берегу озера в деревне Ежово, что примерно в 20 километрах от Йошкар-Олы.

Местом, украшенным трудами и молитвами, называли в древности обитель, возникшую в средине XVII столетия. А история монастыря весьма необычайна. В 1647 году произошло чудесное явление иконы Божией Матери с женами-мироносицами.

А случилось это так. В мае месяце крестьянин Андрей Жолнин трудился в поле как раз на месте будущего монастыря. Внезапно он увидел упомянутый выше Богородичный образ. Когда мужчина подошел ближе и захотел его взять, то икона стала невидимой. Вскоре она появилась рядом на дереве. Благоговейно приняв святой образ, Андрей отнес его домой, где днем и ночью от святыни исходил яркий свет. Крестьянин ночь провел в молитве, а когда заснул, то увидел некоего святителя, повелевшего ему снова приняться за молитву. Утром Андрей Иванович отнес найденный образ своему отцу и рассказал о произошедшем. О явленной иконе стало известно в деревне и к дому Жолдиных стало собираться множество людей, приводивших с собой недугующих, которые получали исцеления. А на самом месте обретения образа время от времени был слышан то колокольный звон, то невидимые голоса, что указывало на избранность этой территории.

Через некоторое время явленную икону перенесли в соборный храм Царевококшайска (ныне Йошкар-Ола), а вести о чуде дошли аж до Москвы. По повелению государя Алексея Михайловича образ привезли в стольный град, где его встретили очень торжественно. Икону поставили в царских палатах, где многие получили выздоровление. От царя святыне была подарена драгоценная риза.

Через два года образ отправили обратно и по повелению царя Алексея начали строительство монастыря на том месте, где чудесным образом была явлена икона Богородицы с мироносицами. Строительные работы продвигались достаточно быстро, и уже в 1652 году среди живописных полей выросла Мироносицкая пустынь. За три года из дерева были возведены: храм святых Жен-мироносиц, кельи для братии (первоначально монастырь был мужским), хозяйственные строения.

Главная церковь обители просуществовала около семидесяти лет, а затем на ее месте возвели новый каменный храм. Строительные работы были окончены в 1719 году, тогда же нововозведенное сооружение и освятили. Этот памятник российского зодчества XVIII века сохранился до сегодняшнего времени, и является объектом культурного наследия федерального значения. На верхнем этаже помимо главного придела также построен придел в честь святого Иоанна Крестителя. На нижнем этаже обустроена теплая церковь Нерукотворного Спаса и Архангело-Михайловский придел.

В то же время в монастыре был еще один храм — деревянный надвратный в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В ту эпоху также построили каменный корпус для братии, а в конце XIX века еще один, но из дерева.

В разные времена в Мироносицком монастыре подвизалось от 3 до 26 человек, в частности в начале ХХ столетия здесь проживало 9 монахов и 29 послушников. У обители были свои угодья, сад и огороды, лес и мельницы.

Отметим, что с самого основания обители, она соседствовала с язычниками, которые недоброжелательно относились ввиду того, что монастырю была передана часть их земель. Но со временем отношение изменилось, причем благодаря миссионерству и просвещению Марийского края. Такая деятельность произвела очень большое духовное влияние на местный народ.

Что касается чудотворной Мироносицкой иконы, то она находилась в иконостасе монастырского собора. Сотни-тысячи верующих посещали обитель и молились у образа. О чудесах, происходящих от иконы, стало известно далеко за пределами Марийских земель, так что святыня получила широкую известность по всей стране. Еще в XVII веке зародилась традиция носить чудотворную икону крестным шествием. Уже в средине следующего столетия по просьбе жителей Царевококшайска, Чебоксар и других городов установились ходы в эти места. Во время совершения крестных ходов крестьяне встречали образ в своих домах, где совершались водосвятные молебны.

Бурные 1917-1918 годы полностью изменили уклад монастырской жизни, впрочем, как и по всей России. В начале 1920-х годов у обители конфисковали земли, со звонницы сняли колокола, а вскоре Мироносицкая пустынь и вовсе была закрыта. В это же время исчезла и чудотворная икона. Возможно, ее забрали во время кампании по изъятию церковных ценностей. На момент закрытия обители здесь подвизалось 12 иноков.

В 1921 году власти создали трудовую артель по пошивке одежды, которая состояла из монашествующих. Когда в 1924 году насельников изгнали из обители, здесь разместили детский дом. Позже в монастыре размещались мастерские совхоз-техникума. Таким образом, старинная пустынь на долгие годы пришла в упадок и запустение.

