Дворцы. Дворцы Кафедральный собор святого Архангела Михаила

История строительства дворца уходит корням в 40-ые годы 19-го века, когда болотистый участок, на месте которого сегодня разбит Пионерский и Девичий парка, между улицами короля Милана и королевы Натальи, купил Стоян Симич, один из самых влиятельных людей в княжестве Сербии, лидер конституционализма и председатель Государственного совета. Он осушил болотистую землю, покрыл участок дополнительным слоем земли и выровнял местность, и на левой стороне нынешней улицы короля Милана построил дом (1840 - 1842), который позже получил название Старая резиденция. Приобретение этого особняка с садом для размещения в нем дворца князя Александра Карагеоргиевича (1842-1843) положило начало созданию первого дворцового комплекса в Белграде. Здание тщательно отремонтировано и значительно расширено, сад обнесен оградой. Остальная часть болотистого участка была осушена и благоустроена под сад. Все было сделано в тогдашней традиции народного строительства и ботанической практики. Приданием саду репрезентабельного вида занялась еще княгиня Персида Карагеоргиевич. Дворцовый сад был разделен на две части – парковую, ухоженную часть с видом на улицу, которая входила в дворцовый комплекс, и собственно сад за оградой. В центральной части парка находился фонтан со скульптурой «Девушки с кувшином», заказанной в Вене. Со средины 19-го века, вокруг Старой резиденции, как центральной в комплексе, построен ряд зданий: Малый дворец, Дворец престолонаследника (Здание министерства иностранных и внутренних дел), здание для дворцовой стражи и несколько вспомогательных построек, которые можно было видеть со стороны улиц Дворцовой (ныне Драгослава Йовановича) и улиц князя Милоша и Крунской. Ни одно из вышеупомянутых зданий не сохранилось до сих пор.

В периоде становления независимого государства после Берлинского конгресса (1882) возникла идея превратить дворцовый комплекса в королевскую резиденцию, в свете подготовки к провозглашению Королевства Сербии (1882). Проект архитектора Александра Бугарского, одного из выдающихся представителей сербского строительства конца 19 - начала 20 века, предполагал, что будущий будет состоять из трех частей. В центральной части, на месте Старой резиденции предполагалось построить дворец для королевской семьи. Справа от Старой резиденции было предусмотрено крыло для дворца престолонаследника, в то время как левое крыло предназначалось для приемов и дипломатических визитов. Из этого проекта построено только левое крыло, которое называют Старым дворцом. Правое крыло построено тридцать лет спустя как Новый дворец по новому проекту.

Старый дворец построен в периоде с 1881 по 1884 гг. на месте бывшего Малого дворца князя Михаила на углу улиц короля Милана и Дворцовой (ныне Драгослава Йовановича). Проект разработал архитектор Александар Бугарски на основании идеи и по поручению самого короля Милана Обреновича. Оформлением интерьера Старого дворца занималась комиссия во голове с Бугарским. В нее также входили профессор Великой школы Михаило Валтрович и художник Доменико д’Андреа. Декоративные элементы интерьера и мебель были заказаны у венских мастеров. Симметричная форма фасада Старого дворца в академическом стиле, богато украшенного деталями антики, ренессанса и барокко, подчеркивает главные характеристики академизма и придает королевской резиденции вид самого роскошного дворца в Сербии и в наши дни.

Идея построить сложный дворцовый комплекс повлияла на то, что главным фасадом Старого дворца стал фасад, выходящий на дворцовый сад и правое крыло комплекса, т.е. дворец престолонаследника. Этот фасад, как и фасад с видом на улицу короля Милана, был гораздо роскошнее остальных двух. Его симметричность подчеркивается расположением парадного входа, горизонтальным членением на три части и гармоничным распределением архитектурных элементов: балконов, ионических и коринфских колонн, двух кариатид. Этому способствуют и декоративная отделка фасада и два купола, увенчанных королевскими коронами наверху. В центре большого фронтона центрального фасада, над кариатидами находится новый герб Королевства Сербии, который считается первым и старейшим гербом Королевства Сербии, установленным на публичном здании. Часть здания, входящая на угол улиц короля Милана и Драгослава Йовановича спроектирована в виде башни с куполом и высоким шпилем с двуглавым орлом на нем. Использование этого символ указывает на прямую связь между постройкой дворца и провозглашением Королевства Сербии. За основную линию более скромного фасада, смотрящего в сад, выходит боковой ризалит в виде трехсторонней апсиды домовой церкви на втором этаже.

Стиль строительства

Плана здания исходил из его первоначального назначения, т.е. торжественные приемы высоких гостей из королевских семей и другие церемонии. От этого в значительной мере зависела планировка помещений. Оформлению интерьера в залах для приемов архитектор Бугарски уделял особое внимание. Центральное помещение представляло собой самый замечательный сегмент интерьера – зимний сад, окруженный залами, из которых можно было попасть в остальные помещения первого и второго этажей. Зимний сад имел стеклянную крышу, а стены были украшены позолоченной лепниной. Центральным мотивом была двух маршевая дубовая лестница. Все представительские помещений были богатая обставлены: актовый зал, музыкальный зал с роялем, желтый, красный, турецкий залы, столовая, лиловый зал, библиотека, домовая церковь.

