Самые длинные трамвайные пути в мире. Береговой трамвай в бельгии. Самый туристический маршрут

Чуть больше месяца как в Петербурге начал курсировать ночной ретро-трамвай. Пока, лишь эксперементальный, однако власти утверждают, что маршрут станет регулярным.
«Собака.ru» изучил действующие пути следования городских трамваев и выяснил, как устроить себе экскурсию за 25 рублей. Интересные трамвайные маршруты - самый короткий, самый длинный, исторически важный, единственный загородный и самый живописный.

№3. Площадь Репина - Сенная площадь

(Площадь Репина - Лоцманская улица (обратно: проспект Римского-Корсакова) - набережная реки Фонтанки - Садовая улица - площадь Тургенева - Садовая улица - Сенная площадь)

3-й маршрут - самый короткий в городе. Его путь состоит из семи остановок, и 2,5 километра путей. Тройка появилась еще в 1907 году и двигалась от Балтийского вокзала до Новой Деревни. Со временем длина пути сокращалась, да и сам маршрут закрывали четыре раза. В марте 2013-го он появился снова, связав площадь Репина и станцию метро Сенная площадь. Сегодня на путях работают новые челночные трамваи с двумя кабинами, способные разгоняться до 80 км/ч.

№9. Ж/Д станция Ручьи - метро «Удельная»

(Проспект Науки - Тихорецкий проспект - проспект Культуры - проспект Луначарского - проспект Энгельса - Енотаевская улица)

Еще один исторический маршрут. Он также действует с 1907 года, в этом году была открыта первая в Петербурге трамвайная полоса. На маршруте движение приостанавливалось лишь в 1941 году, когда во всем городе прервалась подача электроэнергии. В 1950 году его маршрут возобновили с некоторыми изменениями и увеличением длины путей. Попасть на исторический маршрут легко: сегодня девятый трамвай ходит с интервалом в 10-15 минут.

№100. Придорожная аллея - Ж/Д станция Ручьи

(Придорожная аллея - проспект Энгельса - проспект Просвещения - улица Руставели)

В 2007 году, в честь столетия со дня открытия сухопутного электрического трамвая в Петербурге, был запущен 100-й трамвай. Вернее, в сотый переименовали 57-й маршрут. Но изменения коснулись не только номера: по путям пустили первый скоростной трамвай. От станции «Придорожная аллея» до проспекта Луначарского была организована «зеленая волна» (синхронизация светофоров для безостановочного движения), а пути реконструированы. Сегодня маршрут продлен до станции «Ручьи» и работает в обычном режиме. Что касается 57-го трамвая - его маршрут появился снова в 2009 году, работает и сегодня.

№36. Оборонная улица - поселок Стрельна

(Улица Трефолева - улица Маршала Говорова - улица Новостроек - Кронштадтская улица - проспект Стачек - Петергофское шоссе - Санкт-петербургское шоссе)

Единственным трамваем, который следует в пригород сегодня остается 36-й. Его маршрут проходит по бывшей 66-километровой Ораниенбургской электролинии, которая, по сути, является первой линией пригородных поездов в Петербурге. Изначально 36-й соединял завод имени Ломоносова с Петергофской площадью, а в 2006 году получил свой окончательный вид: почти 20 километров путей, которые начинаются на Оборонной улице и заканчиваются на станции «Стрельна».

№77. Проспект Солидарности - улица Коммуны

(Проспект Солидарности - улица Дыбенко - Дальневосточный проспект - Новочеркасский проспект - Якорная улица - Среднеохтинский проспект - Большая Пороховская улица - Ириновский проспект)

Cамый длинный маршрут, длится 23 километра. Маршрут проходит вдоль Невы через два моста: Володарский и Александра Невского. Начинается на станции «проспект Солидарности» и заканчивается кольцом улицы Комунны.

Текст: Евгений Строков

Московский монорельс.

Несмотря на то, что первый рельсовый эстакадный транспорт появился в России еще в XIX веке, попытки превратить его в полноценный вид общественного транспорта увенчались успехом только в начале века XXI. 20 ноября 2004 года в свой путь над Москвой отправился первый состав. Впрочем, до 2008 года монорельс рассматривался скорее как своеобразный аттракцион. Ходили составы с 10:00 до 16:00 с интервалом в полчаса, стоимость проезда составляла 50 рублей, и только с 10 января 2008 года монорельс стал полноправным элементом транспортной системы российской столицы. В настоящее время московский монорельс представляет собой линию протяженностью 4,7 километра, связывающую улицу Сергея Эйзенштейна с платформой Тимирязевской через ВДНХ и Останкино. Поскольку дорогой управляет московский метрополитен, то и система оплаты проезда на нем аналогична московскому метро.



