Как стреляют пулеметы на самолетах. Синхронизатор стрельбы. Ракеты на военных самолетах

настройка синхронизатора на пулемете Vickers Mk.I (кликабельно )


Да-да, революция. Революция в авиационном вооружении. Это испытания синхронизатора, устройства для стрельбы сквозь ометаемую площадь винта без риска отстрелить себе пропеллер. Нет, попытки приблизить стволы оружия к оси машины были и раньше - толкающими пропеллерами и даже металлическими щитками на лопастях, но в целом - "тракторы" (так называли самолеты с тянущими винтами) были вынуждены пользоваться пулеметами, вынесенными за диск винта. Это было неудобно во всех возможных смыслах: и перезарядка пулеметов затруднена, и прицеливаться неудобно, а уж несколько пудов разнесенной массы при тогдашних параметрах самолетов* очень плохо влияли на маневренность. Так что, да - синхронизаторы стали революцией.



вид на установку с другой стороны (кликабельно )


Идея простая: в спусковой механизм пулемета вводится прерыватель (механический или электрический), задерживающий боек на тот момент, когда пуля могла бы прострелить лопасть. Понятное дело, что скорострельность пулемета падает, но точность стрельбы и прирост маневренности вполне это дело компенсируют. Вот, на фотографии и производится калибровка устройства на работы с четырехлопастным пропеллером неустановленного самолета.



вид на пулемет "сквозь пропеллер" (кликабельно )


В данном случае, как я понимаю, речь идет об электрической системе блокировки спуска, коль скоро полно аккумуляторов и проводов. Сам синхронизатор - это такая черная коробка посередине рамы, на которой и выполняются все регулировки. От него идет провод к электромагнитному механизму блокировки, пристроенному сверху, на пулемете. Все просто, но требует настройки. * - разнесение масс и потом-то не радовало, но скорость крена и инерция по крену получились плохими, но на самолетиках весом в полтонны всего - особенно.

Это странное устройство, которое вы видите на этих снимках, является синхронизатором, совершившим настоящую революцию в авиационном вооружении. Для чего оно нужно, читаем далее.

Синхронизатор позволял вести огонь без риска отстрелить пропеллер самолета. Конечно пулемет порой выносился за пределы винта, но в этом случае возникали проблемы с его перезарядкой, к тому же ухудшался баланс веса и его маневренность. Именно по этой причине создали синхронизатор, представлявший собой прерыватель, который встраивался в спусковой механизм оружия. Механический или электрический прерыватель задерживал боек и потому пулемет не простреливал лопасть. Скорострельность при этом падала, но это была вполне осознанная жертва.

На этих кадрах мы видим процесс калибровки устройства для работы с четырехлопастным пропеллером. В данном случае используется электрическая система блокировки спуска. Сам синхронизатор - это черная коробка посередине рамы, здесь и выполняются все регулировки. От него идет провод к электромагнитному механизму блокировки, расположенному сверху на пулемете. Все предельно просто, но требует настройки.