Снос и реконструкция

После смены династии на троне (1903), Старая резиденция снесена, а Старый дворец стал официальной резиденцией династии Карагеоргиевичей. Поскольку в Первой мировой войне зданию был причинен большой ущерб, в 1921 г. начались работы по его реставрации под наблюдением комиссии, в составе представителей Министерства строительства и финансов, которую возглавлял управляющий и художник Урош Предич. До апреля 1922 г. закончено большинство работ, отреставрирована позолоченная лепнина на стенах зимнего сада и в актовом зале, все помещения обставлены мебелью из Лиона и Вене. Когда Новый дворец стал официальной королевской резиденцией в 1922 г., Старый дворец получил своё первоначально, публичное назначение, предусмотренное проектом Александра Бугарского (1881).

Еще одна тщательная реконструкция проводилась в течение 1930 - 1931 гг. под руководством придворного архитектора Драгомира Тадича. Вся фасадная лепнина из гипса заменена декором из искусственного камня. Работой руководил архитектора Светомира Лазича. Здание Старого дворца тяжело пострадало в бомбардировке Белграда 6. апреля 1941 г. После Второй мировой войны и последующих политических перемен здание Старого дворца получило новое назначение. После реконструкции, 1947 – 1949 гг. у него появилась не только новая функция, но и совсем новое решение парадного подъезда и фасада с видом на проспект короля Александра. Автором проекта был Драгиша Брашована. Оба небольших купола, увенчанные коронами, и другие королевские символы сняты с фасада. Реконструкция и оформление интерьера выполнены по проекту архитектора Александра Джорджевича. Особое внимание уделено актовому залу, в котором представлена новая государственная и республиканская символика и витражи на тему народно-освободительной борьбы. Помимо Брашована и Джорджевича в реконструкции здания участвовали и другие отечественные архитекторы Братислав Стоянович, Милан Минић, Слободан Михаилович и Момчило Белобрк.

После Второй мировой войны в здании Старого дворца находилось Представительство национального собрания, Правительство СФРЮ и Союзное федеральное правительство. С 1961 г. в Старом дворце располагается Мэрия Белграда. Старый дворец объявлен культурным памятником в 1983 г.

Литература

  • Документација ЗЗСКГБ, Досије споменика културе Зграда Старог двора
  • Марко Поповић, Хералдички симболи на београдским јавним здањима, Београд 1997, 52.
  • Светлана В. Недић, Из историје Старог двора, Наслеђе II, Београд 1999, 11.
  • А. Кадијевић, Естетика архитектуре академизма (XIX –XX век), Београд, 2005, 302-304.
  • Богдан Несторовић, Архитектура Србије у XIX веку, Београд 2006, 182. 301.
  • «Службени гласник города Белграда» Но.4/83
G Я O L

Новый дворец (сербская Нови двор/Novi dvor) является королевской резиденцией династии и последующего . Сегодня это резиденция . Дворец расположен на Andrićev Венац в , Сербия, напротив здания .

История

Строительство дворца

Здание Нового дворцавозводилось как новая резиденция и последнее из зданий комплекса дворцовых зданий на Теразиях. С архитектурно-художественной точки зрения, сопротивляется ассамблеи и создает комплекс самых значительных зданий в . Он построен в соответствии с первоначальной концепциейпо амбициозному проекту архитектора Александра Бугарского (1880).Центральное место занимался бы королевский дворец, который должен был быть построен на месте Старой резиденции (бывший дом Стояна Симича). Старый дворец( г.) был предназначен как левое крыло дворца, адворец престолонаследника, построенный в середине г. для престолонаследника , как правое крыло. Считается, что дворец престолонаследника князя Михаила был построен по проекту архитектора Косты Шрепловича в стиле романтизма, но некоторые источники указывают, что он только наблюдал за отделочными работами а проект, на самом деле, разработали Йован Френцл и Йосиф Касно, самые известные архитекторы в Главном бюро строительства. Строительство этого здания уже указывало на тенденциюпостроитьдворцовый комплекс как трёхчастную композицию. Тем не менее, князь Михаило жил в Старой резиденции, а новое здание было предназначено для Министерства иностранных и внутренних дел.

Идея построить Новый дворец возникла после убийства и сноса Старой резиденции год спустя. Новый король, проживал в Старой резиденции, которую в предшествующем периоде использовали только для торжественных приемов. Поскольку Старый дворец не был подходящим домом для монарха, казалось совсем естественным построить новую резиденцию.

Закладка Нового дворца для Александра I Карагеоргиевича начала г. по проекту Стояна Тителбаха (1877—1916), выдающегося сербского архитектора с начала 20-го века. Новый дворец является его единственным известнымпроектом, который он разработал в качестве архитектора Министерства строительства. Здание Нового дворца закончено в г. Оно потерпело большой ущерб в и тщательно восстановлено в 1919—1922 гг. под руководством специальной Комиссии, которая одновременно работала над проектом Старого дворца. Среди членов комиссии, которая полностью заботилась о будущем дворцеи главном штабе маршала, были художник и архитекторы Министерства строительства Петар Попович и Момир Корунович. Новый дворец стал официальной королевской резиденцией в июне г. когда Александр I Карагеоргиевича и его супруга переехали в здание.

