История мостов всех времен. Самые первые мосты в истории Самый длинный мост в мире

Бруклинский мост в настоящее время является одним из старейших висящих мостов США. Еще в 19 веке встал вопрос о соединении Манхеттена и Бруклина через Ист-Ривер. Однако, как это сделать никто не знал. Сколько исследований на эту тему ни проводилось - ни одно не давало конкретных результатов. Одним из вариантов решения этой задачи было строительство подземного тоннеля. Но подобное предприятие требовало много сил, труда и, конечно же, денег. Выход из сложившейся ситуации нашел немецкий инженер, изобретатель стального троса, Джон Роблинг. Он предложил просто заменить материл, который будут использовать при строительстве. Так мост должен был стать стальным, но не чугунным. Проект, конечно же, приняли. Строительство было начато. Во время заключительного измерения моста лодка, в которой находился Джон Роблинг, столкнулась с паромом забивающем сваи. Ступня главного инженера была раздроблена, врачи были вынуждены ее ампутировать. Но Джон заболел столбняком, и умер через 3 недели после операции. За строительство Бруклинского моста взялся его сын Вашингтон. Но стоило наследнику начать работу, как его сразила кессонная болезнь, в ходе которой все газы в теле человека попадают в кровь. Это становится причиной паралича и смерти. Вашингтону было так плохо, что он не мог встать с кровати. Поэтому перехватить эстафету стройки пришлось его жене Эмили. Она и стала первым полевым инженером среди женщин. Из-за болезни Вашингтона решили отстранить от строительстве, однако Эмили отстояла его право на участие в проекте. Открыли мост в 1883 году. Перед этим событием Эмили проехала по нему с петухом в руках, как символом победы. На мосту была повешена памятная табличка с именами троих его строителей.

Через несколько недель среди людей прошел слух, что мост разваливается. В итоге началась давка, а результате которой пострадало 12 человек. Власти решили опровергнуть такой домысел достаточно экстравагантно: пустили по мосту 21 слона из гастролирующего цирка. В 2006 году в опоре моста, которая находится ближе к Манхеттену обнаружили секретное бомбоубежище.

Оно было построено в самый разгар холодной войны. В помещении было найдено много провизии, одеял и медицинских наборов для оказания первой помощи. Совсем недавно, 2 июля 2014 года, часть моста обвалилась. Пострадали четверо.

1. 1877 год. Фото из архива истории музея Нью-Йорка Archive Photos/Getty Images.

2. 1903 год. Buyenlarge/Getty Images.

3. Topical Press Agency/Getty Images.

4. Рабочий пьет холодное пиво у моста. 1955 год. Three Lions/Getty Images.

5. 1999 год. Paul Loeb/AFP Photo.

6. Новый 2008 год в Нью-Йорке. Spencer Platt/Getty Images.

7. 2006 год. Melanie Stetson Freeman/The Christian Science Monitor via Getty Images.

8. 2008 год. Mario Tama/Getty Images.

9. 2010 год. Photo by Mario Tama/Getty Images.

10. 2010 год. George Rose/Getty Images.

11. 2014 год. неизвестные вывесили белый флаг вместо флага США. Andrew Gombert/EPA.

Бруклинский мост (Brooklyn Bridge) в Нью-Йорке — фото 2018

Бруклинский мост (Brooklyn Bridge ) – один из старейших подвесных мостов США. Он соединяет районы Бруклин и Манхэттен в городе Нью-Йорк, пересекая пролив Ист-Ривер. Длина моста составляет 1825 метров. По завершении строительства он являлся самым большим висячим мостом в мире и первым, где начали использовать стальные прутья. Основными материалами строительства моста были – известняк, гранит и цемент. Первое название моста – «Мост Нью-Йорка и Бруклина». Современное название было закреплено за мостом в 1915 году.

Бруклинский мост в Нью-Йорке разделен на три части: для автомобильного и пешеходного движения. Боковые полосы предназначены для автомобилей, а средняя – для пешеходов и велосипедистов.