4-й минно-торпедный Краснознамённый авиационный полк (4-й МТАП ВВС ТОФ) С 1 мая 1938 г., на основании приказов НК ВМФ №0036 от 20.08.1938 г. и командующего ТОФ №0047 от 20.06.1938 г., на базе 109-й ТБАЭ, 26-й МТАЭ и 30-й КРАЭ, входящих в состав 125-й МТАБ, был сформирован 4-й минно-торпедный авиационный полк, по штату №15/828-Б (2). На момент формирования полка три эскадрильи были вооружены самолётами ТБ-1 и ТБ-3 (которые постепенно передали в транспортную авиацию), Р-5, СБ и КР-6а. Управление полка и 1 -я АЭ базировались на аэр. Романовка (ТБ-1 и ТБ-3), 2-я АЭ (Р-5 и СБ) - на аэр. Новонежино, и 3-я АЭ (КР-6а) - на аэр. Суходол. С 25 июня 1938 г., на основании приказа НК ВМФ №0039, на аэр. Евпатория в Крыму для 4-го МТАП начала формироваться 4-я АЭ на самолётах ДБ-3. На её укомплектование выделялись экипажи минно-торпедной авиации от ВВС БФ, ТОФ и ЧФ, а к 10 сентября 1938 г. формирование полка, в целом, было завершено. В период с 10 сентября по 1 октября 1938 г. экипажи этой эскадрильи производили отработку групповой слётанности на аэродроме Евпатория. Во второй половине 1938 г. на вооружение полка поступили первые в Морской Авиации 12 серийных самолётов ДБ-3т (отличавшихся от бомбардировщиков наличием торпедного прицела и устройством подвески торпед). В течение первой половины 1939 г. 4-й МТАП полностью перевооружился на самолёты ДБ-3т, полученные с завода в г. Комсомольск-на-Амуре. Самолёты ТБ-3 М-17 из полка передали в 16-й ОТАО ВВС ТОФ, который базировался там же, на аэр. Романовка. На инспекторской проверке НК ВМФ в 1940 г. по минно-торпедной подготовке полк, единственным из частей МТА, получил положительную оценку (1-й МТАП ВВС БФ и 2-й МТАПВВС ЧФ получили оценки «неудовлетворительно»). В этом году в составе полка имелось уже пять эскадрилий, существующих по штату №030/162-Б. С 12 мая 1941 г., на основании приказа НК ВМФ №0056 от 29.03.1941 г., 2-я и 5-я АЭ полка были расформированы, а их личный состав и авиатехника обращены на формирование 1-й и 2-й МТАЭ 50-го ОСБАП ВВС ТОФ, с передислокацией на аэр. Новороссия. С началом войны полк был рассредоточен на запасные площадки, где строились капониры и укрытия. Началась интенсивная боевая учёба. 18 июля 1941 г., приказом НК ВМФ №00161 от 30.06.1941 г., в составе полка были восстановлены 2-я и 5-я АЭ по штату №30/145-Б. Всего в полку на тот момент имелось 47 самолётов ДБ-3т (из них 40 самолётов исправных) и 38 экипажей. В августе 1941 г. было проведено лётно-тактическое учение, в ходе которого полк наносил бомбовый удар по самолётам противника на условном аэродроме в районе оз. Ханка, а в середине сентября - по нанесению бомбового удара по железнодорожной станции. 10 августа 1941 г., на основании постановления Военного совета ТОФ №11/00432 от 05.08.1941 г., для расширения зоны действия полка и ведения разведки в Татарском проливе, авиазвено самолётов ДБ-3т из 3-й АЭ было перебазировано на оперативный аэр. Великая Кема. Там звено находилось вплоть до конца декабря. В середине октября 1941 г. экипажи эскадрильи капитана Н.М.Черняева перегнали самолёты ДБ-3 на Черноморский флот. На самолёте командира звена лейтенанта М.Буркина летел пассажиром вновь назначенный командующим ВВС ЧФ генерал-майор авиации Н.А.Остряков. Там экипажи совершили по несколько боевых вылетов, а три из них, по просьбе Н.А.Острякова, были оставлены во 2-м МТАП. 18 января 1942 г. одна из эскадрилий полка (9 экипажей), под командованием капитана Г.Д.Поповича, была направлена на запад, в состав ВВС воюющих флотов. Экипажи получили новые самолёты ДБ-3ф на авиазаводе в Иркутске и через Красноярск перелетели в Москву. На перелёте из Красноярска самолёт лётчика А.Сидорова совершил вынужденную посадку на лёд Иртыша, из-за утечки масла левого двигателя. В тот же день, после небольшого ремонта, самолёт присоединился к основной группе.

Были запрещены. Вся деятельность авиации того времени ограничивалась корректировкой ведения огня наземной артиллерии и ведением разведки удаленных укреплений и позиций противника. За восемь лет до этого, в 1899 году, Гаагской конвенцией было наложено основательное ограничение на развитие и использование малокалиберных автоматических пушек. В частности, стрельба разрывными снарядами разрешалась только из пушек, имеющих калибр 37 мм и выше, а вес боевого заряда должен был быть не менее 410 гр. В России и нескольких других странах снаряд, имеющий вес менее 410 гр., считался пулей, до 16,4 кг. - гранатой, а свыше - бомбой. После 1914 года в большинстве стран снаряд и пулю стали различать по виду врезания в нарезы, сделанные в канале ствола, а не по весу. Так, пуля врезалась оболочкой, а снаряд ведущим пояском.

В 1913 году инженеры Солинье и Шнейдер запатентовали новую схему синхронного пулеметного привода, что дало возможность укреплять пулемет на фюзеляже непосредственно рядом с кабиной и вести огонь через плоскость, вне зоны винта. Однако это новшество тогда реализовано не было.

Непосредственно в начале Первой мировой войны большая часть самолетов воюющих стран вообще не имело на боевом вооружении пулеметов. Вместе с тем уже первые дни войны показали то, насколько необходимо вооружать самолеты для ведения воздушного боя и атаки наземных целей.

Разумеется, при выборе вооружения для самолетов наиболее эффективным оказалась установка на самолеты армейских станковых и ручных пулеметов калибра 7-8 мм. Первоначально, в период 1914-1915 годов, эти пулеметы устанавливались на воздушные машины без внесения изменений. Позже, в период 1915-1916 годов, армейские пулеметы перед установкой были несколько модернизированы. Так, в ручных пулеметах вместо оригинального деревянного приклада устанавливалась одна или две ручки. Поток воздуха во время полета охлаждал тело пулемета значительно лучше, чем на земле. С учетом этого было принято решение в авиационных пулеметах отказаться от водяного охлаждения. Большинство авиационных пулеметов, как правило, оснащались гильзоулавливателями.

Модернизированные авиационные пулеметы устанавливались на турелях для ведения огня в задней полусфере самолета с тянущим винтом и в передней полусфере с использованием толкающего винта, а также при условии наличия двух и более двигателей.