Возрождение Мироносицкого монастыря началось в начале 1990-х годов. В 1993 году новообразованной Марийской епархии передали бывшую пустынь, о существовании которой здесь почти ничего не напоминало. Лишь стены церкви и звонницы рассказывали о былом великолепии этого святого места. Тогда же начались ремонтные работы, и в конце 1993 года состоялось освящение домовой Введенской церкви. Кстати, отныне обитель уже существовала как женская. Вести о восстановлении монастыря быстро разлетелись и сюда стали тянуться верующие, внося свой вклад в дело возрождения.

В 1994 году в монастыре было всего две монахини, в сегодня подвизается порядка десяти. Трудами насельниц обитель восстанавливается в своем благолепии. Сестры и послушницы трудятся на хозяйстве, занимаются ремеслами, ухаживают за цветниками.

Святыни: 1. Список Владимирской иконы Богордицы со вставленным в нее вырезанным из камня Мироносицким образком, почитаемым как чудотворный (как отмечалось выше, оригинал был утрачен). 2. Части мощей святых: ап. Варнавы, Игнатия Брянчанинова, Алексия и Нила Московских, Димитрия Ростовского и др.

Епархия: Йошкар-Олинская.

Адрес: Россия, Респ. Марий Эл, Медведевский р-н, с. Ежово.

Обновлено: Сентябрь 28, 2017 автором: Alexander

в селе Ежово (Медведевский р-н РМЭ ) располагается источник в честь святых жен-мироносиц. Вода в нем целебная: имеются описания случаев исцеления от болезней ног, сердца, глаз.

Ежовские святые источники имеют очень древнюю историю поклонения. Источники почитаемы среди луговых мари - они посвящены «богам» Купальца Кугу Юмо (Иоанну Крестителю) и Владимирский Шочын Ава (Владимирской Божьей Матери).

Источники расположены в 300 м от Ежовского Мироносицкого монастыря . Значение - место поклонения и целебные источники, у которых совершаются молебны и оздоровительные обряды. Два источника в 200 м друг от друга имеют оформление: установлен крест, небольшая часовенка с иконой Владимирской Божьей Матери. Место поклонения луговых мари из центральных и северо восточных районов республики. Святые источники находятся в ведении Ежовского Мироносицкого монастыря

Ежегодно 14 мая в женском монастыре села Ежово - проходят торжественные службы. Этот день - престольный праздник в Мироносицкой пустыни - день явления Мироносицкой (Царевококшайской) иконы Божией Матери. В месте её явления и находиться святой источник к которому после праздничных Богослужений в последнее время, традиционно, проходит крестный ход с иконой. У источника стоит белокаменная часовня из под неё и выбивает чудотворный источник. У источника недавно установили новую рубленную из дерева купальню.


Стоит отметить, что в этот день, здесь - Мироносицком женском монастыре, присутствует большое количество, как из числа духовенства, прибывающих со всей епархии, так и паломников приезжающих не только со всей республики, но и из других регионов России.

Из истории обители и обретения чудесной иконы:

Возникновение обители относится к середине XVII века и связано с явлением чудотворного образа Пресвятой Богородицы со святыми женами мироносицами. Майским днем 1647 года крестьянин селения Дальние Кузнецы, Андрей Иванович Жолнин, работая в поле (на месте теперешней обители), увидел резной на аспидном камне, обложенный тканым серебром, образ Богоматери со св. женами мироносицами. (В древних грамотах XVII века говорится только о явлении иконы св. жен мироносиц. Но в чудесах от явленной иконы упоминается, что некоторые люди видели Владимирскую икону Божией Матери. Поэтому оба образа считались явленными.

В икону Божией Матери была вставлена малых размеров на аспидном камне явленная икона св. жен мироносиц). Когда крестьянин приблизился к иконе и хотел ее взять, образ сделался невидимым. Но вскоре появился вновь на стоящем рядом дереве. Он взял икону и благоговейно принес в свой дом. Вечером и ночью от иконы исходил солнечный свет. Андрей всю ночь молился перед образом, а когда заснул, то ему явился во сне украшенный сединой в святительском одеянии муж и повелел Андрею снова молиться. Тогда же на месте явления иконы был слышен колокольный звон, предвещавший чудеса и основание здесь обители.