В начале XIX века возникла потребность соединить два города – Бруклин и Манхэттен. Были проведены различные исследования, но они не дали четкого результата.

Изначально планировалось строить подземный туннель, но этот проект откинули, так как он был слишком затратный и трудоемкий.

В 1869 году инженер Джон Роблинг, который уже неоднократно проектировал и строил подвесные мосты, предложил свой проект, где вместо чугуна хотел использовать сталь. Проект Роблинга быстро утвердили и 3 января 1870 года началось строительство. После того как от несчастного случая на строительстве моста умер Джон Роблинг, его дело продолжил сын Вашингтон. Но через некоторое время он получил серьезную травму и за строительство взялась его жена Эмили Роблинг. Можно сказать, что Бруклинский мост обязан своему появлению всей семьи Роблингов.

Строительство моста велось 13 лет и завершилось 24 мая 1883 года. Бруклинский мост – старейший в США. Его стоимость составила 15,1 млн. долларов. Мост состоит из трех пролетов, которые поддерживают две башни. Длина среднего пролета – 486,3 м.

На торжественном открытии моста присутствовал мэр Нью-Йорка Франклин Эдсон и президент страны Честер Артур. Этот день сделали выходным ля людей, и каждый желающий смог прийти посмотреть на это архитектурное достижение.

В первый день по мосту проехало 1800 различных транспортных средств и прошло около 150 300 человек. А Эмили Вашингтон стала первым человеком, который прошел по мосту. Через неделю появился слух, что мост может обрушиться, это привело к давке и погибели 12 человек. Чтобы успокоить жителей города, власти провели по мосту 21 слона из местного цирка.

С 1980 года на мосту установили ночную подсветку.

В 2006 году, во время ремонтных работ, было обнаружено бомбоубежище, построенное в середине 1950-х годов. Вход находился в стене опоры со стороны Манхэттена. В середине были найдены припасы еды, медицинских препаратов, одеяла, защитные установки.

Уже долгое время Бруклинский мост (ориг. Brooklyn Bridge) называют одним из подлинных символов Нью-Йорка.

Висячий мост, которому уже более ста лет, не зря является одной из самых значимых достопримечательностей города. Жители города давно хотели объединить город, который был разделен рекой Ист-Ривер. Именно поэтому в конце 19 века было решено построить мост.

Архитектор моста Джон Реблинг предложил использовать для строительства легкую сталь вместо тяжелого чугуна и его предложение встретили без энтузиазма, ведь известно, что сталь под действием воды со временем ржавеет. Архитектор вопреки этому недоверию сделал по-своему, гальванизировав несущие тросы, в долговечности которых можно не сомневаться и сейчас. Строительство Бруклинского моста все же стоило своим создателям жизни. Сам Джон Реблинг и продолжавший его дело сын Вашингтон погибли от травм, полученных в процессе работ над созданием моста.

Следующие 11 лет строительством руководила Эмили Реблинг. Теперь их имена выбиты на мосту в качестве благодарности и уважения к создателям моста. Невероятные красоты открываются с этого действительно архитектурного шедевра - пролив Ист-Ривер, небоскребы Бруклина и Манхэттена. Бруклинский мост большое количество раз фигурировал во всевозможных фильмах. По понятным причинам кинематографисты не упускают возможности снять хотя бы небольшую сцену с участием это чуда инженерной мысли.

Бруклинский мост, как достопримечательность Нью Йорка

Бруклинский мост — «дедушка» мостов Соединеных Штатов и самый старый подвесной мост на тросах. Тем не менее, ни один турист не обделяет его своим вниманием.

Вид на Бруклинский мост

Мост раскинулся над Ист-Риверским проливом, между островами Манхэттен и Лонг-Айленд, тем самым, соединяя Нью Йорк с Бруклином (один из районов). Сейчас на нем функционирует шесть полос для движения автомобилей и ещё одна - по центру на возвышении - пешеходный переход и вело-дорожка. Бруклинский мост знаменит не только своей длинной, но и своими башнями высотой в 83 метра, в стиле неоготики.