Стиль строительства

Современный вид дворца

АрхитектураНового дворца отражала идею исторической целостности комплекса, подчеркиваятенденцию завершить, в пространственном и символическом смысле, идею государства. Здание Нового дворца простроено в качестве архитектурного аналога Старого дворца. Трехэтажное здание было построено в стиле академизма с элементами принятыми, главным образом, из ренессансной и барочной архитектуры. Самый репрезентабельный фасад смотрит на сад, а угловой ризалит, стоящий на углу здания, разработан в виде купола похожего на архитектурное решение Старого дворца. Таким образом осуществлялась гармоничность дворцового комплекса и его симметрия. В системе расчленения фасада центральное место занимают первый и второй этажи какединственное композиционное решение, цокольный этаж выполнен в рустикальном стиле, в то время как третий этаж выполнен независимо и более скромно. Расчленение главного фасадаподчеркивают боковые ризалиты и центральный ризалиты, в середине которого находится парадный вход с овальным навесом. В соответствии с назначением здания особенное место на фасаде занимались геральдические символы. В люнете центрального ризалита находился герб королевской династии Карагеоргиевич. Самая высокая и, следовательно, доминирующая часть Нового дворца башня сошпилем, на верху которой находится бронзовый двуглавый орел в полете, который представляет главный элемент, соединяющий фасады с видом на улицы Краља Милана и Андрићев венац. Ещё один важный геральдический символ существовал под куполом угловой башни: два одинаковых, симметрично расположенных щитах с крестом и четырьмя огнивами, то есть сегмент герба и позже неотъемлемый сегмент герба . Центральным мотивомфасада с видом на улицу Андрићев венацявлялся арочный ризалит, над которым находилась монументальная композиция с гербом в центре.

Планировка помещений Нового дворца утверждена проектом из 1911 г. в соответствии с назначением здания. Первый этаж отведен подпомещения для торжественных приемови столовой, часть здания с видом на улицу Краља Милана отведена под помещения для особо важных гостей, а второй и третий этажи были предназначены для королевской семьи. Помещение для кухни не было предусмотрено проектом, но рядом находился дом в шумадийской (Шумадија) манере, связанный тоннелю с первым этажом дворца. Репрезентабельное оформление интерьера и обстановка помещений дорогой мебелью выполнено французской компанией Безье. Особое внимание уделено оформлению интерьера вестибюля, актового зала, столовой, комнатами в боснийском, японском и английском стилях, помещений, предназначенных для проживания короля и королевы.

Ограда с воротами и караульными будками, выделяющая здания и сад от улицы краља Милана являлась неотъемлемой частью дворцового комплекса и представляла элемент, который связывал новый и старый дворец. Подобную роль играло здание для дворцовой стражи. Архитектор Момир Корунович выполнил расширение и реконструкцию фасада этого здания (1919/1920) таким образом, чтобы обеспечить единообразие стилейНового и Старого дворцов. Ворота в виде триумфальной арки с рельефной пластикой и геральдическими символами, арочное здание для дворцовой стражи, сад с фонтаном, расположенным между дворцами придавало ансамбле дворцовых зданий репрезентабельный и торжественный вид.

Музей князя Павла

Здание Нового дворцабылоофициальная королевская резиденция с 1922 по 1934 годы. Когда королевская семья переехала в новый дворец на Дедине, по желанию короля это здание стало Королевским музеем князя Павла. (впоследствии переименованный в музей князя Павла.) Музей был одним из самыйважных учреждений культуры в королевстве, а по мнению современников принадлежал ряду самых современных музеев в Европе. Сама по себе выставка былауникальной и необычной. На первом этаже были выставлены доисторические, античные и средневековые артефакты, на втором этаже быликоллекция памятников национальной культурыи югославского искусства 19-го века, третий этаж был предназначен для современного европейского искусства, среди которых важное место занимали произведения отечественных мастеров. Музей князя Павла находился в здании Нового дворца до г. когда оно получило новое назначение при смене государственного устройства.

Изменения выглядят

Новый дворец, Белград

Реконструкция Старого и Нового дворцов и новое назначение этих зданий после Второй мировой войны превратили дворцовый комплекс в административный центр государства и республики. Для того, чтобы соединить бывший дворцовый комплекс со зданием Национального собрания была снесена ограда и здание дворцовой стражи, а сад превратили в Пионерский парк. По проекту архитектора Милана Мирнича ( —) выполнены работы по реконструкции и расширению здания бывшего Нового дворца для нуждПредседательстваНРС. Построили большой актовый зал с вестибюлем, фасад с видом на Старый дворец получил совсем новое архитектурное решение, которое подчеркивала колоннада ионических колонн, в то время как сохранились боковые линии и линии оригинального архитектурного решения с видом на улицы краља Милана и Андрићев венац. В соответствии с изменениями на восточной стороне Нового дворца находился подъезд напротив Пионерского парка, а геральдические символы были заменены символами нового государства. Особое внимание уделено оформлению интерьера пристроенной части, украшенной произведениями самых значительных югославских художников: Тома Росандић, Милан Милуновић, Милица Зорић и др.