На следующий день утром Андрей отнес икону своему отцу Ивану, рассказав ему о всем случившемся. Отец слушал сына с трепетом и радостью одновременно. Узнав о святыне, все жители деревни собрались в доме Жолниных, приведя с собой больных и увечных, которые тут же исцелялись. О явлении чудотворного образа стало известно в Царевококшайске священникам, мирянам и воеводе Матвею Никифоровичу Спиридонову.
Множество народа отправилось в день сретения 23 июня (6 июля по нов. стилю) Владимирской иконы Божией Матери в дом Ивана Жолнина, а оттуда к месту обретения образа, случившегося 1 мая (14 мая по нов. стилю). При этом происходили многие чудеса. Люди слышали невидимый голос на том месте, где провидением Божиим должна быть основана обитель для монахов.

Спустя некоторое время образ был перенесен в Царевококшайск в соборную церковь Воскресения. Весть о явлении чудотворного образа дошла до Москвы. Царь Алексей Михайлович повелел отправить икону в Москву. Воевода Спиридонов, сняв список с иконы, отправил подлинник в столицу. Там чудотворный образ был встречен с великим торжеством самим государем, митрополитами и народом, установлен в царских палатах, куда больные, приходя с верой и надеждой, получали исцеление. Два года икона находилась в Москве.
По распоряжению царя икона была облачена в драгоценный оклад, унизанный жемчугом. В 1649 году государь отправил икону в Царев город на Кокшаге, указав начать построение обители на месте явления образа. Эта дата считается годом основания Мироносицкой пустыни , хотя работы по увековечиванию обретения образа начались уже в 1647 году. Воевода Матвей Спиридонов распорядился построить главную часовню на месте явления. Царевококшайские служилые люди ходатайствовали о постройке церкви на этом месте. Повеление царя и просьбы царевококшайцев совпали. Ко времени возвращения иконы основание обители уже было положено. Шел сентябрь 1649 года.

Выбор, достойный уважения

Сразу скажу, что наш интерес к монастырской жизни вызван не желанием выставить ее на всеобщее обозрение, а стремлением попытаться понять, насколько велика в человеке сила веры, что сегодня, в продвинутое во всех отношениях время, он добровольно отказывается от мирской жизни и полностью посвящает себя служению Богу. Согласитесь, выбор, достойный уважения.

Конечно, сделать это за один визит в обитель практически невозможно. Тем более, что, как не зря говорится, со своим уставом (в нашем случае — понятиями, «сложившимися» в атеистическое время) в чужой монастырь не ходят. Но получить кое-какие представления — вполне возможно.

К тому же первое впечатление всегда бывает самым ярким и запоминающимся. Как у меня теперь о Мироносицком монастыре — необыкновенно тихом и красивом месте, куда стремятся многие паломники, где находится один из древних храмов нашего края, зреют яблоки и виноград. А еще всегда вспоминается приятная улыбка его настоятельницы — игуменьи Варнавы, которой было назначено поднять из руин древнюю обитель и вернуть прежнюю славу святому месту.

«Мама «привязала» к этому месту»

С середины XVII века Мироносицкая пустынь, возникшая в месте явления образа Богоматери со Святыми Женами Мироносицами, была оплотом православия в Марийском крае. Она переживала разные времена, была даже обласкана милостью императрицы Александры Федоровны. В 30-е годы прошлого века ее постигла участь большинства церквей и храмов: обитель закрыли, монахов разогнали. Но даже в советские годы верующие жители республики помнили о монастыре, храня старую литографию с его изображением. Именно на нем чуть больше четверти века назад я впервые увидела монастырь в доме бабушки моего мужа. Хотя в то время от него оставались только разрушенные храм и жилой корпус. «В настоящее время памятник находится в заброшенном состоянии и разрушается», - говорилось в официальном от 1983 года акте обследования технического состояния монастыря, считавшегося тогда и до сих пор являющегося памятником архитектуры.

Лишь через двадцать лет после этого, осенью 1993 года монастырь передали только что образованной Йошкар-Олинской и Марийской епархии. К этому времени на храме не было ни крестов, ни куполов, шатровая часть колокольни разобрана, крыша сильно протекала, стены от сырости портились, росписи не сохранились, рухнул межэтажный свод боковых приделов, не было ни окон, ни дверей, ни стен обители. Через год сюда приехали первые монахини из Толгского монастыря, что в Ярославской области.

Среди них была и матушка Варнава. От увиденного, как вспоминает она сегодня, плакать хотелось, иногда даже возникало желание вернуться в Толгу.