Фото Бруклинского моста

Мысль о соединении этих городов посещала ньюйоркцев еще с 1806 года. Дебаты, исследования длились более 60 лет, пока в качестве окончательного не был выбран проект Джона Огастеса Реблинга «Нью-Йорк Бридж Кампани ». Строительство моста стартовало 3 января 1870 года, длилось целых 13 лет, до конца мая 1883 года.

Фото Бруклинского моста

Строительство имеет печальную историю.

Через 2 года после его начала, осматривая опору моста, Джон Реблинг серьезно травмировал ногу. Архитектор получил заражение крови, отказался от операции, что привело к летальному исходу. Руководство проектом возглавил сын Джона Реблинга - Вашингтон. новый руководитель тоже не долго продержался: его парализовало, и на продолжение строительства он мог наблюдать разве что из окна.

Вид на ночной Бруклинский мост… Красиво, не правда ли?

Дело своего мужа пришлось завершать Эмили Реблинг. Она в совершенстве овладела высшей математикой, сопротивлением материалов, спецификой строительства подвесных мостов. И спустя 11 лет имела честь прочесть среди прочих создателей моста и свое имя. Мост стоил правительству 15,1 миллионов долларов.

В вечернее и ночное время Бруклинский мост красиво освещается

Интересно, что Джон Реблинг, не зная роли законов аэродинамики, спроектировал связку, в 6 раз прочнее, ем он сам полагал! Открытая конструкция связки тросов, за которые «держатся» пролеты, менее подвержена деформации от нагрузок силы ветра. А диагональные тросы, которые соединяют башни и палубы, оказались вообще лишними. Однако были сохранены из-за особого шарма, который придают мосту. Инженерным нововведением Бруклинского моста являются стальные канаты, использованный в качестве несущей конструкции.

Во время реконструкции 2006 года рабочие обнаружили секретное бомбоубежище, созданное во времена холодной войны между СССР США. Вход в него был тщательно спрятан со стороны Манхэттена в стене опоры моста. В тайнике были найдены припасы продовольствия (350 тыс. металлических банок с галетами), одеяла, наборы для медицинской помощи и воздухоочистительные установки.

В день открытия моста около 1,800 транспортных средств и почти 150,300 человек воспользовались им, чтобы переехать или же перейти на другую сторону. Однако, через некоторое время, кто-то пустил слух о возможности обрушения моста. Результат — в давке погибло 12 человек. Опровергнуть слухи, властям помогли слоны из цирка, который по счастливой случайности, гастролировал неподалеку. 21 одно животное провели по мосту, не причинив постройке никакого вреда.

По сей день Бруклинский мост является одной из самых основных достопримечательностей Нью Йорка, хорошим ориентиром в дороге и одним из самых красивых мостов в США.

Первые мосты-балки

Самые Первые мосты относятся к доисторической эпохе, в том числе мосты-балки из перекинутых через преграды стволов деревьев и подвесные мосты, сплетенные из лиан и других ползучих растений. Письменное упоминание о самом первом мосте в истории, переброшенном через Евфрат, относится примерно к 600 г. до н. э. и содержится в трудах греческого историка Геродота. Cуществует пять основных типов мостов, все они известны с глубокой древности. Балочный мост состоит из балок или ферм на опорах (быках). Прообразом такой конструкции стал ствол дерева, поваленного так, что оно соединяло берега ручья.

Мост через реку Тибр

Самым старым из мостов , которые сохранились до наших дней, является мост Понте Мильвио в Риме, построенный в 110-109 годах до нашей эры, переброшенный через реку Тибр.

Начиная с XIX в. балочные мосты стали строить из железа, стали и бетона. Первым железным балочным мостом с пролетами коробчатого сечения стал Британния-Бридж в Уэльсе (1850), одним из первых стальных балочных мостов с пролетами коробчатого сечения - мост через Эльбу в Германии, достроенный в 1936 г. Первый монолитный балочный мост с пролетами коробчатого сечения - Шелтон-Роуд-Бридж в Коннектикуте, США (1952 г.).