Здание Нового дворца с 1953 г. предназначено для размещения высших органов государственной власти. В нём были размещены Исполнительный совет НРС, Совет НРС, Председательство СРС и на длительный период времени местопредседателя Республики Сербии. Новый дворец и принадлежащие здания являются одним из самых драгоценных исторического ядрах Белграда. Благодаря своейисторической, культурной, общественной и архитектурнойценностион был объявлен культурным наследием в 1983 г («Службени лист града Београда» бр. 4/83).

Галерея

В Белграде находятся Храм Святого Саввы (самая большая церковь на Балканах), Калемегдан с Белградской крепостью, памятники культуры и другие культурные ценности, многочисленные археологические раскопы с образцами материальной культуры, свидетельствующими о развитой цивилизации и культуре на территории Белграда от праистории до сегодняшнего дня.

Долгий период турецкого владычества оставил после себя немало построек в Белграде. Однако турецкий период активно отторгался коллективным самосознанием сербов после создания в XIX веке независимого сербского государства. Это привело к тому, что османское наследие в первоначальный период создания независимого государства активно разрушалось. Поэтому главными историческими достопримечательностями сербской столицы можно назвать прежде всего постройки, которые были возведены после создания сербского государства. Эти постройки, естественно, не очень древние и, как правило, носят статусный характер.

Четыре королевских дворца, оставшихся от династий Обреновичей и Карагеоргиевичей, правивших страной после обретения независимости от Османской империи, а также здание парламента-скупщины можно отнести к основным достопримечательностям Белграда. Из четырёх королевских дворцов два находятся в пригороде Белграда Дедине. Это дворцы «Королевский» (серб. «Краљевски двор», «Kraljevski dvor») и «Белый» (серб. «Бели двор», «Beli dvor»). Резиденция в Дедине была построена в период с 1922 по 1937 год. В постройке «Королевского дворца» активное участие принимал русский архитектор-эмигрант Николай Краснов, до революции в России работавший для российской царской семьи. Некоторые помещения «Дворца» архитектор оформил в стиле старинных кремлёвских палат в Москве. «Королевский дворец» ещё называют «Старым», так как он был построен раньше «Белого». Но в Белграде есть ещё один «Старый дворец» - это дворец династии Обреновичей, в котором ныне размещается мэрия Белграда. Ещё одним дворцом Белграда является т. н. «Новый дворец» (серб. «Нови двор», «Novi dvor»), в котором ныне расположена резиденция президента Сербии.
Белградская крепость, это своего вида музей прошлого Белграда, место, на котором дословно можно увидеть протекание времени.

С Белградской крепости открывается исключительный вид на устье Савы в Дунай, Новый-Белград и Земун. Комплекс состоит из самой крепости, разделенной на Верхний город (Ворота деспота, Сахат-кула (Часовая башня), Римский колодец, Статуя победителя), Нижний город (Башня Небойша, Хамам-турецкая баня, Ворота Карла VI) и парк Калемегдан, в котором находятся бюсты людей, которые сыграли большую роль в истории страны, науке и культуре. В парке Калемегдан находится Павильон имени Цвиеты Зузорич, Большая лестница, зоологический сад, детский парк и еще множество памятников и скульптур, несколько спортивных площадок. Южнее крепости Калемеган вырос Нови Град с просторными кварталами, с парками, бульварами. Здесь выделяются церковь Святого Марка, здание Народной скупщины, комплекс сооружений промышленной ярмарки и другие, построенные в сталинском стиле.

Стари Град — самая старая часть Белграда, расположена рядом с крепостью. Здесь сосредоточились музеи, дворцы, рестораны. Обязательно нужно посетить старый квартал Скадарлие; Дворец княгини Любицы, построенный в балканском стиле с коллекцией мебели; дом князя Милоша 19 век, поражающий своим великолепием; мечеть Байракли-Джамиля 17 век; парк Ада Сиганлия; Храм Святого Саввы; остатки римских, турецких, сербских укреплений; Галерею фресок и многие другие исторические и архитектурные памятники.
Важной достопримечательностью Белграда также является «Дом цветов» (серб. «Кућа цвећа», «Ku?a cve?a»), в котором похоронен лидер послевоенной Югославии Иосип Броз Тито. «Дом цветов» входит в музейный комплекс «Музей югославской истории».

Посещение белградских музеев, это прогулка сквозь целые эпохи, создающая картину истории города и государства. В Белграде всего 50 музеев. Из них можно выделить Музей современного искусства, созданный в 1945 году, Музей революции, Этнографический музей, в котором собраны национальные костюмы Сербии. Национальный музей 1844 год, в котором находятся археологические коллекции, собрания европейской живописи. Богатые собрания белградских музеев возникли в течение XIX и XX веков. Частные коллекции богатых семей сегодня представляют собой значительную часть богатства, хранящегося в музеях Белграда. Важное место занимает наследство художников, коллекционеров и тех, которые своей деятельностью оставили след в культурной, научной и общественной жизни.