Круиз на паровозе. Кругобайкальская железная дорога.

Вдоль западного берега озера Байкал проходит железная дорога «Слюдянка – Байкал» протяженностью 89 километров. Когда-то она была частью Транссибирской магистрали, однако со вводом в эксплуатацию участка на другом берегу дорога пришла в запустение. Сейчас она используется для связи с большой землей жителей прибрежных поселков, а также в качестве туристического маршрута. Многочисленные мосты и тоннели вкупе с живописными пейзажами Прибайкалья привлекают внимание любителей экзотического отдыха. К их услугам одна из туристических фирм предоставляет ретро-поезд «Байкальский круиз». Из Иркутска состав доставляется электровозом на станцию Слюдянка, откуда, ведомый уже локомотивом на паровой тяге, он идет до поселка Байкал и обратно. Длится поездка два дня.



Метротрам. Волгоградский скоростной трамвай.

Открытая в 1984 году линия Волгоградского скоростного трамвая сегодня является одной из достопримечательностей города-героя наряду с Мамаевым Курганом или Старой Сарептой. Все потому, что часть линии проходит под землей и подземные остановки выглядят как самые настоящие станции метро. Только вот платформы не возвышаются над путями, а вместо электричек ездят такие же трамваи, как и наверху. Схожесть с метрополитеном закрепила за транспортом название «метротрам», хотя до 2011 года было всего две подземных станций и одна эстакадная. Теперь же под землей располагается пять станций, однако участок «Профсоюзная – ТЮЗ – Ельшанка» обслуживают только новые сочлененные ЛВС-2009, у которых кабины расположены с двух сторон. Привычные же «Татра Т-3» туда не заезжают из-за отсутствия разворотного кольца, по-прежнему сворачивая с эстакады на «Пионерской» на площадь Чекистов. К чемпионату мира-2018 года планируется запустить новую линию скоростного трамвая.



Транспорт гидроэнергетиков. Черемушкинский трамвай.

Возле Саяно-Шушенской ГЭС расположился поселок с названием Черемушки. Живут здесь в основном гидроэнергетики, эту самую ГЭС обслуживающие. А основным способом добраться на работу является трамвай, за 15 минут проходящий весь маршрут. Уникальность черемушкинского трамвая не только в том, что часть маршрута проходит по бывшему дну Енисея, но и в том, что он стал последней трамвайной системой, построенной в нашей стране. Всего через семь месяцев после открытия маршрута распался СССР, а на современном этапе истории пока ни один город трамваем не обзавелся.



Трамвай курортника. Село Молочное.

Если черемушкинский трамвай предназначен для доставки на работу тружеников, то его «родственник» из села Молочного, что под крымской Евпаторией, возит отдыхающих. Учредить свой собственный трамвай в 1989 году решила администрация санатория «Береговой», который, несмотря на название, расположен в полутора километрах от черноморского пляжа. Именно отдыхающие являются главными пассажирами трамвая и могут пользоваться им бесплатно. Но и любой желающий, купив билет у кондуктора, сможет прокатиться до черноморского побережья. С присоединением Крыма к России трамвайная линия села Молочного протяженностью всего полтора километра стала самой короткой в России.



Трамвай из леса. Волчанск.

Завершаем небольшую серию трамвайных очерков повествованием о трамвае города Волчанска, расположенного на северо-западе Свердловской области. Распространено мнение, что Волчанск – самый маленький в мире город, имеющий собственный трамвай. Городские власти в 2009 году даже хотели засвидетельствовать этот факт в книге рекордов Гиннеса, но в Германии отыскался Бад-Шандау, который, несмотря на население меньше трех тысяч человек, имеет статус города и обладает собственной трамвайной системой. Однако и без того волчанский трамвай уникален. Дело в том, что Волчанск состоит из двух частей: Волчанки и Лесной Волчанки, разделенных заросшими лугами и тайгой, через которые и едет трамвай. Несколько десятилетий назад существовала междугородняя трамвайная линия между Волчанском и соседним Карпинском, в котором также был свой трамвай, однако в далеком 1965 году ее разобрали, чтобы пропустить шагающий экскаватор, да так обратно и не собрали. А в 1994 году Карпинск отказался от трамвая. В Волчанске же, несмотря на конкуренцию в виде автобуса, трамвай по-прежнему ходит.



Узкоколейная дорога жизни. Алапаевская УЖД.