Подвесной мост Уилинг-Бридж

Первыми висячими (подвесными) мостами были лианы или другие ползучие растения, перекинувшиеся через реку. Первое письменное упоминание о цепном подвесном мосте датировано 630 г. н. э., первым мостом на проволочных канатах стал 300-метровый Уилинг-Бридж в Огайо, США (1848).

Самыми протяженными мостами в современном мире являются подвесные мосты на тросах из стальной проволоки, первым из которых стал Бруклинский мост в Нью-Йорке, США (1883). В конце XX в. появились подвесные мосты еще одного типа - вантовые, первым из них стал мост Стормструнд в Норвегии (1955).

Арочный мост Айрон-Бридж

Мосты арочной конструкции встречаются чаще остальных, такие конструкции широко применяли римляне и для мостов, и для акведуков. Первый полностью железный арочный мост назывался Айрон-Бридж и был построен в Шропшире, Англия (1781). Первым стальным мостом со сквозной арочной фермой стал Сент-Луис-Бридж в Миссури, США в 1874 году, а самым первым железобетонным арочным – Штауффахер в Швейцарии (1898-1899).

Тауэрский мост в Лондоне

Консольные мосты, как видно из названия, представляют собой такую конструкцию, как консоль, опирающуюся только на один конец. Балочные мосты или мосты со сквозной фермой располагаются между консолями по обе стороны от препятствия. Консольные мосты знали еще в Древнем Китае, но только после начала производства стали они приобрели значительную длину. Первый стальной консольный мост со сквозной фермой - мост через реку Фрейзер в Канаде (1886).

Еще один тип мостов - разводные мосты, по устройству напоминающие подъемные, поворотные и вертикально-подъемные конструкции. Подъемный мост - ранняя разновидность раскрывающегося моста, его французское название (bascule) происходит от слова «качели». Самый известный из мостов такого типа – Тауэрский мост в Лондоне.

Дмитрий Демьянов, Samogo.Net (

ВВЕДЕНИЕ

Мост - искусственное сооружение, возведенное через реку, озеро, овраг, пролив или любое другое физическое препятствие. Мост, возведённый через дорогу, называют путепроводом, мост через овраг или ущелье - виадуком.

Мост является одним из древнейших инженерных изобретений человечества.

Современное направление в строительстве металлических мостов характеризуется стремлением к экономии металла и снижению трудозатрат при изготовлении и монтаже пролетных строений. Достигается это использованием сталей повышенной прочности, применением сварных конструкции, эффективных типов монтажных соединений, внедрением прогрессивных экономичных систем и конструкций пролетных строений.

Одним из прогрессивных конструктивных элементов стальных пролетных строений, особенно автодорожных и городских мостов, являются ортотропные плиты. Такие конструкции выполняют одновременно несколько функций: они являются несущим настилом проезжей части для пропуска транспорта; полностью или частично играют рольездовых поясов главных балок или ферм; исключают необходимость устройства в уровне их расположенияпродольных связей пролетного строения.

Множество публикаций и проектных материалов по стальным пролетным строениям с ортотропиыми плитами практически недоступно студентам, что существенно усложняет курсовое и дипломное проектирование.

История мостов всех времен

Примитивные мосты, представлявшие собой перекинутое через ручей бревно, возникли в глубокой древности.

Позже в качестве материала начали использовать камень. Первые подобные мосты стали строить в эпоху рабовладельческого общества. Первоначально из камня делали только опоры моста, но потом и вся его конструкция стала каменной. Больших успехов в каменном мостостроении добились древние римляне, применявшие сводчатые конструкции в качестве опор и использовавшие цемент, секрет которого был утрачен в Средние века, но потом открыт заново. Мосты (точнее, акведуки) использовались для обеспечения городов водой. Римский историк Секст Юлий Фронтин писал о том, что акведуки являются главными свидетелями величия Римской империи. Многие древнеримские мосты служат и по сей день.

В Средние века рост городов и бурное развитие торговли вызвало необходимость в большом количестве прочных мостов. Развитие инженерной мысли позволило строить мосты с более широкими пролётами, пологими сводами и менее широкими опорами. Самые крупные мосты того времени достигают в пролёте более 70метров(Рис1).