В Белграде около 300 памятников культуры, среди которых 57 с исключительным и большим значением для культуры Сербии и Белграда. Особенно важные – Белградская крепость, Соборная церковь, Памятник неизвестному герою на Авале, Памятник на месте смерти деспота Стефана Лазаревича (Црквине под Младеновацем), Кладбище освободителей Белграда, позднеримская усыпальница в Брестовике, Бревенчатая церковь в Враниче, родной дом воеводы Степы Степановича, Дворец княгини Любицы, Капитан-Мишино здание.

Белград гордится своими парками, зеленью, аллеями. Весной парки Белграда становятся местом для передышки и наслаждения, летом убежищем от жары и городской суеты, осенью они успокаивают перед зимой, которая подходит. Даже зимой парки многим белградцам предоставляют убежище от городской суеты. Первый общественный парк обустроен в 1860 году на пересечении улиц князя Милоша и Неманина и назывался Финансовый парк. Сегодня в Белграде 65 общественных парков. Самые известные — Калемегданский парк, Ташмайданский парк, Парк дружбы, Гайд-парк и Пионерский парк. На территории города под опекой находится 37 природных ресурсов, главным образом долговечные и редкие деревья. Среди них черешчатый дуб Мелнице в сопотской деревне Неманикуче, которому более 230 лет. Здесь находится группа из девяти дубов у Язича-избы в Обреноваце, возраст которых около 180 лет, а также огромный платан, посаженный при строительстве Дворца князя Милоша Обреновича в 1834 году и столетний кедр, посаженный Иосифом Панчичем на улице Толстоя на Савском венце.

Дворцы в Сербии возводились с ХVIII до начала ХХ столетия в самых разных стилях – от барокко до классицизма. Они не могут похвастаться версальской роскошью, но по-своему интересны и прекрасны. Больше всего дворцов расположено в Воеводине, а самыми знаменитыми являются здания, построенные для королевской семьи в Белграде. Как и положено подобным архитектурным памятникам, практически каждый из них хранит свою легенду. Сегодня судьба сербских дворцов различна: в одних размещены государственные учреждения, музеи, другие находятся в частном владении. Больше всего дворцов (около 85) находится в Воеводине, в других регионах страны их не более 20. Наличие большого количества дворцов в Воеводине объясняется тем, что она много лет была под управлением Австро-Венгрией.

Дворцовый комплекс Дедине

Дворцовый комплекс Дедине в Белграде зaнимaет территорию почти в 130га. Когдa-то этa земля принaдлежaлa Пaтриaрхии, но Кaрaджорджиевичи выкупили ее, a в 1922 г., после женитьбы нa румынской принцессе Maрии, король Алексaндр решил построить здесь свою летнюю резиденцию. Тaк появился Королевский дворец (Kraljevdvor). Oн был построен в 1929 году aрхитектором Живоином Николичем, a интерьеры выполнены по проекту и под руководством русского aрхитекторa Николaя Крaсновa. Они во многом напоминают покои царских палат московского Кремля. Фасад облицован хорошо известным белыммрaмором, привезенным с aдриaтического островa Брaч. Тем же мрaмором облицовaн и Белый дом в Вaшингтоне. Гостиные Королевского дворца оформлены мебелью в стиле ренесaнсa и бaрокко. Стены укрaшеныкартинами сербских,французских, венециaнских и голлaндскиххудожников, а также гобеленaми фрaнцузских мaстеров XVII и более рaнних веков. В витринaх выстaвлен китaйский фaрфор. До второй мировой войны в библиотеке дворцa было почти 50 тысяч ценных книг, сейчас остaлось только семь тысяч. К счaстью, сохрaнился стaринный глобус, сделaнный известным кaртогрaфом XVIвекa Коронелли. Под первым этaжом нaходятся курительные сaлоны, бильярднaя и один из первых в Сербии кинозaлов. Королевский дворец колоннадой связан с дворцовой часовней, посвященной Святому апостолу Андрею Первозванному, защитнику королвского дома.


Белый дворец

«Белый дворец» (Belidvor) был построен в период c1934по 1937 гг. по приказуАлексaндра I Кaрaджорджиевича. К сожалению, королю не удaлось дожить до окончaния строительствa — он был убит в Maрселе в 1934. Первым жильцом Белого дворцaстал князь Пaвле, нaзнaченный регентом, который правил стрaной до трaгических событий 1941 года. Когда в 1945 году в Лондоне родился Алексaндр Второй, нaследник престолa, в Белый дворец въехaл товaрищ Тито. В то время обычным грaждaнaм невозможно было дaже подойти к дединьскому пaрку, а дворцы строго охрaнялись. «Белый дворец» — это двухэтажная вилла из белого мрамора в сербско-византийском стиле, построенная по проекту архитекторов Живоина Николича и Николая Краснова. Белый мрамор для фасада был привезен с острова Брач. Салоны дворца выполнены в стиле ренессанса и барокко.Сохранившаяся мебель принадлежит нескольким эпохам. Стены украшают гобелены работы французских мастеров XVII и XVIII веков.Своды в нескольких помещениях расписаны фресками по мотивам сербских народных песен и копиями фресок из монастырей Сопочани и Дечани, которые внесены в список мирового наследия ЮНЕСКО.Центральный холл Белого дворца украшает большой портрет короля Александра работы сербского художника Пайи Йовановича, а также полотна французских живописцев первой половины XVII века. Столовая обставлена в стиле чиппендейл. Здесь же находится замечательный фарфор из Севра. В большом и малом торжественных салонах стоит оригинальная мебель в стиле Людовика ХV, и висят венецианские люстры.