Но моя мама не позволила мне, - вспоминает игуменья, - она приехала со мной с Толги, мы вместе там в монастыре были. Здесь мама постриглась, а позже была погребена. Она меня и «привязала» к этому месту. Теперь мне здесь уже все родное.

Труд для людей ради Бога

Верующие считают, что поднялся монастырь не иначе как с Божьей помощью, с благословения архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна. У людей невоцерковленных, возможно, на этот счет другое мнение. Но как бы то ни было, сегодня это место не узнать. Чистые дорожки и множество цветов, большущий огород, где порядок такой, что любой садовод позавидует, фруктовый сад, плюс — картофельное поле за пределами монастыря, а еще образцовый коровник, пруд, где монахини разводят рыб, - в общем, хозяйство огромное. В голове не укладывается, как со всем этим справляются девять обитательниц монастыря. Не спят, что ли?

Конечно, спим. Мы тоже люди, - с улыбкой отвечает на вопрос матушка Варнава. - Нам часто помогают люди, волонтеры, даже из Казани приезжают. А еще есть несколько постоянных работников, мы им зарплату платим, как и положено.

Она соглашается, что труд огромный, но при этом тут же обезоруживает признанием: «Мы же не для себя работаем, стараемся все по совести делать — к нам же люди приходят».

Трудно сомневаться в искренности игуменьи, которая работает наравне со всеми. Нас она встретила не в парадном облачении, а в повседневной одежде, уже слегка помятой и запыленной — вместе со всеми матушка Варнава освобождала от мебели помещения сестринского корпуса, где сейчас вовсю идет ремонт.

Если начальник не будет работать, что будут подчиненные делать? - ответила она вопросом на вопрос, почему в монастыре работает даже «руководство». И добавила, видя мои сомнения: «В Евангелии написано, хочешь быть старшим, будь всем слуга. Вот я и служу».

Здесь особая служба

К слову, служба эта подразумевает не только труд в саду-огороде, но в первую очередь — Богу и православной церкви. Насколько она важна и трудна, могут сомневаться люди неверующие, но только не те, для кого вера является основой жизни. Не случайно они отовсюду едут и идут в Мироносицкий женский монастырь. Здесь такая благодать, которая в первую очередь исходит от древнего храма, восстановленного стараниями многих и многих: епархии, верующих, благодетелей — от простых жителей республики и до чиновников высоких должностей.

И с каждым годом все больше приходит людей в монастырь на службы, особенно в выходные дни.

Почему? Видимо, нравится им наша монастырская служба. Мы поем просто. Службы и так долгие, зачем их еще удлинять длинными песнопениями, - опять то ли в шутку, то ли всерьез отвечает матушка Варнава и снова открыто улыбается.

Аж дух захватывает на колокольне

Признаться, первое время ее обезоруживающая улыбка сбивала меня с толку. Мы-то привыкли, что монахини всегда замкнутые, смотрят из-под бровей...

Ну, из-под бровей смотреть очень уж жестоко, меня испугаются, - отшучивается моя собеседница. - А вообще я в детстве была у одной монахини, мне тогда лет девять было. Так вот она мне сказала очень хорошие слова: «Всегда улыбайся, никогда не будь печальной».

Вот что ты с ней будешь делать! То ли это характер такой, то ли все же не хочет игуменья «раскрываться». И все же нам удалось «подсмотреть» отблеск печали в ее глазах. Во время нашего разговора, матушке сообщили, что кто-то приехал из Толги. Там находится один из древних русских монастырей, в нем 26 лет назад матушка Варнава впервые надела подрясник, там прожила она почти семь лет, там у нее остались подруги — сестры, с которыми постригалась. И даже через двадцать лет разлуки с ними, всегда ждет весточки оттуда, а еще лучше — нечаянной встречи.

Потому и заторопилась к монастырским воротам, но увидев возле них «чужих», немного опечалилась. Впрочем, хорошее настроение тут же вернулась, как только ближе познакомилась с гостями из Толги. Оказывается, живут они рядом с монастырем, хорошо общаются и помогают его обитательницам. И полились воспоминания об общих знакомых, обсуждение коротких новостей из обители, готовящейся к 700-летнему юбилею. И не прерывались даже на колокольне, куда матушка Варнава на правах хозяйки пригласила всех и с легкостью забралась первой.

А оттуда, как на ладони, виден весь монастырь и его окрестности. Там легко дышится. И верится, что еще долго стоять Мироносицкой обители, какие бы ветра ни бушевали над ней...