У славян вместо камня используется дерево. «Повесть временных лет» сообщает о постройке моста в Овруче в X веке:

Пошёл Ярополк на брата своего Олега в Деревскую землю. И вышел против него Олег, и исполчились обе стороны. И в начавшейся битве победил Ярополк Олега. Олег же со своими воинами побежал в город, называемый Овруч, а через ров к городским воротам был перекинут мост, и люди, теснясь на нём, сталкивали друг друга вниз.- Повесть временных лет


В XII столетии в Киеве появился наплавной мост через Днепр(Рис2). В то время наиболее распространёнными на Руси были арочные деревянные мосты.

В то же время у инков получают распространение верёвочные мосты, представляющие собой простейшую форму висячих.

В XVI и XVII веках появилась необходимость в ещё более крупных мостах, которые могли бы пропускать большие корабли. В XVIII векевысота пролёта мостов достигает более чем 100 м. Нереализованным остался проект деревянного одноарочного моста через Невудлиной 298 м, составленный Иваном Петровичем Кулибиным.

С конца XVIII века для строительства применяется металл. Первый металлический мост был построен в Колбрукдейле,Великобритания на реке Северн в 1779 году(Рис3). Высота его пролёта составляла около 30 м, перекрытия представляли собой чугунныеарки.

В XIX веке появление железных дорог потребовало создания мостов, способных выдерживать значительные нагрузки, что стимулировало развитие мостостроения. Постепенно в качестве основных материалов в мостостроении утверждаются сталь и железо. Густав Эйфель в 1877 году построил арочный мост из литого железа через реку Дору в Португалии(Рис.5). Высота пролёта этого моста составила 160 м. Длиннейшим в Европе конца XIX века был мост через Волгу в Сызрани, построенный по проекту Николая Аполлоновича Белелюбского и составлявший 1443 м в длину. В 1900 году медали на Всемирной выставке в Париже удостоился мост через Енисей в Красноярске (проект Лавра Дмитриевича Проскурякова).

В XX веке мосты стали строить также из железобетона. Этот материал выгодно отличается от стали тем, что не требует регулярной покраски. Железобетон применялся для балочных пролётных строений до 50 м, а арочных - до 250 м. Продолжает применяться и металл - в XX веке были построены крупные металлические мосты - балочный через реку Святого Лаврентия в Канаде (длина пролёта 549 м), через пролив Килл-ван-Килл в США (503,8 м), а также мост «Золотые ворота» в Сан-Франциско, США (длина главного пролёта - 1280 м).

Крупнейшие мосты современности, в том числе, высочайшие в мире Виадук Мийо и мост Акаси-Кайкё (длина главного пролёта 1991 м), относятся к вантовым и подвесным. Подвесные пролётные строения позволяют перекрывать наибольшие расстояния.


Какие бывают мосты?
Существует около десятка типов мостовых конструкций, самыми распространенными из которых являются балочные, балочно-консольные, арочные, висячие и вантовые. Арочные и висячие мосты являются самыми древними типами мостов.

Всегда ли арочные мосты имеют полукруглую форму
Нет, не всегда. Китайский инженер, первым осознавший, что арочный мост не обязательно должен быть полукруглым, а может быть и пологим, совершил настоящий переворот в мостостроении. Представим себе гигантский круг, зарытый в землю так, что на поверхности видна только его верхушка. Этот сегмент и образует пологую арку. Такие мосты прочнее полукруглых, а на их строительство уходит меньше материалов. Это открытие было сделано в Китае в VII в.