Старый дворец

Старый дворец (Stari Dvor) ныне мэрия Белграда.Он был построенза два года (1882-84 гг.) в академическом стиле по проекту архитектора Александра Бугарского, получившего образование в Будапеште. Со Старым дворцом связаны важные политические события периода правления династии Обреновичей. Ко времени постройки здания дворца Сербия была провозглашена королевством. В 1889 г. король Милан отрекся от власти в пользу своего сына Александра, который был убит в том же Старом дворце в 1903 г. во время майского переворота. К власти пришла династия Караджорджевичей, которые правили по 1914 г. Во дворце проходили заседания народного парламента, а вплоть до начала второй мировой войны – дворцовые приемы высоких иностранных гостей, балы и другие развлечения для высшего общества. В ходе Второй мировой войны дворец сильно пострадал, поэтому в 1947 г. началось его восстановление. После войны в здании Старого дворца размещалось правительство, а с 1961 г. оно стало местом работы белградской мэрии.


Новый дворец

Новый дворец (Novi dvor)с 1922 по 1934 гг. являлся королевской резиденцией династии Караджорджевичей. Сегодня это резиденция президента Сербии. Дворец расположен на Андричевом Венце, напротив здание Старого дворца. Строительство велосьс 1911 по 1914 гг. по проекту СтоянаТителбаха (1877-1916), выдающегося сербского архитектора начала ХХ века. Во время Первой мировой войне здание сильно пострадал, но к 1922 году было полностью восстановлено. Когда королевская семья переехала в новый королевский дворец на Дедине, по желанию короля Александра, это здание стало Королевским музеем князя Павла. Музей находился в здании Нового дворца до 1948 г., когда оно было превращено в административный центр государства и республики. Для того, чтобы соединить бывший дворцовый комплекс со зданием Национального собрания были снесены ограда и помещение дворцовой стражи, а сад превратили в Пионерский парк. Благодаря своей исторической, культурной, общественной и архитектурной ценности в 1983 году Новый дворец был объявлен памятником культурного наследия Сербии.


Дворец Фантаст

Дворец Фантаст расположен недалеко от города Бечей, в центральной части Воеводины. Его построили в 1923 году для известного землевладельца Богдана Дунджерски. Один из богатейших людей своего времени захотел воплотить наяву свою давнюю мечту о лучшем имении на свете. На территории в 65 га находятся дворец, капелла святого Георгия и конюшня.Дворец представляет собой смесь различных форм и стилей, нетипичных для этих пространств. Сейчас в первозданном виде сохранилиь только стены и двери. От роскошного интерьера и ценностей не осталось ничего – всё исчезло в далёком 1945 году. Богдан Дунджерский никогда не женился, в жизни у него были три страсти: женщины, вино и кони. Не удивительно, что большую часть имения занимала конюшня, а почётное место отводилось могиле коня по кличке Инквизитор. После войны итальянцам было продано почти полторы тысячи породистых рысаков, причём по ценам скотобойни. Говорят, что Джунджерски до сих пор не может этого простить своим потомкам. Раз в году, в ночь на 19 августа, его дух седлает тень Инквизитора и объезжает бывшие владения. Благо могила Богдана находится тут же, в капелле Святого Георгия, расписанной его близким другом известным художником УрошемПредичем. Но пока от карающей руки хозяина и копыт его любимого коня никто не пострадал. Напротив, дворец «Фантаст» является одним из амых посещаемых туристических мест Воеводины. Здесь работает гостиница, в парке оборудованы спортивные площадки и теннисные корты, проложены дорожки для неторопливых прогулок. Гости комплекса могут взять несколько уроков верховой езды.


Дворец Капетаново

Дворец Капетаново находится недалеко от местечка Стари Лец, нелдалеко от дороги Зренянин – Вршац. Банатский жупан Бела Ботка приказал потроить его в 1904 году по образу и подобию средневековых замков польской знати. Два высоких фронтона с зубчатыми стенами, массивная квадратная башня и стрельчатые окна прекрасно передают дух романтичного историзма. На первом этаже дворца разместили гостиную, библиотеку, столовую и кухню, а наверху — спальни.После Певрой мировой войны была проведена аграрная реформа, в результате которой Бела потерял почти всё своё состояние, предался пьянству и азартным играм. В результате летом 1938 года дворец Капетаново стал одним из лотов общественного аукциона. В отчаянии жена Ботки красавица Эмма покончила с собой: она подожгла себя на дворцовой башне. Новым хозяином поместья стал богатый торговец Франц Май, купивший его на аукционе как приданное для своей дочки. В честь ее мужа, Милана Капетанова, владевшего замком до конца Второй мировой войны, он и получил свое нынешнее имя.До августа 2006 года Капетаново находилось в собственности государства, а затем продано под отель и полностью отреставрировано. Но роскошная гостиница пока так и не принял ни одного постояльца. Говорят, что этому противится дух прекрасной Эммы.