К северу от Алапаевска расположены несколько деревень, добраться до которых можно одним-единственным способом – по железной дороге с шириной колеи 750 миллиметров и протяженностью 270 километров, что делает дорогу длиннейшей узкоколейкой на территории России. Построил этот транспортный и исторический памятник в конце XIX века А. Ю. Иллеро, алапаевский промышленник французского происхождения, для производственных нужд. В XX веке предназначение дороги изменилось: вместо металлургов она стала обслуживать лесозаготовителей, а также жителей окрестных деревень. В середине прошлого столетия алапаевская узкоколейка представляла собой разветвленную сеть железных дорог, а до наших дней дошла только основная линия Алапаевск – Калач с небольшими ответвлениями. Впрочем, чтобы добраться до крайней точки пути, путешественнику придется сделать пересадку в Санкино, куда поезда из Алапаевска, имеющие в своем составе общие и плацкартные вагоны, ходят четыре раза в неделю. От Санкино до Калача трижды в неделю ходит состав из тепловоза и одного общего вагона. За Калачом дорога немного продолжается и обрывается на местном кладбище. Такой конец железнодорожного пути часто воспринимается как тревожный символ скорой «смерти» узкоколейки, однако, несмотря на постоянную угрозу закрытия, дорога, являющаяся для жителей Калача и других деревень единственным средством связи с цивилизацией, продолжает работать.



Крымский троллейбус.

С присоединением Крыма Россия получила не только самый короткий трамвайный маршрут (см. выше), но и самый длинный троллейбусный. Дело в том, что троллейбусные системы Симферополя, Ялты и Алушты соединены между собой междугородними маршрутами. В 2014 году были восстановлены закрытые в 1998 году маршруты «Аэропорт Симферополь – Алушта» и «Аэропорт Симферополь – Ялта». Теперь, чтобы доехать от аэропорта Симферополя до южного побережья, туристу достаточно сесть в троллейбус и проехать более 90 километров по горным трассам.



Полет над Волгой. Нижегородская канатная дорога.

Нижний Новгород и расположенный на другом берегу Волги город Бор связывают не только железная дорога и шоссе, но и подвесная дорога. Ежегодно дорога над Волгой, гребным каналом и прибрежной зоной используется тысячами пассажиров, направляющимися из Бора в областной центр на работу и учебу. Трехкилометровый участок пути с перепадом высот 62 метра восьмиместные кабинки преодолевают за 15 минут, что существенно экономит время. Правда, утром и вечером гораздо больше времени уходит на ожидание своей очереди на посадку. Несмотря на достаточно высокую стоимость проезда (по состоянию на 2014 год одна поездка обходится в 75 рублей), транспорт популярен среди учащихся, которым предоставляются льготные проездные.



Фуникулер «советского Сан-Франциско». Владивосток.

Говорят, что построить во Владивостоке фуникулер решил Никита Сергеевич Хрущев: после возвращения из Америки он решил превратить столицу Приморья в «советский Сан-Франциско», одним из символов которого является канатный трамвай. Расположить фуникулерную линию решили на склоне сопки Орлиной, обращенной к бухте Золотой Рог, и в 1962 году между улицами Суханова и Пушкина появился 183-метровый рельсовый путь, по которому стали курсировать два вагончика. Вдоль линии по склону горы в 1957 году проложили лестницу для ходьбы во время ремонта или профилактики фуникулера. Местные жители называют ее «лестницей здоровья». Значительную часть пассажиров составляют студенты ДВФУ, чьи учебные корпуса находятся рядом с обеими остановками фуникулера.



P. S. Свет в конце пещеры. Новоафонская железная дорога.

Завершает наш топ Новоафонская пещерная железная дорога, расположенная в Абхазии.

В 1961 году в Новом Афоне в недрах Иверской горы была обнаружена одна из крупнейших пещер Абхазии. Спустя 14 лет ее решили сделать открытой для туристов, а для их удобства проложили железную дорогу, многими сравниваемую с метро. От традиционной «подземки» новоафонскую отличают только узкая колея и отсутствие второго пути. Протяженность дороги составляет 1,3 километра, имеются три станции. Составы из шести вагонов проходят весь путь за пять минут. Курсируют поезда с мая по ноябрь, а также в рождественские праздники.

Береговой трамвай в Бельгии самая длинная трамвайная линия в мире, проходит вдоль бельгийского побережья Северного моря.

История Берегового трамвая

Береговой трамвай в Бельгии появился как железная дорога с шириной колеи 1000 мм между городами Остенде и Ньивпорт в 1885 году, позже, в 1890 году была достроена часть Остенде — Кнокке. Дорога использовалась, в основном, для пассажирских перевозок. В 1912 году дорога была полностью электрифицирована постоянным током на 600 вольт, с этого же времени её можно рассматривать как трамвайную линию. В годы войны дорога пришла в упадок и просуществовала в таком состоянии до 70-х годов, когда была проведена масштабная реконструкция.