Когда были построены первые мосты?
Первые капитальные мосты, которым были не страшны нй паводок, ни другие стихии, начали сооружаться еще в античную эпоху. Наибольшее распространение мостостроение получило в эпоху Римской империи. Через реки, лежащие на пути, римляне перебрасывали великолепные арочные каменные мосты, сохранившиеся во многих местах. По мосту, лежащему между Карфагеном и Гиппон Диоритом, даже сегодня проходит автомобильное шоссе. Также до сих пор используется мост в Римини (Италия, начало I в. н. э.), построенный из мраморовидного далматинского известняка. Облик моста в Римини отличается строгими, суровыми пропорциями, благородной сдержанностью и простотой украшений. Знаменитый итальянский зодчий Пал-ладио, тонко воспринимавший красоту античной архитектуры, считал его лучшим римским мостом.
В Испании, близ португальской границы, в суровой гористой местности стоит мост Алькантара, переброшенный через реку Тахо (Тежу) на рубеже I-II вв. архитектором Гаем Лацером. Недалеко от моста на берегу реки в древности стоял храм, у развалин которого нашли надпись на мраморной плите: «Мост, что пребудет всегда в веках постоянного мира, Лацер воздвиг над рекой, славный искусством своим». Всего же в Европе сохранилось около трехсот римских мостов.

Древние мосты сохранились только в Европе?
В китайской провинции Хэбэй до наших дней сохранился однопролетный каменный мост. Вот уже тринадцать веков это сооружение продолжает служить людям. Его создатель Ли Цзюнь - основатель целой строительной школы, влияние которой на китайскую строительную технику сохранялось на протяжении многих веков. Первый из его мостов, построенный в 610 г., сохранился до наших дней, и им по-прежнему пользуются. Великий каменный мост (как его называли) перекинулся через реку Цзяо в районе Чжаосянь в предгорьях Шаньси, на окраине Великой китайской равнины. Протяженность Великого каменного моста составляет 37,5 м.
В конструкции моста были использованы четыре небольшие сквозные арки, первые в мире арочные антрвольты - новшество, имевшее большое значение в строительстве. Ли Цзюнь установил, что, расположив их с двух сторон моста, можно решить одновременно несколько проблем: пропуск паводковых вод уменьшает опасность разрушения моста при внезапном наводнении, снижается общий вес конструкции, что уменьшает вероятность ее погружения в речные берега, экономится значительное количество материалов.

Какие самые большие мосты древности сохранились до наших дней?
Пролет самого большого из сохранившихся древнеримских арочных мостов (моста св. Мартина близ Аосты, Италия) равен 35,5 м, а обычный римский арочный мост имеет пролет длиной от 18 до 25 м. Самый известный арочный мост в Китае, часто называемый «мостом Марко Поло», был построен в 1189 г. через реку Юндин у города Лугоуцяо, к западу от Пекина. Он состоит из 11 пологих арок, длина пролета каждой из них в среднем 19 м, а общая протяженность моста"-- 213 м. По этому мосту,-который Марко Поло считал «самым замечательным в мире», сегодня движется поток современных грузовиков и автобусов.

А где сегодня можно увидеть древние висячие мосты?
Если где и сохранились древние висячие мосты, то только в Перу. Построенные в эпоху инков, эти смелые инженерные сооружения, перекинутые через пропасти, заслужили восхищение тех, кто их видел. Местные жители пользовались ими еще в XIX в. Испанский хронист Гарей ласо де ла Вега оставил детальное описание возведения инками этих огромных конструкций. Из трех необычайно толстых канатов они сплетали трос - криснеху, превосходивший своей толщиной человеческое тело. Потом они перетягивали концы этих грандиозных канатов на другой берег реки и там намертво укрепляли их с обеих сторон на двух высоких опорах, высеченных в мощных скалах. Если же подходящих утесов поблизости не оказывалось, их возводили из обтесанных каменных глыб, прочностью своей не уступавших скалам.

Какой висячий мост был самым большим?
Самым большим из подобных мостов был 45-метровый висячий мост через реку Апуримак в Перу, построенный еще во времена существования империи инков. Американский ученый Виктор Хаген, много лет изучавший сеть инкских дорог, охарактеризовал этот мост как «несомненно, самое значительное техническое достижение коренного населения обеих Америк». Путешественник и географ Дж. Сквайр более столетия назад побывал в этих местах и зарисовал мост через Апуримак, существовавший еще в середине XIX .в. К сожалению, до наших дней этот мост не сохранился, он рухнул в 1880 г. вместе с проходившими по нему людьми.