Дворец в Новом Кнежевце

Дворец в Новом Кнежевце был построен в 1782 году по заказу богатого торговца Марко Сервийски. Это один из красивейших дворцов Воеводины, построенный в стиле позднего барокко. Характерной для него чертой, например, является терраса, украшенная кованой оградой и заканчивающийся мансардой центральный ризалит. Фасад здания богато украшен лепниной, в центре помещено изображение герба семьи Сервийских. Когда-то в здании находились богатая библиотека – больше трёх тысяч книг, коллекция охотничьих портретов и старого трофейного оружия. Интерьер отличался дорогой мебелью, многочисленными серебряными и бронзовыми украшениями, изящной фарфоровой посудой. Здание дворца окружал прекрасный парк. Сейчас здесь располагаются суд и администрация коммунальных служб общины Нови Кнежевац. Это здание объявлено памятником культуры большого значения.


Дворец Белимарковича

Дворец Белимарковича был воздвигнут в Врнячкой Бане по проекту венского архитектора Франца Винтера при участии Павла Денича в 1882-1887 гг.. Он предназначался для генерала Белимарковича, министра короля Милоша Обреновича и регента несовершеннолетнего короля Александра Обреновича. Роскошное двухэтажное здание построено в духе романтизма с элементами стиля эпохи Возрождения по образцу вилл северной Италии. Для строительства использован белый мрамор из личной каменоломни генерала. Симметричность здания подчёркивается центральным ризалитом. Над венчающим дворец карнизом возведена декоративная стенка.На крыльцо поднимается широкая лестница, здесь же установлены четыре столба, удерживающие террасу второго этажа. Наследники Белимарковича жили здесь вплоть до семидесятых годов прошлого столетия, когда здание было выкуплено государством и отреставрировано. В настоящее время оно носит название „Замок культуры“, здесь расположен краеведческий музей, проводятся выставки, концерты, презентации. Дворец Белимаркович провозглашен памятником культурного наследия Сербии особого значения.

Здание Нового дворцавозводилось как новая резиденция династии Карагеоргиевич и последнее из зданий комплекса дворцовых зданий на Теразиях. С архитектурно-художественной точки зрения, сопротивляется зданию Народной ассамблеи и создает комплекс самых значительных зданий в Белграде . Он построен в соответствии с первоначальной концепциейпо амбициозному проекту архитектора Александра Бугарского (1880).Центральное место занимался бы королевский дворец, который должен был быть построен на месте Старой резиденции (бывший дом Стояна Симича). Старый дворец( г.) был предназначен как левое крыло дворца, адворец престолонаследника, построенный в середине г. для престолонаследника Михаила Обреновича , как правое крыло. Считается, что дворец престолонаследника князя Михаила был построен по проекту архитектора Косты Шрепловича в стиле романтизма, но некоторые источники указывают, что он только наблюдал за отделочными работами а проект, на самом деле, разработали Йован Френцл и Йосиф Касно, самые известные архитекторы в Главном бюро строительства. Строительство этого здания уже указывало на тенденциюпостроитьдворцовый комплекс как трёхчастную композицию. Тем не менее, князь Михаило жил в Старой резиденции, а новое здание было предназначено для Министерства иностранных и внутренних дел.

Идея построить Новый дворец возникла после убийства Александра I Обреновича и сноса Старой резиденции год спустя. Новый король, Петр I Карагеоргиевич , проживал в Старой резиденции, которую в предшествующем периоде использовали только для торжественных приемов. Поскольку Старый дворец не был подходящим домом для монарха, казалось совсем естественным построить новую резиденцию.

Закладка Нового дворца для Александра I Карагеоргиевича начала г. по проекту Стояна Тителбаха (1877-1916), выдающегося сербского архитектора с начала 20-го века. Новый дворец является его единственным известнымпроектом, который он разработал в качестве архитектора Министерства строительства. Здание Нового дворца закончено в г. Оно потерпело большой ущерб в Первой мировой войне и тщательно восстановлено в 1919-1922 гг. под руководством специальной Комиссии, которая одновременно работала над проектом Старого дворца. Среди членов комиссии, которая полностью заботилась о будущем дворцеи главном штабе маршала, были художник Урош Предич и архитекторы Министерства строительства Петар Попович и Момир Корунович. Новый дворец стал официальной королевской резиденцией в июне г. когда Александр I Карагеоргиевича и его супруга Мария переехали в здание.