Существует проект продления маршрута до Брескенса в Нидерландах и Дюнкерка во Франции, однако даже приблизительные сроки его воплощения неизвестны.

Характеристика береговой трамвайной линии

Длина линии берегового трамвая - 67 километров (в некоторых источниках указано - 68 километров). Центром всей системы можно назвать Остенде.

Часть пути находится на выделенном полотне и напоминает железнодорожную линию, часть путей находится в одном уровне с автодорогой и выглядит как обычный трамвай. На пересечении с автодорогами стоят автоматические шлагбаумы, закрывающиеся при проезде трамваев.

Интервал движения - от 15 минут до 1 часа. Трамваи следуют строго по расписанию, а на остановках вывешены табло, информирующие о приходе ближайшего трамвайного поезда.

Депо трамвая находятся в городах Де-Панне, Остенде, Кнокке.

Остановки Берегового трамвая

Всего на маршруте 69 остановок, поездка по всей линии занимает 2:21.

Крупнейшие населённые пункты и остановки в них:

  1. Де-Панне
  2. Коксийде
  3. Остдюнкерке
  4. Ньивпорт
  5. Ломбардсийде — Вестенде
  6. Мидделкерке
  7. Домейн Раверсийде
  8. Остенде
  9. Бредене
  10. Де Хаан
  11. Вендуине
  12. Бланкенберге
  13. Зеебрюгге
  14. Хейст
  15. Кнокке

Начиная с 2013 года по Санкт-Петербургу курсирует специальный экскурсионный ретро-трамвай. Этим увлекательным и необычным видом транспорта уже сумели воспользоваться сотни петербуржцев и любознательных гостей города. Этот скромный по размерам вагон, но невероятно милого вида радует горожан уже который сезон подряд. Вполне вероятно, что такое хорошее начинание станет доброй традицией в городе на Неве.

Сам вагон был изготовлен еще в довоенное время, и когда он движется по городу, то неизменно привлекает к себе взоры прохожих, вызывая улыбки на их лицах и естественное желание его сфотографировать. Как правило, ежедневные поездки на таком трамвае начинаются 18 апреля, а заканчиваются 2 ноября. Чтобы сохранить такую старинную технику, трамвайное депо решило отказаться от зимних поездок. К тому же туристы не так часто приезжают с Санкт-Петербург зимой.

Надо сказать, что маршрут такого трамвая сориентирован главным образом на гостей города, поэтому они с большим удовольствием любуются городскими достопримечательностями через окна ретро-трамвая. А по дороге гиды с увлечением рассказывают об истории развития транспорта в Санкт-Петербурге. Маршрут этого трамвая проходит от Васильевского острова, затем он следует к Тучкову мосту, затем по Петроградскому острову и к Троицкому мосту, а далее движется по Садовой улице вплоть до площади Тургенева, на которой он разворачивается и отправляется в обратный путь.

Трамвай отправляется в путь от Среднего проспекта на Васильевском острове, остановка возле музея Городского Электротранспорта. Кстати, интересующиеся также могут посетить этот музей. До площади Тургенева трамвай движется со всеми остановками, так что на него можно подсесть в любом месте по маршруту следования.

Буквально до недавнего времени Санкт-Петербург считался чуть ли не самой трамвайной столицей мира, но в последнее время отдал свою пальму первенства Мельбурну. Но все же и до сегодняшнего дня в городе имеется несколько интереснейших маршрутов, прокатившись на которых, можно за символическую плату познакомиться с замечательными местами северной столицы.

Маршрут № 36. Единственный на сегодняшний день городской трамвай, следующий до пригорода Санкт-Петербурга. Любой петербуржец или гость города может сесть на этот трамвай на Оборонной улице и, проехав, почти 20 километров, минуя по пути множество остановок, сойти на конечной остановке в самой Стрельне. А дальше можно пройти и посетить русский Версаль. Кстати, маршрут трамвая №36 проходит по Ораниенбургской электролинии протяженностью 66 километров, которая по праву считается самой первой в городе линией пригородного сообщения.