Из цикла " Загадки нашей планеты"
Если лететь над морем между Индией и Шри-Ланкой (Цейлоном), то в какой-то момент можно заметить находящуюся буквально у самой поверхности странную отмель, которая, слегка изгибаясь, соединяет остров и континент. Отмель эту мусульмане называют мостом Адама, а индуисты - мостом Рамы.

Странная отмель
Мусульманское название связано с тем, что последователи этой религии считают, что изгнанный из рая Адам сошел на землю именно на Цейлоне. А на континент, в Индию, он перешел по этой странной отмели, столь похожей на мост.

Индуисты и вовсе считают, что это действительно рукотворный мост, построенный в незапамятные времена по приказу императора Рамы войском обезьян под предводительством Ханумана. Согласно Рамаяне, руководил строительством Нала - сын легендарного божественного зодчего Вишвакармана, и по этому мосту войска Рамы переправились на Шри-Ланку для сражения с ее правителем, демоном Раваной, который похитил возлюбленную Рамы - Ситу.

На арабских средневековых картах он отмечен как самый настоящий возвышающийся над водой мост, по которому любой желающий мог перейти из Индии на Цейлон. Ситуация изменилась в 1480 году, когда в результате сильного землетрясения и последовавшего за ним сильнейшего шторма мост просел и был частично разрушен. Однако португальцы и англичане по-прежнему обозначали его на картах как искусственное сооружение, дамбу или мост.

Длина моста составляет без малого 50 километров, ширина его колеблется в пределах примерно от 1,5 до 4 километров, глубина морского дна вокруг сооружения - 10-12 метров. Большая часть его скрыта водой, иногда на глубине более метра. Так что по нему и сейчас вполне можно пройти от начала до конца, то бредя по каменному полотну по колено в воде, то углубляясь по пояс и более.

Единственное серьезное препятствие - это так называемый проход Памбас между островом Рамесвар и мысом Рамнад, доступный для движения небольших торговых судов. Немногим решившимся на подобный переход путешественникам приходится здесь использовать все свое умение плавать. Тем, кто в этом не силен, по мосту лучше вовсе не ходить - сильное течение через Памбас норовит снести смельчаков в открытое море.

Проклятый канал
Большие суда и поныне вынуждены ходить вокруг Шри-Ланки, на что уходит лишних 800 километров, что составляет 30 часов пути. Для решения этой проблемы еще в 1850 году английский командор Тэйлор предложил провести сквозь мост Рамы канал. В 1955 году этот план пожелал воплотить в жизнь Джавахарлал Неру. Поскольку священные места собственного народа разрушать как-то неэтично, правительство страны в Верховном суде Индии заявило, что нет никаких исторических доказательств строительства моста Рамой. Рамаяна хоть и священная книга, но как-то не в счет.

Но настоящие страсти по поводу строительства канала разгорелись уже в XXI веке, когда для этого была сформирована корпорация «Сетуса-мудрам». Она даже принялась за строительные работы на месте будущего канала, но по неведомым причинам часть земснарядов была возвращена в порт из-за поломок, в том числе зубьев ковшей. Неожиданный шторм разметал задействованные в строительстве суда и не дал продолжить работы. Верующие индуисты сразу заявили, что это царь обезьян Хануман охраняет свое творение.

27 марта 2007 года, как раз в день рождения Рамы, группа международных общественных организаций начала кампанию Save Ram Sethu - «Спасите мост Рамы». Поскольку для индусов мост Рамы - живое доказательство их древней истории, начавшееся строительство затронуло чувства миллионов верующих. Активисты кампании также заявили, что разрушение моста разрушит всю местную экосистему. Ведь к северо-востоку от моста находится бурный и опасный Полкский пролив с его штормами и циклонами, а к юго-западу - спокойный Манарский залив с чистейшей водой изумрудного цвета.