Стиль строительства

АрхитектураНового дворца отражала идею исторической целостности комплекса, подчеркиваятенденцию завершить, в пространственном и символическом смысле, идею государства. Здание Нового дворца простроено в качестве архитектурного аналога Старого дворца. Трехэтажное здание было построено в стиле академизма с элементами принятыми, главным образом, из ренессансной и барочной архитектуры. Самый репрезентабельный фасад смотрит на сад, а угловой ризалит, стоящий на углу здания, разработан в виде купола похожего на архитектурное решение Старого дворца. Таким образом осуществлялась гармоничность дворцового комплекса и его симметрия. В системе расчленения фасада центральное место занимают первый и второй этажи какединственное композиционное решение, цокольный этаж выполнен в рустикальном стиле, в то время как третий этаж выполнен независимо и более скромно. Расчленение главного фасадаподчеркивают боковые ризалиты и центральный ризалиты, в середине которого находится парадный вход с овальным навесом. В соответствии с назначением здания особенное место на фасаде занимались геральдические символы. В люнете центрального ризалита находился герб королевской династии Карагеоргиевич. Самая высокая и, следовательно, доминирующая часть Нового дворца башня сошпилем, на верху которой находится бронзовый двуглавый орел в полете, который представляет главный элемент, соединяющий фасады с видом на улицы Краља Милана и Андрићев венац. Ещё один важный геральдический символ существовал под куполом угловой башни: два одинаковых, симметрично расположенных щитах с крестом и четырьмя огнивами, то есть сегмент герба королевства Сербии и позже неотъемлемый сегмент герба королевства Югославии . Центральным мотивомфасада с видом на улицу Андрићев венацявлялся арочный ризалит, над которым находилась монументальная композиция с гербом в центре.

Планировка помещений Нового дворца утверждена проектом из 1911 г. в соответствии с назначением здания. Первый этаж отведен подпомещения для торжественных приемови столовой, часть здания с видом на улицу Краља Милана отведена под помещения для особо важных гостей, а второй и третий этажи были предназначены для королевской семьи. Помещение для кухни не было предусмотрено проектом, но рядом находился дом в шумадийской (Шумадија) манере, связанный тоннелю с первым этажом дворца. Репрезентабельное оформление интерьера и обстановка помещений дорогой мебелью выполнено французской компанией Безье. Особое внимание уделено оформлению интерьера вестибюля, актового зала, столовой, комнатами в боснийском, японском и английском стилях, помещений, предназначенных для проживания короля и королевы.

Ограда с воротами и караульными будками, выделяющая здания и сад от улицы краља Милана являлась неотъемлемой частью дворцового комплекса и представляла элемент, который связывал новый и старый дворец. Подобную роль играло здание для дворцовой стражи. Архитектор Момир Корунович выполнил расширение и реконструкцию фасада этого здания (1919/1920) таким образом, чтобы обеспечить единообразие стилейНового и Старого дворцов. Ворота в виде триумфальной арки с рельефной пластикой и геральдическими символами, арочное здание для дворцовой стражи, сад с фонтаном, расположенным между дворцами придавало ансамбле дворцовых зданий репрезентабельный и торжественный вид.

Музей князя Павла

Здание Нового дворцабылоофициальная королевская резиденция с 1922 по 1934 годы. Когда королевская семья переехала в новый дворец на Дедине, по желанию короля Александра это здание стало Королевским музеем князя Павла. (впоследствии переименованный в музей князя Павла.) Музей был одним из самыйважных учреждений культуры в королевстве, а по мнению современников принадлежал ряду самых современных музеев в Европе. Сама по себе выставка былауникальной и необычной. На первом этаже были выставлены доисторические, античные и средневековые артефакты, на втором этаже быликоллекция памятников национальной культурыи югославского искусства 19-го века, третий этаж был предназначен для современного европейского искусства, среди которых важное место занимали произведения отечественных мастеров. Музей князя Павла находился в здании Нового дворца до г. когда оно получило новое назначение при смене государственного устройства.

Изменения выглядят

Реконструкция Старого и Нового дворцов и новое назначение этих зданий после Второй мировой войны превратили дворцовый комплекс в административный центр государства и республики. Для того, чтобы соединить бывший дворцовый комплекс со зданием Национального собрания была снесена ограда и здание дворцовой стражи, а сад превратили в Пионерский парк. По проекту архитектора Милана Мирнича ( -) выполнены работы по реконструкции и расширению здания бывшего Нового дворца для нуждПредседательстваНРС. Построили большой актовый зал с вестибюлем, фасад с видом на Старый дворец получил совсем новое архитектурное решение, которое подчеркивала колоннада ионических колонн, в то время как сохранились боковые линии и линии оригинального архитектурного решения с видом на улицы краља Милана и Андрићев венац. В соответствии с изменениями на восточной стороне Нового дворца находился подъезд напротив Пионерского парка, а геральдические символы были заменены символами нового государства. Особое внимание уделено оформлению интерьера пристроенной части, украшенной произведениями самых значительных югославских художников: Тома Росандић, Петар Лубарда , Милан Милуновић, Милица Зорић и др.

Здание Нового дворца с 1953 г. предназначено для размещения высших органов государственной власти. В нём были размещены Исполнительный совет НРС, Совет НРС, Председательство СРС и на длительный период времени местопредседателя Республики Сербии. Новый дворец и принадлежащие здания являются одним из самых драгоценных исторического ядрах Белграда. Благодаря своейисторической, культурной, общественной и архитектурнойценностион был объявлен культурным наследием в 1983 г («Службени лист града Београда» бр. 4/83).