Маршруты №5 и №6. Один из них следует с острова Голодай на Волковское кладбище, а второй – с этого же острова на Красненькое кладбище. Дело в том, что благодаря этим давним маршрутам в блокадном Ленинграде даже бытовала такая фраза – «поголодаю и на кладбище». Такой вот черный блокадный юмор. Хотя, вы сейчас вряд ли найдете на карте города остров Голодай, поскольку этот остров, находящийся в дельте Невы и входящий в состав Василеостровского района, носит название острова Декабристов. Однако, начиная с 1775 года у него было другое название – Галладай, и только позднее и вплоть до 1926 года местные жители упрощенно называли его Голодай.

Маршрут №77. Считается самым длинным маршрутом в городе. Следует от проспекта Солидарности и до самого своего кольца на улице Коммуны. Длина его маршрута составляет целых 23 километра. По пути своего следования минует два моста – мост Александра Невского и Володарский. Так что по пути можно осмотреть множество прекрасных зданий и исторических мест.

Маршрут №3. Считается самым коротким маршрутом в городе, его протяженность составляет всего лишь 2,5 километра, а по пути он делает всего лишь 7 остановок. Но зато по пути своего следования от площади Репина до Сенной площади он провозит пассажиров по очень интересной исторической части города.


Береговой трамвай - самый длинный трамвайный маршрут в мире. Первая часть маршрута была проложена в 1885 году как железная дорога. Сейчас это 67-километровый маршрут, который пролегает вдоль всего бельгийского побережья Северного моря.


В настоящее время маршрут начинается в Кнокке, у границы с Голландией и заканчивается в De Panne, у французской границы.

Сейчас на линии около 70 остановок, находящихся в 15 зонах-городах. Стоимость проезда делится "до 2 зон" и "3 и более зон". На схеме номерами обозначены автобусы и трамваи, на которые можно осуществить пересадку.

Цена билета 1,2 евро за 2 зоны или 2 евро за неограниченную поездку. Если вы собираетесь сделать несколько поездок на трамвае, то выгодно купить дневной билет. 5 евро - и катайся на трамвае хоть целый день по всем городам побережья. Что мы и сделали. Правда билет у нас ни разу не проверили:)

Трамвайный вокзал в Остенде. Касса внутри и табло с расписанием снаружи. Oostende station - крупный остановочный пункт посредине пути. Часть трамваев по расписанию могут ходить "до Остенде".
Для обслуживания 1000мм-колейной трассы берегового трамвая используются специально сделанные для неё ещё в 80-х вагоны. В 2000-х все вагоны прошли модернизацию. Вид трамвайного вагона спереди:

Вид трамвайного вагона сзади:

Часть маршрута пролегает через городские кварталы.

Часть - вдоль морского побережья.

Вот забавный участок, с одной стороны - пляж, с другой - пушки и артиллерийские орудия времён 2 мировой войны (открытый музей "Атлантическая стена")

Трамвай движется довольно быстро. На пересечении с автодорогами стоят автоматические шлагбаумы, закрывающиеся при подъезде трамваев.

Часть пути выглядит так:

Там где трамваи делят полосу движения с автобусами, полотно выглядит так:

По ходу движения очень много перемычек между путями и резервных колец, благодаря которым возможен объезд сломавшихся трамваев или сокращение маршрута.

Пешеходно-велосипедный переход через трамвайный путь.

Трамвайные пути можно ремонтировать и менять круглый год. Одна колея меняется, а трамваи, пускают через перемычки по колее противоположного движения.

Трамваи ходят чётко по расписанию. Расписание можно взять на трамвайном вокзале или прочитать на остановках. На каждой остановке - табло со временем прибытия ближайших трамваев и автобусов.

0 - это береговой трамвай. Интервал движения трамваев осенью был 15 минут. Летом трамваи ездят через каждые 10 минут. В расписании написаны период его действия и все часы-минуты отправления на каждой остановке по дням недели.
Остановка трамвая в Ньюпорте (Ньивпорт):

Лавочки на остановках не просто доски.
На них изображены исторические фотографии берегового трамвая. Так что ожидание трамвая можно скоротать, разглядывая не только рекламу.

Вот так выглядел трамвай на этой линии в середине прошлого века.

Внутри трамваев - специальные компостеры. Главным отличием их являются кнопки с количеством зон, на которые пробивается билет.

Салон вагонов берегового трамвая объединён. Часть салона - низкопольная.

Пассажиры берегового трамвая.

Над дверями, как в метро, висит схема линии.

Трамвай подъезжает к остановке в Koksijde.

Есть остановки по требованию прямо посреди трассы между городами. На пляж:)

В салоне:

Из окна какого ещё трамвайного маршрута в мире можно увидеть такой пейзаж?

Остенде. Справа - стоянка яхт. Слева - гостиница.

Если будете в Бельгии, непременно прокатитесь на береговом трамвае!