Мост Рамы разделяет их и смягчает страшные последствия циклонов и цунами. Так, по мнению ученых, цунами, которое обрушилось на Индию в 2004 году и унесло десятки тысяч жизней, было значительно ослаблено мостом Рамы. Не будь этой древней «дамбы», жертв могло было быть гораздо больше. Под воззванием Save Ram Sethu подписались тысячи людей. Защитники моста предлагают принять альтернативный проект: прорыть канал по большой песчаной отмели близ деревни Мандапам. Будут ли они услышаны индийским правительством, пока неясно.

Факты свидетельствуют: мост рукотворный
Мы во многом уже привыкли к тому, что за легендами и мифами часто скрыты реальность и давно перевернутые страницы прошлого нашей планеты. Тем не менее снимки, которые НАСА обнародовало несколько лет назад, немало удивили даже жителей Шри-Ланки и Индии.

На них со всей четкостью, что дает современная фотоаппаратура, виден самый настоящий мост между континентом и Цейлоном. После публикаций снимков НАСА индийская газета «Хиндустан тайме» сообщала, что полученные американскими спутниками изображения служат доказательством реальности индийских сказаний, и что события, о которых повествует Рамаяна, в том числе строительство моста Рамы, действительно имели место.

Однако НАСА предпочло дистанцироваться от каких-либо конкретных заявлений. Да, на фотографиях, сделанных со спутников, ясно видна удивительная геоморфология данного района. Но, как заявляют специалисты НАСА, сами по себе «изображения дистанционного зондирования с орбиты не могут предоставить конкретную информацию о происхождении или возрасте цепи островов и не могут определить участие людей в происхождении данного объекта».

Зато данные, позволяющие судить об этом, получила геологическая служба Индии 6SI. Ее специалисты исследовали всю структуру моста Рамы. В мосту и рядом с ним были пробурены 100 скважин, пробы грунта из которых подверглись тщательному изучению. Было проведено магнитное и батиметрическое сканирование. В результате было выяснено, что невысокий подводный хребет (мост) представляет собой явную аномалию, поскольку возникает на дне совершенно неожиданно.

Хребет представляет собой скопление валунов размером 1,5x2,5 метра правильной формы, состоящих из известкового камня, песка и коралла. Эти валуны лежат на морском песке, толщина которого составляет от 3 до 5 метров. И лишь под песком начинается твердый каменный грунт. Присутствие свободного песка ниже валунов, очевидно, указывает на то, что хребет не является естественным образованием, а положен поверх песчаного грунта. Некоторые из валунов настолько легки, что могут плавать на воде.

Также было установлено, что эти участки суши не поднимались в результате каких-либо геологических процессов и скорее напоминают дамбу. В скважинах был обнаружен однородный материал -известковый камень. Прямолинейный и упорядоченный характер укладки также свидетельствует в пользу того, что эти валуны были кем-то принесены и уложены в дамбу.

Странным, конечно, кажется то, что мост имеет просто непомерную ширину для переправы войск, да и чего бы то ни было еще. Но это по современным меркам. Вот что рассказывает Александр Волков, режиссер снятого в 2009 году документального фильма «Мост Рамы»:

Легенды говорят, что его строили воины-обезьяны, которые были исполинского роста. И мы даже в фильме попытались проиллюстрировать то, что высота этих исполинов была -вы не поверите - 8 метров! Но, глядя на этот мост, невольно начинаешь в это верить - такую ширину для нас с вами нет смысла строить. Но для людей восьмиметрового роста, при этом обладающих каким-то вооружением, наверное, появляется логика в ширине этого моста.

Вообще, много вопросов, конечно, много. Один из таких вопросов - это возраст моста. Исходя из легенд, одни индуистские теологи говорят о том, что мосту Рамы миллион лет, другие приводят более скромный возраст - 20 тысяч лет. Западные исследователи-альтернативщики выдвинули прямо-таки радикальную версию - 17 миллионов лет. Даже индийская академическая наука снизошла до решения проблемы и предложила свой вариант - 3500 лет, очевидно, увязывая строительство с арийским завоеванием Индии. Однако при множестве неясностей очевидно то, что мост Рамы действительно является искусственным, рукотворным сооружением. Исследования, проведенные GSI, смею полагать, это убедительно доказали.