Для ведения стрельбы поверх винта стрелок был вынужден становиться на сиденье, чтобы дотянуться до установленного на высоте пулемета. Понятно, что это было крайне неудобно, и с 1915 года такой способ стрельбы был заменен на пулеметы, стреляющие через винт. В феврале 1915 года летчик французской армии лейтенант Гарро впервые применил специальное откидное устройство в виде треугольной призмы, сделанной из стали и укрепленной на лопастях винта с выдерживанием угла в 45° в месте пересечения линии лопасти с каналом ствола пулемета. В данном случае пулемет устанавливался таким образом, что пули при ведении огня попадали только в установленные грани стальных треугольников и при этом не пробивали винт. Конечно, от этого нововведения наряду с плюсами было и очень много минусов. Так, полезная мощность винта снижалась на 10%, большое количество пуль так и не достигали цели, но в то же время главная цель была достигнута – пулемет мог вести огонь через винт. Это было революционным шагом, что позволило французам в первое время после введения нового способа ведения огня доминировать над немецкой авиацией.

Во время воздушного боя 18 апреля 1915 года истребитель Гарро был сбит зенитным огнем и был вынужден пойти на посадку в тылу немецкой армии. Немцы сняли с французского самолета вооружение и немедленно передали его своему конструктору Антони Фоккеру для тщательного изучения. Через 10 дней Фоккер внес свое предложение по установке синхронизатора для стрельбы через винт. В новом варианте синхронизирующий механизм являлся связующим звеном между валом двигателя и спусковым механизмом установленного пулемета. В результате производился только при отсутствии винтовой лопасти перед дулом пулемета. Конечно, при этом на 30% снижался темп стрельбы, но все посланные пули достигали цели.

В России первый авиационный синхронизатор был сконструирован и изготовлен лейтенантом русской армии Г. И. Лавровым осенью 1915 года. Первыми истребителями, на которых устанавливались синхронизаторы Лаврова, стали С-16 конструктора Сикорского. С апреля 1916 года на них устанавливались пулеметы Виккерса с новым синхронизатором. Позже в русской армии синхронизатором стали оборудовать американские пулеметы системы Кольт. В качестве защитного вооружения на С-16 применялся ручной пулемет Мадсен образца 1900 года.

В отличие от иностранных армий в русской пулеметы, которые устанавливались на самолеты, не переделывались. Тот же Виккерс устанавливался с водяным охлаждением. Темп стрельбы пулеметов Виккерса и Кольта составлял примерно 500 выстрелов в минуту, а Мадсена - 400. У Виккерса и Кольта подача патронов была ленточной, а у Мадсена - магазинной, с емкостью 25 патронов. Эти пулеметы, а так же 7,62-мм отечественный Максим с водяным охлаждением долгое время оставались основным вооружением авиации русской армии.

По доступным ценам. Такие матрасы являются превосходной профилактической заболевания позвоночника в любом возрасте. Детские ортопедические матрасы отлично подходят для профилактики раннего развития сколиоза и неправильной осанки.

Многих мужчин привлекает военная техника, особенно грозные самолеты-истребители. Но они могли и не появиться, если бы не изобретение одного голландца. Далее - о хитроумном изобретении, совершившем настоящую революцию в авиации и военном деле.



Как известно, первый самолет поднялся в воздух в 1903 году. Это была машина братьев Райт, которая летала на небольшой скорости менее минуты. Всего через десятилетие над Европой кружили десятки военных самолетов, сделанных из фанеры и полотна, а в истории осталось немало имен отважных летчиков-истребителей. Их основным оружием были пулеметы, закрепленные на боевых машинах.


Практика первых авиационных боев показала, что самый удобный способ установки пулемета - над двигателем самолета, прямо перед пилотом. Тогда он может точно целиться, а также перезаряжать оружие и устранять неполадки прямо в полете. Главная проблема такой схемы – при стрельбе легко повредить воздушный винт. Перед конструкторами истребителей встала непростая задача – как избежать попадания пуль в пропеллер. Французы предлагали обшивать их металлом, словно «бронируя». А в Германии ломали голову над более изощренными механизмами.




В марте 1915 года было найдено простое и эффективное решение. Голландский авиаконструктор Антон Фоккер, строивший самолеты для ВВС Германии, создал специальное устройство – синхронизатор. Новинку установили на новейший истребитель Fokker E.I, который продемонстрировал значительное превосходство над самолетами Антанты.

Механизм синхронизатора работал следующим образом. На валу двигателя ставился выпуклый кулачок, связанный со спусковым крючком пулемета. Он синхронизировался с вращением винта таким образом, чтобы в момент выстрела траектория пули не закрывалась пропеллером. Таким образом, достигалась высокая скорострельность пулемета, а воздушный винт оставался в сохранности. Это было изобретение, которое, фактически, создало настоящий самолет-истребитель.

Спустя столетие одни из самых лучших самолетов в мире создают и строят и в России. В следующих обзорах представлены наиболее известные